Преподобный Ваннах рече: По всей видимости, считалось, что актер, перевоплощающийся в роль, утрачивает частицу своего духа, замещая его чем-то другим. И занимается этим постоянно. Результатом представлялась своеобразная коррозия духа, утрата самого главного для человека - вечной и бессмертной самости.
я на это:
Это всё слишком "по-станиславскому". Средневековый актёр, скорее всего, никаким "перевоплощением" не занимался. Он вообще не стремился к "достоверности" - его задачей было произвести впечатление, потешить публику. И это занятие, таки да, считалось "западловским". Причём не только в христианской Европе.
Почему? Тут нужно сделать некоторые замечания о природе зрелища вообще.
Излюбленным человеческим зрелищем во все века была казнь, пытка, на худой конец - публичное унижение. Более рафинированные виды "зрелищ" берут своё начало из некоторых выделенных фрагментов казни. В частности, "хорошо поставленная" казнь предполагает процедуру глумления над жертвой. И актёрское искусство имеет в качестве "источника и составной части" и искусство палача-"глумливца", изобретательно истязающего жертву на потеху толпе. Другое дело, что спектакль есть "бескровная жертва" - не казнь, а имитация казни, имитация унижения (как в греческой трагедии, суть которой сводится к изображению страдания, причём максимального страдания - минимальными средствами). Однако, суть дела от этого не меняется (что хорошо понимал Аристотель со своей садистической теорией "катарсиса"). И не нужно забывать, что самый известный в новой истории спектакль был поставлен римскими легионерами:
Мф. 27:
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
Соответственно, отношение к актёру родственно отношению к палачу: это брезгливость, уместная по отношению к занимающемуся "грязным делом" человеку (пусть даже этот человек "развлекает").
Интересно отметить, что современная журналистика имеет своим корнем не столько литературу (спокойное и почтенное занятие), сколько именно актёрское ремесло. Настоящий журналист - это именно "актёр пера" (сейчас уже микрофона). Современная журналистика, впрочем, почти что вернулась к корням: "журналистская акула" обычно делает себе имя именно на расправах над кем-либо или чем-либо - начиная от "известных лиц", и кончая "всякими разными святыньками".
Впрочем, такая эволюция вполне логична: не нужно забывать историю античного театра, начинавшего с трагедий, а кончившего "зрелищами погорячее".
)(
вне всякого сомнения - так!
egmg
June 19 2001, 09:06:07 UTC 18 years ago
Anonymous
June 20 2001, 00:14:24 UTC 18 years ago
Палачей боялись (уважали), актером брезговали. Актер утрачивал достоинство, причем достоинство душевное. Отказывался от собственной души. Становился чем-то вроде обезъяны, передразнивающей людей.
Да и вообще, социальная среда средневекового актера - уголовная. Хотя уголовника считали человеком, а актера - нет. Он был чем-то вроде попугая на плече Сильвера...
Пионер.