На этой неделе умер Эрик Ромер. Не было времени ни написать, ни подумать о том, что произошло. Собственно, это была символичная жизнь в искусстве и не менее символичная смерть -- настоящее кино умерло в том же самом госпитале в тот же самый миг. В последние годы он крайне мало общался с прессой, но продолжал снимать. Когда в 2001-м ему вручили Золотого льва "за заслуги перед кино", я понял, что осталось недолго.
Если говорить о творчестве, то он конечно был бОльшим писателем, чем художником. Каждый из двух десятков ромеровских фильмов это история, написанная на пленке, а не проявленная на ней. Абсолютно французский жанр -- "говорить о танцах" и писать о кино. Меня всегда поражало, что при кажущемся отсутствии лоска его фильмы приковывали внимание так, что 2 -3 часа после просмотра можно было находится под впечатлением и каждую секунду возвращаться назад. Без спецэффектов и музыки, без эротических сцен, драк и погонь, без всего того, что делает кино со зрителем последние 50 лет, он одними словами, жестами, мимикой передавал все что нужно передать. Ни больше, ни меньше. Я всегда задавался вопросом, а можно ли языком кинематографа передать отношения между мужчиной и женщиной, которые бы были показаны с предельной, экзистенциальной откровенностью, но без предельной чувственности? Он снял такой фильм -- "Моя ночь у Мод". Можно ли говорить о любви без нарочитости и театральности и при этом не ударяться в пошлость? Да, на это есть его серия "Сказки времен года".
Кто-то наверняка скажет, что Ромер скучен, болтлив (диалоги, диалоги, диалоги), высокомерен. Что он отжил свой век и не сделал больше того, что смог, а смог он не много, и т.д.
Пусть так, я не против. Дэвид Юм как-то сказал, что самое главное удовольствие для умеренного человека это поговорить о жизни в компании единомышленников. Так вот Ромер и есть тот человек, с которым можно говорить через его фильмы. Практически обо всем. Большего человеку и не нужно.
Rohmer R.I.P.
Subscribe to Telegram channel mikaprok