mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Дуремар в русском болоте

На улице стремительно холодает. Идет снег с дождем и ветер до 30 метров в секунду. Тем временем Москве назначили нового мэра и он тут же пообещал разом побороть все беды, являющиеся исконными русскими недостатками. Имеется в виду та самая универсальная мантра национального тупика: дураки, дороги, взятки. Внимательный читатель заметит тут логическое противоречие -- ведь приходит зима, когда (по закону подлости) все перечисленные недостатки проступают еще отчетливее. А сам мэр как назло тоже вроде бы русский по национальности, поэтому ДНК побороть не сможет.

Это логическое противоречие легко преодолимо и вовсе не так страшно, как кажется на первый взгляд. СМИ и публичная политика РФ уже давно живут по другим законам. Кто-то когда-то уже объяснил всем и вся, что "не понять" и "не измерить".
Кто этот кто-то достаточно хорошо понятно, но вот кто взял на себя роль "разжевывателя" сей нехитрой мысли -- что русские органически неспособны к чему бы то ни было хорошему?

Другими словами, учитывая монолитную власть и полную умственную расслабленность научной элиты, интересно было бы понять кто формирует интеллектуальный ландшафт этой страны. Кто пишет все эти книги о социальных явлениях, политике, истории и т.д, которые потом обсуждают в кулуарах, цитируют президенты и премьеры, прижимают к груди студентки гуманитарных ВУЗов? Где она "русская уникальность"? Если разобраться, то окажется, что это не представители академической науки, поскольку они слишком скучны. Не журналисты, из-за критически низкого Ай-Кью и не политики из-за отсутствия оного. Если не брать в расчет маргиналов типа Лимонова или Дугина (с которыми и так все ясно) кто же это?

Есть такой типаж -- провинциальный всезнайка. Внешне этот тип производит странное впечатление. Как правило, это немолодой неопрятный человек с обязательной шариковой ручкой в нагрудном кармане пиджака или рубашки, легкой двухнедельной небритостью и одухотворенным выражением на синеватом лице. Движение его отрывисты, либо наоборот нарочито театральны. Он худ и у него, видимо от чрезмерной усидчивости, проблемы со зрением.

В общении всезнайка интересен (как он сам о себе думает). Он либо безостановочно и с плохой дикцией говорит о чем-то близком ему и совершенно неблизком слушателям, либо молчит, изредка буркая себе что-то под нос.

Попавшись на его пути, вы вынуждены будете быстро перемещаться в противоположную от всезнайки сторону уже через несколько минут после начала вербального контакта. Всезнайка везде был и все видел. Он цитирует Гете вперемежку с Лениным и уже давно просчитал кубический корень из двух до 256-го знака после запятой. Несмотря на все это, живет наш герой скромно и, как правило, с престарелыми родителями. Работает по специальности в НИИ Пищевой и детской промышленности младшим научным сотрудником. Коллеги любят и ценят всезнайку. За плечами участие в конкурсе самодеятельной песни и пляски и клубе "Веселых и находчивых умников". Живет всезнайка, как следует из названия, вдали от центров европейского просвещения. Вполне естественно ожидать от личности такого масштаба тем вселенской важности.
Одна из них, конечно же, о загадочной русской душе.

Проводя умопомрачительные исторические параллели, защищаясь ловко (как ему кажется) подобранными цитатами из "Книги Мертвых" и XXV съезда КПСС, наш герой на 250-300 страницах убористого текста железно доказывает недоказуемость русской теоремы. К фирменным ходам относятся ссылки на "исконное русское рабство", "Петра I -- основателя тюрьмы народов", "СССР -- родина Сталина", "народ заслужил того кого избрал" и тому подобное. Разумеется все ссылки подгоняются под общую канву, отрывочные знания призваны залатать трещащую по швам концепцию, ну так и что. Нельзя же объять необъятного. Вот и приходится заменять знания всезнайством, а жизненный опыт сами знаете чем.

Интересный пример из описанной выше серии -- "Русская модель управления" Прохорова. Очень популярная книга и популярный автор, которого считают не зазорным пригласить к себе в качестве лектора ведущие ВУЗы страны. В самой книге он, словно издеваясь над нами, слово в слово еще раз повторяет все клише. Доказательную базу он как ученый строит ровно на тех же самых прописных истинах, которые и стремиться доказать. То есть ходит взад и вперед по тому же логическому кругу, который с такой страстью описывает в своих нетленках. В итоге борьба с русским проклятьем заканчивается так же как и начинается -- ни с того ни с сего.

Что можно еще писать или говорить об этом не знаю, но я точно знаю, чего не следует писать. И кем не следует быть -- несчастным Дуремаром на берегу бескрайнего русского болота.
Tags: history, prokhorov, russia, sobyanin, ussr