С начала XX века в Западном мире наблюдалась невиданная ранее десакрализация знаний. Значительная либерализация общественной и политической жизни, уход в прошлое ряда социальных институтов, да и просто массовый доступ к информации естественно вел к росту числа грамотных людей. Одновременно с этим, популяризация привела к снижению уровня компетенции специалистов в самых разных областях. Барьеры доступа к знаниям понижались пропорционально возрастающему интересу к ним, а также расширения области знания. Получилось, что математик, биолог или врач XIX века по сравнению с их vis-a-vis в середине XX века были более квалифицированными, но менее знающими специалистами. Нетронутыми оставалось совсем немного областей знаний, в частности, философия. Случилось это и по причине врожденного интеллектуального аристократизма "науки наук" и потому, что она в отличие от своих менее удачливых товарок не имела непосредственного применения в народном хозяйстве.
XXI век исправил оплошность с философией. Один за другим стали выходить брошюры, в заголовках которых значится "философский". В подавляющем большинстве случаев это филологический прием или прямая профанация. Однако случаются редкие исключения. Например, "Breakfast with Socrates" Robert Rowland Smith. Не знаю, переведена ли эта книга на русский язык, но думаю, что перевод нужно было бы сделать. Своеобразная "Философия для чайников", данное произведение можно отнести к категории опубликованного блога, в котором действия или ситуации из обыденной жизни рассматриваются с точки зрения философского подтекста. Платон комментирует завтрак, Фуко поход в спортзал, а Аристофан -- сексуальное влечение. Остроумное и поверхностное, это произведение тем не менее хорошо передает ощущение того, как мы живем. Во всем, чтобы не делал человек виден определенный интеллектуальный фон, который по существу и есть западная культура. Интерес представляет также англо-саксонская позиция автора -- если тот или иной философский текст нельзя "применить", то он бесполезен и, скорее всего, ущербен. Представить себе такое на континенте было бы нельзя. Во Франции или Германии высшие сферы никогда не опускались настолько низко. Эта небольшая книжица почему-то напомнила мне фундаментальную (и противоречивую) "Историю Западной философии" Рассела. Несмотря на то, что это строго академическое издание, в нем отчетливо просматривается этот аспект "объяснения на пальцах". В заключении короткое видео с анонсом книги от автора.