mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Category:

Радио Модерн



Что такое современное искусство? Ни один специалист, галерист или художник не сможет дать на этот вопрос вразумительного ответа. Лично мне кажется, что слово искусство в таком контексте нужно взять в кавычки. Как сказал в свое время один из наиболее востребованных современных художников Поллак: "Art? It's man's name". Впрочем, если оставить область неосязаемого и подойти поближе к liberal values, то картина вырисовывается весьма интересная. Около 3/4 художественного рынка -- это произведения выполненные после 50-го года. Причем цены на современное искусство растут примерно на 9-10%% в год, а в период с 1994 по 2004 они выросли в общей сложности на 87%. За тот же промежуток времени "старые мастера" выросли в цене лишь на 6,4%. Более половины всего рынка живописи -- картины стоимостью до 15000 евро, т.е. это массовый европейский и американский рынки.

Произведения "искусства" стали доступны десяткам тысяч людей и этот рынок фактически стал разновидностью банковского. Интересно, что настоящая революция в ценообразовании, -- начальная оценка аукционом произведения -- произошла относительно недавно. Именно с начала массового спроса и прихода в этот сектор экономики "профанов" были установлены границы и правила вхождения. Сами картины при этом претерпели большое количество изменений. Их цена и "ценность" в общем смысле перестали зависеть от старомодного подхода мастерства (ориентированного на ремесленный подход к исполнению произведения), а приобрели абстрактно-новаторский характер. Содержание, форма или стоимость компонентов, из которых состоит предмет экспозиции, перестали играть решающую роль. Главное -- идея, чаще всего выраженная в специализированном буклет с информацией о выставке. Таким образом искусство перестало носить индивидуальный характер и превратилось в финансовый инструмент поп-культуры, выпускаемый цехом художник-галерист-искусствовед, с наименее слабо выраженным первым звеноном.
Tags: art, books, economics, history
1