На этой неделе в РФ фактически стартовала подготовка к выборам 2012. В первую очередь, речь идет о декорировании улиц предвыборными плакатами "кандидатов" и присоединившихся. Надо сказать, что многие граждане уже виртуально проголосовали за одного из самых завидных
Интересно, что все как один наши избранники берут в качестве примера экономического и даже политического роста современный Китай. Страна еще десяток лет назад считавшаяся чуть ли не изгоем в российских политических кругах приобрела совершенно другой вес и значение. По крайней мере в незамысловатой риторике кандидатов. Поэтому говорить о наших баранах нет смысла, а есть желание побеседовать об их образце -- Поднебесной.
На меня позитивное впечатление произвела книга под названием "Партия" Ричарда Макгрегора, благодаря которой я окончательно сформировал свое впечатление от политики Китая в последние 30-35 лет. Если обобщить все, что мы знаем о Китае, то можно сделать неутешительный вывод -- это крайне неустойчивое государство. Политические и экономические интересы страны порой кардинально расходятся и все чисто политические решения принимаются в угоду как раз-таки сиюминутным приносящим прибыль планам. Это приводит к отсутствию любых политических претензий, например в случае Тайваня или Гон-Конга, управляемых автономно. Постольку поскольку это выгодно с точки зрения налоговых поступлений. С другой стороны все более менее крупные компании от финансового и заканчивая добывающим сектором контролируются государством через специально назначаемых чиновников. В любой китайской корпорации есть партийная ячейка, через которую могут приниматься кадровые или управленческие решения. Советы директоров или выбранных менеджеров играют техническую роль. Возможности такой системы достаточно велики, т.к. это фактически сеть нейронов с центром принятия решений, однако любое экономическое потрясение заставит работоспособность этой сети.
Эстетически это еще более интересно. Чудовищная коррупция сочетается, например, с показной бедностью глав крупных китайских холдингов. Каждый чиновник имеет именную машину с отдельным номером или вообще без номера, выделенную жилплощадь и всяческие льготы. При этом, как правило, ничего не известно про его семью и их образ жизни. Чем выше по штатной иерархии, тем меньше реальной информации попадает в прессу о людях, управляющих Китаем. Получается своего рода бомба с часовым механизмом: пока все хорошо и доходы простых китайцев растут, никому нет дела до таких мелочей. Между прочим в Китае существует реальная оппозиция, выступающая за либерализацию законодательства и раскрытия полной истории времен правления Мао, но все их действия очень жестко контролируются. Есть люди, собирающие статистику жертв "великого скачка" и коллективизации. Это разительно отличается от РФ, где вещи связанные с историей трактуются на редкость однообразно.
В целом государство у китайцев получается совершенно искусственным, с двумя большими автономиями и одной офшорной зоной. Управляется оно как и РФ засчет известной конъюнктуры (дешевый, практически, рабский труд). Снижение цен на автоматизацию приведет к спаду экономического роста. Поскольку главный поставщик заказов на этот труд Запад, то Китай, фактически, полностью зависим от воли сильных мира сего, как бы это не представлялось притянутым за уши. У Ланькова была хорошая аналогия про велосипед: пока он едет все хорошо, стоит ему остановиться и все упадет.