Давеча известный советский мыслитель Валерий Панюшкин на страницах вдовствующего издания Snob задал несколько вопросов атеистам.
По задумке нашего мудреца, в момент артикуляции указанных вопросов в душе атеиста должна натянуться тугая струна веры и резонировать непосредственно в головной мозг, совершая процесс погружения в купель не хуже профессионального попа. Не пытаясь обидеть Валерия (ибо бесполезно), отметим следующее обстоятельство -- указанный список вопросов представляет собой пример лирического идиотизма русской жизни и не имеет ни к вере, ни к атеизму ни малейшего отношения. Отвечать на них нет никакого смысла, потому что таковые ответы не выявляют последствий религиозного и какого-либо еще жизненного выбора. А задать имеет смысл другой вопрос -- насколько религия и чувство с ней связанное важны в современном мире?
Ответ, который приходит в голову мне -- совершенно не важны. Ширина информационного потока, в частности позволяющая задавать такие вопросы, настолько велика, что не оставляет места для религиозного рвения у большинства просвещенных граждан. Церкви пустеют, обрядовая часть (венчания и поминки) сходит на нет во всем мире. Ответы на "большие" вопросы: что есть Бог? Есть ли вечная жизнь? и тому подобные не имеют к религии никакого отношения. Это вопросы философские, а в условиях биоинженерии 21 века даже научно-философские. Ответы на них зависят от эстетических предпочтений больше, чем от чего бы то ни было еще. Само обстоятельство, заставляющее людей в контексте веры задавать вопросы, какие ваши любимые книги, уже кажется лишней тратой времени.