Эпизод со съемок "Soul Kitchen"
Интересно и поучительно, что в начале XX века немецкоязычная киноиндустрия являлась одной из самых продвинутых в мире и выпускала один шедевр за другим.Фриц Ланг или Лени Рифеншталь лишь частные, хотя и вполне репрезентативные примеры. Именно в Германии и (частично) в Австрии были изобретены основные киножанры, которые в последствии были освоены и развиты за океаном и Ла-Маншем. Прямо пропорционально снижению влияния немцев на политической арене как следствие двух мировых войн, шло на убыль и их культурное влияние. По сути, в пятидесятых годах можно было говорить о новом немецком кино, которое считалось лишь невыразительной тенью прежней роскоши идей. Фассбиндер никак не был равен даже французам новой волны, не говоря уже о своем непосредственном наследии. Все, что было произведено в Берлине и Гамбурге отдавало плохо скрываемым отсутствием содержания и воли. В конце 80-х -- 90-х наступил своеобразный перелом, когда пропала даже тень тени. Музыку стали заказывать персонажи класса чешского Тома Тыквера и турецкого Фатиха Акина. В данном случае можно взять один из последних фильмов Акина -- "Soul Kitchen", -- и на его примере разобрать основные даже не ошибки, а прямо-таки провалы производства.
Понятно, что к комедии какие вопросы -- она должна быть смешной. Тема эта крайне субъективна. Как те самые китайские игрушки из популярного анекдота, которые отличаются от патентованных тем, что не радуют. Однако же, режиссер турекого происхождения подсунул нам самые что ни на есть "китайские игрушки". Известный факт -- зритель ассоциирует себя вольно или невольно с главным героем, поэтому с ним, по возможности, должны происходить неожиданные перемены к лучшему, либо предсказуемые (и желаемые) перемены к худшему. В Душевной Кухне мы видим прямо-таки кризис идентичности киножанра -- с главным героем случаются неприятности постоянно и необратимо. Они не мотивированы ни характером героя (конформист и естественно гасарбайтер-грек :-)), ни объективными внешними факторами (все проблемы случайны или черезчур схематичны). Любовная линия одновременно чудовищно нелогична и по-немецки вульгарна. Достаточно сказать, что любовь всей жизни оказывается совершенно чужим человеком и ценностно и социально, а единственное признание в любви за весь фильм выражено эрекцией при массаже. Сюжет жутко затянут и сам фильм невообразимо скучен -- по моему скромному мнению, можно было бы отказаться от половины сцен и не потерять ни грамма скудного содержания. Диалоги прорисованы скудно и неправдоподобно. Показательно, что воплощение зла в персонаже самого талантливого актера на площадке -- Удо Кира, -- едва произносит за весь фильм пару фраз.
Наконец, неясна сама мораль картины. Что, собственно, хотел сказать-то?
Я так понял, специальный приз жюри был взят "Душевной Кухней" именно за глубокую иронию над судьбами европейских эмигрантов. На них валятся все неприятности, а они не унывают и дружат друг с другом как ни в чем не бывало.