Общеизвестно, что будущий номинант Гран-при Каннского фестиваля долгое время работал в видео-прокате и, как он сам утверждает, посмотрел все фильмы на Земле. Традиционно именно этому факту приписывают его эрудицию и рифмованность сюжетных линий с основными каконоческими картинами 40-60-х гг.. К этому же обстоятельству можно отнести мимкрию под "низкие" жанры и приемы откровенно скопированные из B-movies. Собственно слаженность сюжета, глубина замысла и эпичность Тарантино никогда не интересовали. Там где это частично получалось и смотрелось оригинально, например все в том же "Pulp Fiction", он превосходил себя. Там где не получалось -- был все тем же "режиссером на грани вкуса".
В этом смысле "Джанго" очень показателен. Задумывавшийся в качестве своеобразной черной комедии a la "Бесславные ублюдки", по форме копирующий итальянских мастеров giallo и спагетти-вестерна вплоть до прямых заимствований на грани копирайта, а содержательно выстраивая пародийный мир "Унесенных ветром", он неожиданно выявляет главные недостатки и Тарантино и американского кино в целом.
В рамках замысла получилось стилистически безупречное высказывание, что же касается смысловой составляющей все несколько сложнее. Ясно, что Шульц (персонаж Вальца :-) ) играет божественную силу просвещения. Он не реальный персонаж (иначе что бы он делал в середине XX века в Штатах). Просвещение правда почему-то немецкое, а не французское, при том высказывания Доктора (т.е. одновременно врача и ученого) носят абсолютно руссоисткий уклон. Роджер Эберт тут абсолютно прав, видя в данном персонаже концептуальный промах. Доктор выступает в роле Прометея дающего огонь и уходящего на небо по завершению передачи, но что делать с огнем свободы кроме как убивать всех вокруг он не говорит. Т.е. свобода это жестокость и вседозволенность. Тарантино, понятно, в такие глубины мог и не заглянуть -- ему важна касса и скандальный сюжет на самую табуированную американскую тему. Но вообщем очевидно, что фильм на уровне мысли приобретает расисткий оттенок, с учетом того что муссируется отмена свободной продажи огнестрельного оружия и 9 из 10 преступников с огнестрелом в США отнюдь не белого оттенка кожи. Слышен и не слишком морально оправданный подтекст -- вы нас самих научили убивать, теперь разгребайте.
Рабство само по себе Тарантино что называется "до лампочки", важно приподнять табу и добавить побольше клюквенного сока к каждому кадру. На фоне объективных этнических проблем это обстоятельство превращает "Джанго" почти в порнографию (не в лучшем смысле слова). В "Ублюдках" проблема мотивировки жестокости стоит куда более остро и безусловно это одна из причин своеобразного каннского недоумения. Получается, что голых женщин ты показывать горазд, а чем с ними заниматься не знаешь.
Непонятна также целевая аудитория -- собственно для кого это снято. Чернокожим это не понравится, а белым будет в массе своей не так интересно как, возможно, ожидалось.
По канве можно и не проходить -- там масса нестыковок, но, как я уже сказал, по сравнению с содержательным прогибом все остальное бледнеет.