В социальных сетях снова раздаются всхлипывания обиженных журналистов. На этот раз со стороны "Большого города". Дело, как всегда, не очень понятное -- то ли владелец сокращает бюджет, то ли увольняет основную редакцию, то ли редакцию интернет-издания. А может не увольняет, а просит уйти самостоятельно. Ясно одно -- от опального "НТВ" и до журнала "Русская жизнь" за отечественными СМИ прочно закрепился образ выгребной ямы, в которой периодически случаются смены редакционных политик, дележ спонсорских средств и выплывают пикантные подробности внутренней кухни.
Уверен, что в данном конкретном случае с коллективом авторов поступили несправедливо, было нарушение ТК РФ и профессиональной этики. Мало того, очевидно сама ситуация скандальности в СМИ очень выгодна власти, т. к. решает сразу несколько актуальных проблем -- от банального "разделяй и властвуй" до более стратегического подхода, не предполагающего развитие информационных сред за пределами официального кремлевского рупора. У обывателя должно выработаться стойкое недоверие ко всему, что говорят не через условный "Первый канал".
Ситуация прозрачна и несчастным коллегам можно только пожелать удачи. Однако, если подняться на высоту птичьего полета, то можно увидеть следующую картину.
Во всем мире журналы и телеканалы это бизнесы, существующие на деньги рекламодателей или подписчиков. Журналист, работающий в ежедневной газете выполняет роль аналогичную той, которая свойствена адвокату юридического бюро, врачу небольшой частной клиники или, допустим, старшего менеджера Делоит&Туш, а именно дает людям то, что они способны и хотят купить. Чаще всего информацию и определенный контекст, без которого она не существует. Своей ролью он непосредственно влияет на доходность организации и ее репутацию в окружающей среде. Главред это профессионал, определяющий стратегию развития издания на более длительный по сравнению с периодами печати срок, своего рода визионер, владеющий приемами гипноза и одновременно достаточно искусный администратор. И он и журналисты работают в тесной связке с финансовым и аналитическим отделом печатного органа хотя бы по той причине, что покупатель голосует кошельком.
Хороший пример -- De Correspondent, недавно открытая нидерландскими журналистами независимая интернет-газета с ценой подписки 60 евро в год. За первый месяц это издание умудрилось собрать аж 1 млн. евро и сумма продолжает рости. Не знаю, что с ними будет дальше, но спрос и предложение сработало просто чудесно.
Что происходит в РФ? Журналист представляет из себя непризнанного гения, которого зажали в рамки порочной редакционной политики и не дают толком самовыражаться. От бизнеса он максимально далек, но при этом очень важно 10-го и 25-го подойти к окошечку с надписью "Касса" и получить заветный конверт. Если с пайкой происходят перебои, журналист не стесняется поносить начальство на чем свет стоит, хотя в свободных профессиях начальник это и есть он, исполнитель. Главред ничем не управляет, а является просто умелым (а чаще всего неумелым) толмачом интересов собственника перед коллективом и взыскательным цензором. Читатели ему фиолетовы, тираж также не имеет значения. Важны 10-е и 25-е и в этом интересы главреда продолжают интересы окормляемого коллектива. Отсюда нецензурная брань в блогах в момент перекрытия пищевого канала. Именно из-за подобного подхода к жизни мы так редко видим интересные дискуссии в прессе или живую полемику. Люди занимаются не свойственной им работой. Собственник, как правило, бывает обманут в своих ожиданиях и не получает обещанной редактором прибыли. Что моментально приводит к схлопыванию нерадивых нахлебников.
Мораль сей басни весьма проста: пока люди с перьями в руках не возьмут в пример западных коллег, не будут относится к журналистике, как к ремеслу, а продолжат питать на свой счет самые нездоровые иллюзии отечественные СМИ будут оставаться грибом приросшем по недосмотру к углеводородному стволу. А от наростов периодически избавляются.
Posted via LiveJournal app for Android.