mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Шепоты и крики


Так по мнению многих должен выглядеть интеллигентный человек

Воспользовавшись внезапно образовавшимся временем, решил наверстать упущенное и посмотреть несколько современных российских картин. Как это не удивительно -- есть о чем поговорить.



Многие советовали "Кококо" -- этакую современную социальную (мело)драму в женских декорациях. Прежде всего, замечу, что из культурного или в случае РФ околокультурного поля совершенно выпало такое понятие, как интеллигентность. Как из общественного поля выпала порядочность, а из личного -- репутация. О таком "космосе" никто не говорит, а если и упоминает, то только для вызывания к месту правильных эмоций (жалость, сострадание и т.д.). Между тем сами эти состояния никуда не делись. Просто без культивации они быстро умирают и становятся обременительным грузом для тех, кто берет на себя смелость продолжать их поддерживать. С интеллигентным порядочным человеком с хорошей репутацией сделать ничего подлого нельзя, поэтому таких людей власти нужно избегать, как огня. Интеллигентов надо представлять некрасивыми тетками-бюджетницами за сорок с поломанной личной жизнью, порядочных -- комичными неудачниками, этакими Кандидами в современных реалиях. Ну а репутацию, вестимо, нужно планомерно пачкать до состояния близкого к эталонному цвету трубочиста.

Сюжетно "Кококо" как две капли воды похож на старый французский фильм с Депардье в к главной роли, в котором дикого, но радостного самца(Депардье) селит в своем доме умственно скромный представитель среднего класса. Естественно, и дом и жена последнего переходит в последствии к носителю "витальной силы". Это бродячий сюжет европейской драмы, начиная со средневековья. Ничего типично русского в самой такой постановке вопроса нет. Плохую "русскость" в фильме проявляется в образе интеллигентной закомплексованной дуры -- героини Анны Михалковой, уже поднаторевшей на таких ролях. Такую же "русскость", но уже со знаком "+" демонстрирует героиня из народа -- архетип Яны Трояновой. Общий вывод -- дурацкой интеллигенции невозможно ужиться с таким народом по причине собственной внутренней ущербности. Выхода нет, мы все такие. Соборность, коллективизм и т.д. Занавес. Жена Чубайса сняла фильм, за который ей должны повесить мемориальную доску в Лондоне. В очередной раз выполнен план по наущению (на этот раз женщин) как родину не любить. Что такое русскость, интеллигентность автор сценария слышала откуда-то издали, а вот комплексы, ругань и скандалы в фильме очень органичны.

Интеллигентность тем не менее проявляется и в формате самого зрелища. Пример может быть не 100%, но оттого не менее внезапной противоположности демонстрирует сериал "Откровения". Необычный расследования в разговоре 1:1 и еще более необычная душевность (напускная, но не будем слишком жестоки) сопереживания героям, немного искусственные, но красивые диалоги. Короче, тот театр, по которому мы так скучали и который мы потеряли с Кириллом Пироговым в главной роли. Не самый обаятельный актер и, как уже сказано, не самый удачный сценарий, но проект безусловно заслужил быть в рядах лучших отечественных телепродуктов. По ходу просмотра у него случается несколько очень хороших и замечательно интеллигентных эпизодов. В сравнении с пустенькими пародиями на западные сериалы, этот продукт выглядит свежо и по-русски глубоко.

Tags: cinema, cococo, critique, kirill pirogov, russia
Меня "Кококо" зацепил, но что-то всё время раздражало, какая-то фальшь - прочитала твои мысли, и поняла, что вот оно - персонажи же плоские, со знаками "+" и "-" - искусственно всё это, ну и взгляд самой Смирновой на весь контекст - не интеллигентный, да уж...
Зацепил, я думаю, сам сюжет. Абсолютно заслужено -- это непреходящая классика. Неприятно, что все это в исполнении "Дуни" Смирновой не только со стороны, но еще и свысока. Сама она на номенклатурной вершине попивает кофеек и смеется над недалекими зрителями -- "смотрите, это же вы".
Думаешь, она совершенно цинично всё это сделала? Мне почему-то казалось, что она что-то чувствует, и эти ее страстные речи в "Школе злословия"... Но, возможно, я просто не могу оценить степень цинизма;)
Ее цинизм, хотя лучше сказать насмешка, виден по финалу картины -- совершенно безнадежному и фарсовому одновременно. Т.е. у героев нет шансов сблизиться -- они из разных миров, причем мир подлой интеллигентки хуже естественного состояния ее партнерши. Фактически, режиссер говорит зрителю:
1. вы, интеллигенты, закомплексованные дураки вечно ходящие на эти ваши митинги и думающие о себе невесть что;
2. вы никогда не поймете простых и светлых людей, а они -- вас. Хотя вы скрываете свои настоящие инстинкты, которые у всех одинаковые (см.п.3);
3. для баб главное мужик под боком и чтобы пелось хорошо :-)

Сама она при этом как бы "интеллигент" и как бы "баба". Вот такой психоанализ.
Очень точный анализ:) Ни убавить, ни прибавить!