mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Category:

Розенкранц и Гильденстерн живее всех живых



Если задаться целью составить рейтинг самых популярных киногероев всех времен, то персонажи Конан-Дойля уверено займут место в первой пятерке. А за последние 3 года они плотно оккупировали золотой пьедестал всех возможных хит-парадов.
Придуманный французским бульварным романом и полностью достроенный Эдгаром По образ аутичного, но уверенного в себе детектива-гения с причудами явился ключом к весьма шаблонному, но весьма популярному жанру. Стандарты и отказ от тонкой литературной игры засчет сюжета -- любимая тема англичан. Парочка дедуктор и его помощника легла в основу всего последующего детективного романа. Бесчисленное множество экранизаций, включая замечательную ироничную работу с Майклом Кейном в главной роли, казалось бы поставили точку в заезженном сюжете, но тут наступил ренессанс сериалов и пошло-поехало. Отчаянный боевик Гая Ричи, британский пост-постмодернисткий Холмс с "делом на три табачных пластыря", американский политкорректный и традиционный сериал приветствие далеко не полный список. Ведь всех этих Менталистов-Хаусов и иже с ними вполне можно считать эпигонами движения.

Недавно вышел отечественный ответ Андрея Кавуна, бесхитростно признающий себя просто "Шерлоком Холмсом". На поверку все не так просто. В отличие от коллег из Европы и США, режиссер попытался сделать из фактически комикса костюмированную драму, максимально приблизив фокус к реалиям конца XIX века. Этакая история о том, от какой точки Уотсон (тут он не советский Ватсон) редактировал бы свое произведение, будь он Диккенсом или Теккереем. Если в эталонном кинопроизведении из жизни Холмса и Уотсона они сами представлены с точки зрения глубины характеров почти, как Розенкранц и Гильденстерн у Шекспира, то в 2013 году была сделана, вероятно, первая попытка очеловечить двух этих ростовых фигур. Они ревнуют и спорят, за их сухими репликами в оригинале видятся по-настоящему масштабные социально-политические дискурсы века (не побоюсь этих слов). С последним даже сделана попытка переместить все на современную почву и поиграть на актуальности наболевших проблем (серия про полковника Шолту). Такая попытка режиссера и всех съемочной группы кажется, по меньшей мере, интересной. Получилось, разумеется не все. И к сценарию в плане монтажа и динамики есть вопросы, к кастингу просто-таки гигантские претензии -- Петренко вполне профессионален на 4-, Панин просто Панин (т.е. без обаяния, но вроде как и не надо), Лестрейд на 5, а вот миссис Хадсон или Ирэн Адлер являются явными ошибками даже интонационно. При этом костюмер поработал на 5 (редкость), сюжет -- плюс-минус выверен. Старый фильм с Алексеем Петренко, кстати, тоже практикует такую матрешку про романы Конан-Дойла в повествовании самого романа. Это было интересно, но несмотрибельно, как кино. То был скорее радио-спектакль с правильной озвучкой. Тут же вполне
зрелый телефильм с любопытными нюансами, который не стыдно посмотреть. Редкий комплимент отечественному экрану.
Tags: cinema, critique, russia, sherlock, uk