Все в сборе, можно начинать
Если бы какой-нибудь пронырливый интеллектуал захотел вслед за французскими и американскими коллегами "расширить дискурс" и написать книгу не об обществе, а о государстве будущего, он был бы очень удивлен, узнав, что такая книга уже написана.Удивление бы вызвало, как название, так и автор. "Государство в третьем тысячелетии" Ханса-Адама II. В заглавии русского перевода его называют Правящим Князем Лихтенштейна, но технически он является Главой Правящей Семьи, а Правящим Князем является его старший сын Алоиз. В остальном представленный перевод выполнен вполне квалифицированно.
О чем же нам хочет поведать представитель, как считается, одного из самых старых правящих домов Европы?
Для начала он достаточно прямолинейно заявляет о своих ценностях и о том, что все представители его семьи -- прирожденные демократы. И именно этими демократическими ценностями нужно руководствоваться для того, чтобы, внимание, дать возможность отдельным группам населения право на самоопределение. Как, например, в Лихтенштейне :-). Демократический дух повелел Князю Хансу-Адаму II в 1992 создать на родине настоящей демократии в стенах Принстонского Университета Институт Лихтенштейна, занимающийся проблемами самоопределения. Самоопределение территорий (от мягкого варианта, как в Швейцарии и до жесткого, как в случае СССР) по мнению уважаемого автора позволяет избежать кровопролитий и экономической стагнации.
Далее он довольно увлекательно (материал готовил профессиональный журналист) повествует о генезисе государства от древнейшей истории до наших дней. Не упоминая многочисленных любопытных мелких завитушек, можно сказать, что наш герой отстаивает два тезиса:
1. переход наследственной монархии на почву не религиозной, а демократической (выборной) легитимизации путем проведения референдумов и высказывания вотумов доверия правящей семье. Как должен называться режим, где народ демократически отказывает монарху в доверии, однако оставляет за ним управляющие функции, Ханс-Адам II не говорит.
2. потеря значимости территории и полезных ископаемых для государства, переключение на квалификацию управления и "человеческий капитал". Опять-таки на примере Лихтенштейна.
В условной третьей части книги описываются функции государства будущего, естественно снова на примере родных палестин автора.Тут отстаивается популярный либеральный тезис о вреде ресурсов и огромной роли правильных законов. Например, от армии и государственного социального обеспечения следует отказаться -- ими должны заниматься частные организации под контролем отдельных выборных групп граждан. Своего рода либертарианство в своем абсолютном воплощении. Между прочим, в этой части книги рассматривается вопрос международных отношений государства будущего. Делается интересный вывод -- прозрачность границ делает их ненужными. Очевидно нужен пример, но вместо того, чтобы подкинуть на страницы книги очередное государство без границ a la Кипр автор высказывает следующую мысль: в текущих обстоятельствах правильную кооперацию международных отношений могли бы продемонстрировать США и Европа. ЕС смогла бы указывать США те, не соответствующие человеческим ценностям, уголки мира, которые нуждаются в поддержке и защите (с целью самоопределения компактных групп граждан). США с помощью своих превосходящих сил наводили бы порядок и дальше передавали инициативу обратно в европейские руки с целью правильной дипломатической стабилизации ситуации в том или ином регионе. Институт Лихтенштейна занимается изучением перспектив применения данного метода на примере сложных регионов планеты.
Наконец, венчает труд Князя действующая конституция Лихтенштейна, самая демократическая из всех существующих на Земле вариантов. Это свод мудрых шаблонных фраз занимает примерно 1/10 часть хауптверка.
Теперь несколько слов о том, кто написал сие. Все знают, что Лихтенштейн мал, но вообще-то как территория он оформился только во второй половине XIX века. Тогда же был организован знаменитый Банк Лихтенштейна (1868). До этого правящий дом Лихтенштейна, будучи младшими партнерами Габсбургов, владел кучей порой сильно разрозненных активов на территории Моравии, Силезии и Богемии. В результате 2-х европейских войн семейство лишилось большей части этих активов, кроме называемой всеми коллекции картин, банка и замков в Вадуце. Отец Ханса-Адама более 50 лет являлся главой Лихтенштейна и именно ему принадлежит идея формирования консервативной финансовой группы LGT Group на базе госбанка своей крошечной страны. Собственно это произошло ориентацией на Швейцарию. И именно он расставил акценты на сборе семейных активов после 1945 года.
Так убежденный либертарианец Ханс-Адам II во всех интервью утверждает, что ведет переговоры с правительством Чехии и структурами ЕС для возврата семейных замков. Прирожденный демократ Франц-Йосиф II в последний, 1984, год своего правления наконец-то через референдум решил даровать 30-тысячному государству право голоса женщинам. Теперь благодарные лихтенштейки смогут голосовать за размещение освещения ночного времени и регламент вывоза мусора. В 2003 году Ханс-Адам II провел референдум, по результатам которого "демократически" расширил свои полномочия до абсолютных, чем вызвал неудовольствие даже видавших виды чиновников ЕС. В 2004 году, передав бразды правления своему старшему сыну, "демократ" сосредоточился на расширении влияния LGT Group по всему миру, открыв филиалы группы в Южной Америке, а также скупке якобы когда-то принадлежавшей семейству коллекции картин.
Это, кстати, связанные вещи. Именно уникальная коллекция картин, в которой есть все гранды европейской живописи до 1860 года служит обеспечением банковским вкладам. Стоимость самой коллекции определяется специалистами правящего дома ;-).
Чистота денежного потока, проходящего через правящий дом, постоянно подвергается сомнению. Считается, что частно-государственный статус финансовой группы служит отличным прикрытием деятельности по координации криминальных денег из ЮВА и Южной Америки. Именно LGT Group послужила образцом для знаменитого закона, регулирующего возможность раскрытия европейскими властями тайны вклада в частных банках. Отдельного разговора заслуживает то, как Ханс-Адам II вышел из этой неловкой ситуации по образцу поведения падишаха из мультфильма "Золотая антилопа".
По прочтении этой увлекательной книги становится примерно ясно, как старые владетельные фамилии Европы, по-видимому, представляют себе настоящее государство будущего -- слияние компании с госструктурами, офшоризация cashflow, надгосударственные договорные отношения по компании с "мировым правительством" и, разумеется, абсолютная непроницаемость и "неинтересность" их личной жизни.
Такая вот демократия!
Продолжение следует...
et0neja
January 20 2017, 16:14:48 UTC 2 years ago
- Послушай, Карлсон... - снова начал Малыш.
Но Карлсон его тут же перебил:
- Вот ты умеешь считать. Прикинь-ка, сколько стоят мои большие
пальцы, если всего меня оценили в десять тысяч крон.
Малыш рассмеялся.
- Не знаю. Ты что, продавать их собираешься?
- Да, - сказал Карлсон. - Тебе. Уступлю по дешевке, потому что они не
совсем новые. И, пожалуй... - продолжал он, подумав, - не очень чистые.
- Глупый, - сказал Малыш, - как же ты обойдешься без больших пальцев?
- Да я и не собираюсь обходиться, - ответил Карлсон. - Они останутся
у меня, но будут считаться твоими. А я их у тебя вроде как одолжил.
Карлсон положил свои ноги Малышу на колени, чтобы Малыш мог
убедиться, насколько хороши его большие пальцы, и убежденно сказал:
- Подумай только, всякий раз, как ты их увидишь, ты скажешь самому
себе: "Эти милые большие пальцы - мои". Разве это не замечательно?