mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Categories:

5-е измерение



Прописные истины самые сложные для обсуждения. Вот, к примеру, "красота спасет мир". А мир нужно спасать? От кого-чего? Почему не доброта?
Оспаривать их неудобно, жить с ними некомфортно, а подтверждать накладно. Те из нас, кто может относительно быстро найти полтораста миллионов зеленых банкнот, смогут снять об этом фильм и навсегда избавить остальных от необходимости это делать.

В компоненте навязчивого морализаторства, обсужденного уже в 20-й итерации золотым веком французского романа, "Интерстеллар" удивительно похож на "Теорему Зеро".
Фильмы-идеи удаются только тогда, когда этих самых идей меньше 2-х. Если их больше -- это качественная публицистика или научная работа.
Мечта любого автора их соединить для соблюдения консенсуса реализма-эстетизма, однако раз за разом такие попытки проваливаются.



Нолан, держа книгу по теоретической физике в одной руке и фотоаппарат модели Leica S-E в другой, взахлеб рассказывает нам интереснейшую (как ему кажется) историю обо всем.
При этом у слушателя пару-тройку раз сводит зубы от аляповатого пафоса, в паре моментов он хочет оставить рассказчика наедине, а в конце уже заканчивает историю за него.
Как любой обаятельный враль, наш баснописец заимствут почем зря из всех газетных вырезок "времен очаковских и покоренья Крыма".
Небольшой список повлиявших: Кубрик (концепт, музыка, цвета, строение кадра), Кауфман (диалоги, образ космонавтов), Тарковский (концепт, "домик в деревне на ферме"),
Лукас (формат съемок, роботы), Уиммер (безэмоциональность). К ингридиентам нужно добавить courser'овских видео и щепотку обаяния Майкла Кейна.
Полученную смесь взбить неравномерно, бросить дрожжи и подождать 2 часа 47 минут.

Это если о фильме, но у английских братьев-акробатьев есть еще идеи.



Любовь vs. Разум

Ясно, что разум не может быть космического происхождения, так как его можно накручивать и улучшать.
Все эмоции искусствены. Людям рассказывают о любви без плоти, о радости без награды и о смелости без причины.
Женщины умнее и лучше мужчин, у последних, по Нолану, только технические задачи: довезти космический корабль или поработать передатчиком важной гравитационной информации.
Единственный живой человек во вселенной это пресловутый доктор Манн (Мэтт Деймон), разум которого
может служить только злу и в итоге аннигилирует его.
В конце концов, даже у полупроводниковой железки есть уровни юмора. А что остается? Только чувства. Чувства решают загадки и вытаскивают из космической "кротовой норы" кролика.
Правда, именно разум приводит человечество в другую галактику, именно разум позволяет доказать теорему всего и полететь на Сатурн (сменил бы уж что-ли декорации в виде ленты Мёбиуса)
и именно он позволяет нам понять эту киноленту.
Кроме пары моментов с плачем М.Макконахи чувства зрителю не понадобятся и он может смело сдать их в гардероб непосредственно перед сеансом.
Среди хороших заимствований остался незамеченным "Прометей", в котором кроме любви и разума есть еще Вера. Именно она ведет человека в дальние дали, а не чувство долга,
позволяющее разве что заставить себя досидеть без малого трехчасовой марафон.



Долг vs. Интересы

На поставленный и измусоленный до дыр вопрос, ответ расплывается по фильму бензольным пятном. Вроде бы, интуиция сама выводит на тему гармонии между первым и вторым.
Сам найду книжные полки в соответствующем измерении, сам шепну правильный ответ на часах и само собой все разрешится. Весьма странная конструкция с учетом приоритета любви перед разумом.
При этом все ради человечества, но с мучениями и вообще-то зря. При всем том, смерть ближних переносится весьма легко. Два дуэта дочь-отец вроде бы как раз про долг и чувства соответственно, но нет --
дочка Купера вырастает и заменяет доктора Брента. Кто и кого после этого должен любить и по кому скучать?

Ближе к выводам -- художественный формат здесь не нужен, "Интерстеллар" документальный фильм, думающий сам о себе исключительно в категориях от "B" до "C".
Нолан сам попал в пятое измерение искусства, где нет ни эмоций, ни логики, а есть бурлящее желание говорить правду громким голосом, светя из-за книжных полок настольной лампой жертве в глаза.
Tags: cinema, critique, interstallar, nolan, philosophy
you pukes will sleep with your rifles
Названия "потенциально обитаемых" планет хороши, можно было сразу: Маркс, Энгельс и Ленин.
Джефферсон, Вашингтон, Линкольн