Выращиваем кадры
Большое видится на расстоянии. Чтобы оценить масштаб финансовой мистификации Нового Света, нужно заглянуть в новейшую историю США.
Обычно высказывания Кремля (исключая невинного князя Дмитрия Анатольевича Мышкина) относительно интернета, новых технологий и прочих буржуазных ситичек расценивают в качестве архаичной чепухи еще и говоримой на редкость невпопад. Мол, собрались 60-е летние крокодилы и за стаканом «кефира» делятся измышлениями о молодежной моде. Эстетически такой взгляд на редкость правдив, но вот если попытаться избавиться от брезгливости и капнуть немного глубже, можно дойти до нескольких продуктивных выводов. Ведь любому советскому человеку известно, что в каждой шутке есть 2 доли. Поговорим немного о нешуточной доле. Разумеется, шутя.
"Андроид за работой"
Если взять в руки любую американскую бизнес-макулатуру, то окажется, что ее содержание на 90% состоит из психотренинга «здорового образа жизни». Мытье рук перед едой было элемент немецкой организационной модели крупного предприятия. Германские эмигранты на практике показали эффективность бережливого производства, а сама идея наложилась на индустриальный бум в Соединенных Штатах. Бессмертный основатель бихевиоризма Б.Ф. Скиннер подкинул организационному менеджменту развивающейся американской индустрии «идею на миллион» со слониками на серванте и капустой в огороде.
Отец гуттаперчевых истин Д. Карнеги адаптировал сие учение к ежедневному использованию. Если на эту проповедь провинциального косноязычного пастора взглянуть непредвзято, то окажется, что ее посыл адресован молодым неанглосаксам. Во-первых, wasp'ы все и так знают, а во-вторых, и это важно, знают чуть больше о природе человека, чем адаптируемые к ним народности. Китайцы, индусы, итальянцы, евреи (а теперь и латиноамериканцы) из низов среднего класса должны верить в Золотую Долину. На самом раннем этапе становления личности мещанские ценности должны становится даже не путеводной нитью, а целью. Счастье в благополучии, а о большем думать нечего. "Много будешь знать, скоро будешь лежать на дне Гудзона". Из этих нехитрых предпосылок, выдуманных мощным, но недостаточно культурным гигантом, растут ноги у очень большого количества явлений современного мира, к которым мы относимся, как к чему-то естественному. Скажем, на Скиннере, Ганте и Карнеги построено все бизнес-образование в мире. И весь публичный бизнес.
Нетрудно видеть, что «мещане» и "дети" являются основным лицом технологической Америки 90-2010-х. Мы все помним почтенных Robber barons сталелитейной, железнодорожной, нефтяной индустрий США. Обеленные сединами лица Дюпона, Моргана, Рокфеллера, Вандербильта в тиши роскошных кабинетов. Сейчас бизнес невероятно помолодел. Серьезные лица англосаксов сменились на улыбающиеся рожицы подростков-вундеркиндов, часто из национальных меньшинств. Единственный макет прошлой эпохи сохраняется на примере спекулянта Баффета, но это то исключение, которое лучше всего подтверждает правило.
Спрашивается, когда же произошел переломный момент и система стала массово заменять настоящих антерпренеров детьми-"вундеркиндами"? На поверхности явление появилось в момент возникновения крупных технопарков -- начало 70-х гг. прошлого века. Молодежь звали в новые отрасли, в которых управление было прочно связано с экспертизой. Например, производство вычислительной техники и программного обеспечения. Одно время в Xerox PARC средний возраст сотрудников был 28 лет, что тогда было скандальной цифрой.
Xerox PARC. "Цифровая машина" 70-х
А откуда появились замечательные полупроводники в San-Francisco Bay Area?
Т.е., другими словами, современный бизнес с образованными управляющими и миллиардными компаниями на бирже.
Шутки-шутками, а первым венчурным капиталистом Америки считается Жорж Дорио. Он, как и защитник независимости Штатов Лафайет, был французом. Служил в Плановом подразделении Армии Соединенных Штатов, а после войны, в честь дружбы и сотрудничества между двумя союзниками, основал замечательную бизнес-школу во Франции (INSEAD), каждый год выпускающую огромное количество профессионалов с титулом MBA. В США он организовал компанию ARDC, которая первой начала еще в конце 50-х вкладываться в зарождающуюся индустрию вычислительной техники. Именно благодаря Дорио, мы имеем персональный компьютер в его современном виде. Первым его сделал DEC, а сам DEC финансировал наш инициативный француз.
В штатском
Это, так сказать, официальная история. Первым настоящим венчурным проектом в США была, конечно же, бомба. Руководил Манхэттенским проектом с 1942 года бригадный генерал Лесли Гровс, до этого построивший Пентагон. Именно Гровс познакомил Дорио с Ванневаром Бушем (научным руководителем атомного проекта) и с этого уже началась параллельная работа в рамках развития средств доставки смертоносного оружия.
- А что это вы тут делаете? Кино-то уже кончилось...
- Нет, сынок, только начинается :-)
Обыкновенно, об этом пишут вскользь, но важно отметить, что современный венчурный бизнес появился, сформировался и окреп именно как побочное ответвление исследований радиолокационной техники ВМФ.
Например, у такой чудесной организации, как HP был не менее замечательный гараж, гениальные идеи и куча энтузиазма. Но именно ВМФ стали первыми крупными клиентами двух гиков из пригорода Сан-Франциско. Так получилось потому, что Стэнфорду, находившемуся рядом с Хантерс-Пойнт упал заказ на радио-оборудование. Вот такая вот случайность и естественность.
Тот самый гараж или метаболизм "Слоников и капусты"