mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Category:

Вино из цифр



Давеча Moody's снизил суверенный рейтинг РФ до оценки "Ba1" с негативным прогнозом. Шаг вполне прогнозируемый, но вызвавший невероятную бурю возмущения в отечественной прессе. В этой связи поговорим немного о рейтингах. Начнем, как водится, издалека.


В 1978 году Роберт Паркер выпустил первый номер журнала Wine Advocate. В нем он не просто писал о вине, но и представил балльный рейтинг от 50 до 100, по которому он решил оценивать каждую бутылку. Адвокат из Балтимора попытался повторить успех французского Michelin Guide, выставляющего звезды ресторанам. Удивительное дело, но ему довольно быстро удалось превзойти визави. В отличие от ресторанной критики, Паркер умудрился оценивать вино с очень большой точностью причем в рамках одной линейной шкалы. Если на бутылке или в журнале присутствует странная аббревиатуру "RP 83" или "RP 90", то эту продукцию уже попробовал наш герой. От RP 80 до RP 100 располагается отрезок с самыми высокими оценками. Он ежегодно "пробует" 12 000 бутылок. Конечно не самостоятельно,  у него работает несколько десятков аналитиков. Кажется такая ерунда -- человек пишет о вине, какое оно выдержанное, округлое, со сложным послевкусием и т.д. Какое это имеет значение?


Таким нехитрым способом скромному самодельному изданию из США удалось поспособствовать изменению всей винной индустрии.  Начиная с середины 70-х стало понятно, что бум потребления требует выработки четких иерархий в мире люксовых товаров. Появился лозунг "Quality, not Quantity" по отношению к чаяниям среднего класса. В 80-х, самых замалчивых годах последнего столетия, появилась та самая вебленовская культура консьюмеризма, какой мы ее видели в 90-х. Началось идеологическое обслуживание розничной торговли. Если говорить о вине, то до этого момента только энологи составляли свое мнение о его качестве. Фокус с рейтингами заключается в том, что с их помощью можно сделать любое приобретение "осознанным" и "квалифицированным".  Потребители (в сособенности мужского пола) обожают чувствовать себя экспертами и делать наиболее оправданный, как им кажется, выбор. Отсюда вырастает огромная идеологическая составляющая любой покупки.

Это хорошо видно на примере современного искусства. Мусор и ширпотреб объявили авангардом и начали объяснять с указкой и цифрами. Цифры это святое. Галиматью до сих продают через каталоги с пространными философскими пассажами об актуальности и важности. "Важность" самое важное понятие. Поскольку у важности нет границ, то под нее могут попадать сколь угодно много артефактов. Человеческая жизнь конечна, а важность бесконечна. "Покупай".


Понятно, что так потихоньку возникла уже знакомая "культура вина". Старания Роберта Паркера в значительной степени изменили винную индустрию Старого Света и открыли для всего мира вино Света Нового. Он начал с региона Бордо, но довольно быстро расширил спектр интересов на Италию и Испанию, а дальше в дело пошли Австралия, США и Южная Америка. Например, открытие "супертосканского" моментально вызвало интерес рынка к Италии и, фактически, переоткрыло эту страну для американского и японского потребителей.


Первое 100-бальное вино Паркера "Сасикайя"


В конечном счете, такое расширение привело к исчезновению монополии Франции и позволило выйти на арену, например, Калифорнийским винам. До 80-х они были сугубо внутренним товаром, а дальше начался их активный экспорт, в частности, в Европу. Без условного "Паркера" вся эта машинерия не заработала бы. Именно изменение подхода к индустрии сыграло ключевую роль и вывело американское вино на другой уровень потребления. Уже по итогам 2013 года родина демократии побила очередной рекорд в 1,55 млрд. долларов экспорта. А с 1994 года по 2013 экспорт вина по объему из Калифорнии вырос в более чем 3 раза (со 133 до 435 млн. литров). Калифорния это порядка 85-90% общего рынка вина США по разным оценкам. Доходность же выросла чуть ли не в 6 раз. Из второй десятки экспортеров вина Штаты стали 4-ми в мире.  


А.В.Челищев
Замечу к слову, что саму американскую индустрию виноделия создал наш бывший соотечественник, человек удивительной судьбы -- Андрей Челищев. Как профессиональный энолог, он разработал стандарты качества и стал производить продукт из французских сортов винограда в долине Напы. Это человек в виноделии масштаба Сикорского в авиастроении. Именно вина Челищева участвовали в 1976 году в слепой дегустации с французскими образцами и победили. Собственно, это событие явилось стартовым для Роберта Паркера в стремлении дать объективную картину качества вин.


Итогом деятельности Винного Адвоката стал практически тотальный информационный контроль над индустрией. В конце 90-х началось то, что можно условно назвать "паркеризацией" рынка вина. Новая обстановка потребовала быстрых оценок и не менее быстрых реакций кошельком со стороны общественности. Та продукция, которая получает высокую оценку RP может стоить в 5-10 раз дороже, чем то, что оценки не получает. Часто бутылки оцениваются еще до их выхода на рынок, что ведет к спекуляции и прямому воздействию на их фьючерсную стоимость. Так был с "0" организован рынок чилийского вина, ныне крупнейшего экспортера. Вот она чудесная сила рейтингов. Казалось бы причем здесь "тонкие цветочные нотки".


Что собой в конечном итоге представляют сами рейтинги? Это, по существу, объявление призовых мест конкурса, в котором сама процедура борьбы за медали скрыта за непроницаемыми кулисами. Кулисы представляют собой кучу цифр, формул и непонятных констант. Знакомая ситуация для тех, кто знает, что такое финансовые рынки. Не удивительно, первые рейтинги появились именно там. Придумали их англо-саксы, обожающие наукоемко объяснять принятие наиболее выгодных решений.
Чуть позже продолжим о финансах.
Tags: parker, rating, trivia, usa, wine
Про рейтинги вина отличнейше.
не нашел мобильного приложения с рейтингом вин)
Намек понял :-) К сожалению, их уже существует чуть больше, чем миллиард -- Wine Coach, как пример. А уж RP или WS для конкретной бутылки они все ставят.