Американский кинематограф переживает не лучшие времена. Тут еще забастовки, пожары, да и кризис жанра подкрался незаметно. Интересный вопрос, а кто из мастеров прошлого продолжает успешно работать в нынешнем Вавилоне?
Это должны быть фигуры, идущие в авангарде индустрии, у которых есть деньги (под которых дают деньги) и возможность подбирать исполнителей на проект, а не наоборот. + они должны быть минимум 20 лет в бизнесе.
Их не так много. На ум приходят несколько имен: Гас ван Сент, Барри Левинсон, Стивен Содерберг, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун и братья Коэны.
Разумеется, есть и Вуди Аллен, и Сидни Поллак, и Коппола, и Де Пальма, и теперь уже Клинт Иствуд. Полагаю, однако, что эти персонажи нам не подходят по разным причинам: Аллен не в полном смысле авангардная персона, на протяжении 30 лет эксплуатирующий свое чувтва юмора на одном и том же материале нью-йоркских интеллигентов шестидесятников. Поллак, Коппола, Де Пальма не сняли за последние 10 лет ничего близкого по масштабу их прежним творениям. Клинт Иствуд слишком молодой режиссер, если так можно выразиться.
Среди перечисленной ранее "золотой полудюжины" согласия в равновеликости таланта также нет.
"Последние дни" и "Параноид парк" Ван Сента по силе художественного воздействия не идут ни в какое сравнение с "Джерри" и "Слон". Все его картины, как и произведения любого большого мастера похожи между собой. Разница лишь в том, насколько он подвержен пропагандистским настроениям в момент съемки. Как гей, он
смотрит на мир через призму меньшинства и давления социума. В "Найти Форреста" он явно перегнул палку, получив на выходе сусальную басню о притеснениях нацменов, увенчанную хеппи-ендом. В "Умнице Уилле Хантинге", кстати очень похожей на "Форреста" истории, режиссер расслаблен и отстранен, поэтому и приятен. Он не пытается диктовать и давить зрителя нравоучениями. Он играет вместе с актерами. Ван Сент эмоциональный, а не "головной" художник. У него все театрально и чрезмерно вычурно. Отсюда борьба с американскими стереотипами -- любимейшая тема. Он европеец по натуре и потому не очень репрезентативен для нашей выборки.
Продолжение следует...