mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Category:

Арт лендлиз



В качестве совсем короткого, но важного аппендикса предыдущего рассказа дам справку по современному рынку искусства.  Цифр мелькает много, но общей картины в голове у многих нет.


«Делать деньги – искусство» как-то написал Энди Уорхол. Аксиома его собственного существования принесла за последние 10 лет существенные дивиденды ушедшему 30 лет назад мастеру. За последнее десятилетие его холты были проданы на мировых аукционах за астрономическую сумму в  $3,38 млрд.


В своеобразном рейтинге миллиардеров из 10 художников, заслуживших такую славу Уорхол расположился на втором месте. С крошечным отрывом гонку выиграл Пикассо со своими $3,43 млрд..
Пикассо, к слову, посвящены две самые известные работв Оливера Берггрюена. Он с энциклопедической въедливости находит и даже где-то изобретает мастера заново. Большая часть выставочных работ на английском языке так или иначе цитирует его «The Theater as Metaphor» или «Picasso&Bacon».






Кстати, последний персонаж диптиха Френсис Бейкон занимает 5-ю строчку списка самых продаваемых художников с $1,56 млрд.. Средняя стоимость его работы колеблется вокруг суммы $1,58 млн..

Еще трое из десятки также являются предметами изучения профессионального искусствоведа: Жан-Мишель Баския и Альберто Джакометти.

Спрос очень неравномерен и заведомо перекошен в сторону большего предложения. Удивительная антирыночная стратегия. Например, Ротко и Кунинг входят в топовые списки, а Дали, которого на рынке уже очень мало, туда не попадает. Подписанные им холсты можно приобрести почти за бесценок, начиная с 20 тысяч евро.

Вообще за последние 10 лет обозначилось резкое жанровое расслоение. К самым быстро растущим нишам относится: американский поп-арт, американская фотография начала XX века,  бельгийская живопись XX века с явным (и предсказуемым) лидером в лице Магритта и несколько китайских мастеров.

Про китайцев имеет смысл сказать отдельно. Как и практически все на планете Земля они торгуют они с размахом. Тут одновременно собрались: самые богатые покупатели, самые состоятельные (по крайней мере с точки зрения номинальных цифр) художники и самый быстро растущий рынок искусства в мире. Это ли не чудо!

В упомянавшейся десятке художников миллиардеров  Чжан Дацянь и Ци Байши занимают почетные 3 и 4 места соответственно с $2 и $1,9 млрд.. При этом до недавнего времени за пределом Поднебесной о них никто и слыхом не слыхивал. Разве что специалисты, такие как прозорливый Берггрюен :-)





В настоящий момент Китай это около 41,5% мирового рынка искусства в денежном выражении. С 2000 года он вырос в 13,7 раз!

Пекин – второй крупнейший рынок искусства после Нью-Йорка: $2,4 млрд. оборота против $2,6 млрд. Самые дорогие лоты весят 50% доходов всех мировых аукционных домов.

Среди самых успешных ныне здравствующих художников – сплошь китайцы: Цзао Ву-Ки  с 90 миллионами, Цзэн Фаньчжи  с 57 миллионами, Фань Цзэн  с 51 миллионом, Чжан Сяоган с 41 миллионом и Цуй Жучжо c 39 миллионами. Только потом идут горемычные американцы с изюминкой и европейская богема.






Значительная часть покупок остается на китайском рынке, но кое-что через цепочку дилеров попадает на Запад. Как это не удивительно на первый взгляд продается сие со значительной скидкой.

Китайские коллекционеры тратят рекордные суммы, покупая, часто через посредников, американское и европейское послевоенное искусство.

Сейчас, к примеру, кризисный год и общий объем сделок упал на 10% именно по причине сокращения интереса мировой фабрики к поп-арту Старого/Нового света.

Причину того, зачем на закрытом рынке покупать своих же звезд и их же перепродавать найти очень тяжело.

Парадокс объясняется довольно просто: в Китае заведена традиция дачи крупных взяток и покупки доле бизнеса неформально через дарение произведений искусства. Взяточничество может караться смертной казнью, а подарки в виде безделушек, которые тем не менее можно продать в известном месте за $1-2 млн. самое то.

Причем эта практика распространена и среди европейских, а в особенности японских гастролеров.

Такой вот интересный обмен получается: бусы на конвейеры. Воистину, делать деньги это искусство. 


Tags: art, china, market, trivia, usa, искусство, китай, сша
Принижаешь Церетели нашего. Неужто беднее китайцев будет?)
Как только перестанет раздаривать свое бесценное искусство, сразу же заживем.

Anonymous

July 5 2017, 11:16:21 UTC 2 years ago

С Дали такая история.Начиная примерно с поздних 50-х по инициативе его жены трудились несколько художников,освоивших его стиль в совершенстве. Думается от этого и такой разброс цен. Работы классического Дали 30- х ,начала 40-х крайне редки и очень дороги.