mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Wild, wild West



Прочитал все, что написали о «Westworld» в окрестностях на известных мне языках и на том самом «Мире Запада». Что сказать, пока художественная критика у отечественных блогеров не отросла на такую длину, чтобы замахнуться на Вильяма «нашего» Шекспира.

Все комментаторы поупражнялись в остроумных выводах на основании teaser’а и предсказуемо оттоптались на пятачке собственных фантазий о том, как бы они организовали «рабкрин».

Тяжелая умственная кавалерия ожидаемо проскакала мимо цели.

Хотелось бы напомнить одно обстоятельство: как именно должен выглядеть «Мир Запада» последние несколько десятков лет рассказывают нам, а не мы, поэтому прислушаемся к источнику.

Лучший способ сделать себе интеллектуальное харакири – включиться в это коллективное безумие. Катану я заготовил, так что с Богом.

Начнем издалека.

Традиционная фантастика приучила нас к непростому выбору: либо есть качественный нарратив-обертка, либо вкусное содержание-конфетка.

Попытки объединить литературно две эти ипостаси почти всегда заканчивались победой «содержания». Hardcore выжигает любые попытки наносной, т.е. в конечном счете искусственной, художественности.

На этом погорело такое количество авторов, что перечисление всего списка было бы физически невозможным.

Бурный рост окружающего мира и с точки зрения социологии и с точки зрения техники взывает писать о мире будущего.

Не так давно я интересовался тем, а как именно выглядит современная фантастика. В том числе пару раз вбросив тему в этом журнале.
Оказывается актуальной и читаемой жанровой литературы не существует, есть несколько эрзац-заменителей и авторов-пародистов. Наличествуют пытки пера, но цельного «мира кольца» никто так толком и не воспроизвел за последние 10 лет. Хотя натуры столько, что каждый мог бы на минутку побыть Айвазовским на островах в Тихом океане. Куда же все делось back to 80-s?




Один из вариантов ответа, лежащий на поверхности: способ подачи информации свернул с привычной трассы в сторону синтетических медиа и оставил литературные «монбланы» далеко позади. В современной голове нет интерфейса для просовывания туда разом 400-страничной облачной конструкции. Если ее разбивать на чайные ложки (что кажется вариантом) она теряет фактуру и вкусовые качества превращают любого «уэллса» в рыбий жир.



Современные сериалы, именно как технология, сделали возможным объединить несколько потоков информации и найти болевую точку в декоративном мире наших грез.
Всякая технология не является устойчивой платформой. Поэтому сериальная лихорадка скоро сойдет на нет. Однако пока через эти случайно собранные цветные чешуйки в калейдоскопе удается разглядеть кое-что интересное.


Как раз одним из претендентов на лучший глазомер можно считать «Westworld».


Еще пару лет назад было ясно, что нас всех ждет бомба. Как только Нолан раскопал с подачи (якобы) своей супруги старый недошедевр Крайтона.
Получился почти идеальный ремикс: фильм 1973 года наделен очень большим потенциалом, практически не тронутый ни режиссером ни сценаристом. 45 лет назад было понятно, куда именно все идет, но вот ЗАЧЕМ стало понятно лет 25 назад. Тогда сериалы были маргинальным жанром и теперешний главреж еще посещал среднюю школу. В которой к тому же плохо успевал.

Нейтронную бомбу положили на сохранение посреди Манхеттена и забыли, а тут такой случай подвернулся!

«Lost» упростил восприятие подобных вещей и проторил дорогу рыбе с хвостом, которой ну очень хочется пролезть в питательные мангровые леса: кино становится игрой постепенно, вручая зрителю очки, интерактивные кресла и, в итоге, ответственность за изображение на экране через всеобщее голосование рублем.

При этом из-за скачков технических возможностей нарратива страдает содержательность. Отсутствие содержания в итоге потянуло на дно подававший столько надежд «Lost».
«Westworld» следует канонам старшего брата, пытаясь уйти от родового проклятия фантастики и остаться при всем содержательном богатстве интересным зрелищем.
Небезынтересно было бы остановится на паре критических тезисов о «Западном Мире», как в наших пенатах, так и за рубежом.





Обсуждающие любят попенять автору на нереалистичность представленного будущего и соответствия мейнстримному видению его наступления. В вдогонку – не непонимание автором и режиссером канонов игровой механики.

Я же уверен, что восстание машин, этика андроидов и тому подобный салонный small-talk программистов не в полной мере соответствует тому замыслу, к которому шел создатель сериала.

Произведение это с невероятно большим замахом и скользящим развертыванием. Понятно почему. Во-первых, очень много уровней, на которых хочется что-то сказать и младший Нолан сам себя бьет по рукам, боясь повторить судьбу старшего брата и его ушедшего за орбиту «Интерстеллара».

Попытка делать такие многоуровневые работы пока никем не предпринималась.

Сценарий, насколько я могу судить, предусматривает взгляд как минимум с пяти различных точек. Это не считая коротких отступлений и типичного британского юмора. Их количество может в дальнейшем увеличиться.

Например, в одной из последних серий при взгляде в зеркало протагонист «злого» парня в черном, Эд Харрис, видит стоящую фигуру Юла Бриннера, основного действующего лица фильма 1973 года.

Нолан в одном из интервью подчеркнул свою любовь к экзотическим играм, не считая всем хорошо известных шедевров.

Пасхалок с отсылками на BioShock и Fallout 4 от «несовременных создателей» там гора. Первый просто встроен в конструкцию.

В центре паутины сидит Эндрю Райан-Урфин Джюс, противостоящий своему альтер эго и одновременно на конвейере штампующий «терракотовую армию». Поскольку мир западный фамилия у владельца плантации Форд. Первый американский новатор.






Альтер эго нашептывает ключевую сюжетную линию. Нужно гадать.

В протестанскую голову приходит такой ход мысли: дьявол хотел сделать людей человечнее и наделить пороками, а для верховного божества все окружающие машинки, движущиеся в цикле по своим лабиринтам.

Фигура Хопкинса должна цементировать неожиданно нагрянувшую экзистенцию. С выходом на сцену дьявола он либо превратиться в него, либо умрет.
Судя по гастрольному графику звезды на 2017-2018 гг. второе вероятнее :-)

Альтер эго может придумать разное, но, и в этом сила создателей сериала, тут накатывает та самая «черная волна напряжения», недоступная отечественному потребителю со времен зрелых Стругацких.

Важно отметить, что с точки зрения продолжения банкета сценарий хардкорной MMORPG как раз предусмотрен «Фордом».

 «Westworld» не отражение игры самой по себе, а параллельное выстраивание вселенной: владельца, менеджмента, сотрудников, внутренних игроков и технических декораций (спящих игроков) во взаимодействии между ними.

Если говорить о самоназваниях, то это и есть «Мир Запада» в своем отраженном развитии.

Разделение между уровнями реальности персонажей прежде всего информационное, что всячески подчеркивается. Люди отличаются от «нелюдей» не рациональной рефлексией (это один из параметров на панели управления), а иррациональностью, записанной на мягкий (самизменяющийся) носитель. Ее тоже можно приобрести, но божественное прикосновение в самом мире рассматривается в качестве ошибки или шутки создателя.






Тут уже заимствования потихоньку окрашиваются в кубриковские тона. Оммаж западного киноконтента поистине будоражит воображение. Над сериями явно работал андроид из этого же парка с Encyclopedia Britannica за пазухой.

Если спустится на один понятийный уровень ниже, то окажется, что менеджмент вселенной (т.е. боги второго плана на Олимпе) играют в свою игру, посетители парка в третью, а куклы с револьверами в четвертую. При этом на фоне их tabula rasa хорошо заметны все аберрации традиционного топ-менеджмента.
Гости по-разному играют в метасценарии и коллекционируют «ачивки».

Одни в них верят на человеческом уровне, другие -- участвуют в theme park для максимального удовольствия, третьи – пытаются писать собственные сценарии для других игроков. Такое воплощенное отражение классификации Бартла. Обстоятельство, говорящее о глубоком понимание в первую голову ПРИРОДЫ игры.

Кстати, суметь правдоподобно и ловко запихнуть в одну кастрюлю и корпоративную иронию (модная тема), и machine ethics, первый подход к которой у ходульных «Humans» не удался, и социопатию с воздушным поцелуем от «American Psycho», и все это разыграть в антураже Red Dead Redemption, c учетом поступления очередной части которой в продажу есть смысл говорить о прямом cross-sale этой франшизы. Добавить сюда неполиткорректности ровно столько, сколько позволяют обстоятельства и «adult content» так, чтобы не взбунтовалось руководство канала... Рука бойца колоть устала. Ухх.


Продолжение воспоследует...
Tags: cinema, critique, usa, westworld, сериалы
Нарратив говорите...
Я не удивлюсь, если они задвинут эту история не на один сезон, хотя были сомневающиеся, как вообще можно растянуть тот старый фильм на сериал.
Фильм действительно никчемный, но мир этого фильма и ассоциативный ряд Великий. Что и показало одно это включение.
Сценаристы там хороши. Подобного количества отсылок и пересечений я не помню вообще.
Западный мир, как и обещали :-)
Да уж не Китай. Но нам более чем близко.
Мне нравится, что они не затягивают, безжалостно режут эпизоды, как будто торопятся.
Они вымеряют. Видно, что над интенсивно работают над темпом повествования. Это провисает. С другой стороны боятся быстро сбросить козыри и не дойти до апогея во всеоружии.
Объём смыслов, который они так легко подняли, можно растянуть на стартрек. Собственно, я думаю, что финал и так уже не скрывают, но он не имеет значения.
Ох, думвю, они отсняли 2, а то и 3 финала. Сейчас думают а какую сторону грести. Netflix этим уже пару лет успешно пользуется.
Спасибо, жду продолжения. Сериал действительно великий.
Еще интересно: когда сериалы как форма отомрут, что может их сменить? Я все же верю в большую литературу.
Спасибо!

Вопрос интересный.

Сериалы, как форма, похожи на диафильмы (или из другой оперы -- на пейджеры). Они, как основной художественный канал просуществуют ровно столько сколько будет развиваться дополненная реальность/интерактивное телевидение. Дальше они быстро уйдут с горизонта.

Сегодня уже видны проблемы: люди последовательно перебирают варианты сеттинга в огромной матрице, задевают друг друга локтями и шаркают по стенам конструкции.

Я думаю, что 3-4 года и все устанут ставить заезжанную пластинку.

Количество отработанных гипотез уже больше того, что осталось -- видите уже начали активно вынивать винтажные костюмы. Дальше, по идее, зрителям должны предложить выбирать собственных аватаров и ... играть.
Боялся, что Вы предскажете виртуальную реальность. Так и вышло. ))
Есть уже виртуализация футбольных эфиров, есть (извините) интерактив на pornhub. Нет оснований полагать иное. Другое дело, в какой форме все это произойдет. Тут тоже есть соображения, которыми поделюсь при случае.
Спасибо, с большим интересом почитаю.
Отличная рецензия. Спасибо.

Ваши коллеги по жж пытались что-то выразить, но, боюсь, их подвела генерализация установки на добро на "деградацию Америки". Если судить по Westworld, не всё так плохо у ковбоев. Это действительно новый уровень даже по сравнению с их собственной планкой, до которой остальным.. а впрочем, насколько правомерно говорить про "остальных"? Когда кто-то говорит, мол, вот "у французов" (англичан/китайцев etc) вышел неплохой "минифильм про вампиров" - это, что называется, только "обнять и плакать".

Даже если вынести за скобки всю "обертку" (недостижимую в силу банального нищебродства внеамериканской телеиндустрии), ребята, вы посмотрите, как здесь играют никому не известные актеры, набранные "по объявлению" (например, второстепенная роль отца главного женского персонажа). Можете выбросить весь свой "каннский фестиваль" на помойку, где ему давно (где-то после "Таксиста", самое позднее - "Криминального чтива") и место. И это, повторяю, речь о некоммерческой составляющей, где, казалось бы, нищебродам и карты в руки.
Спасибо! Выдающееся произведение.

По поводу вашей основной мысли. На самом деле, здесь есть интересный момент.

Если посмотреть на самый верхний уровень, то HBO считается образцовым американским бизнесом. Там присутствуют родимые пятна во владении и менеджменте, но у кого их нет.

С другой стороны, как вы правильно заметили, там выдающийся кастинг. И он интернациональный. Снимает и придумывает все англичанин, в главной роли -- кхм-кхм, снова англичанин, музыка -- немецкий иранец, треть ролей второго плана -- скандинавы. Надо посмотреть, кто банкет оплачивает. Насколько мне известно, Ноланы финансово независимы и могли сделать первые несколько серий в складчину с Warner.

Т.е. речь идет об американской площадке, НО в значительной степени европейском креативе. Они все живут в США, но это культурные гастарбайтеры. Сие -- большой минус, т.к. платформу цифрового телевидения повторить легко, а креатив нет.

Кроме того, содержательно фильм крайне самоироничен и издевается над "ограниченным" жанром вестерна и гражданской войной, вплетая его во все цивилизационные сюжеты, вплоть до античности.

О последней серии планирую написать отдельно, там случилось чудо. Но в целом, притворяющийся американским архетипом Вестворлд не любит американцев.

Впрочем, можно не обращать внимание на детали -- сериал самоценен и без них.