«Westworld» в это воскресение перевалил за экватор и стало примерно понятно куда авторский коллектив клонит.
Как и предполагалось, всплыл первый кусок паззла. Чудесный глава инженерного отдела с печальными глазами Бернард (Джефри Райт), оказался сложносочиненным андроидом, которого контролирует «Форд». 7 серия как отдельно взятое произведение искусства вполне могло бы поместиться в какой-нибудь MoMMA: подстроив показательную порку и морально «убив» своего помощника-любовника, «самка богомола» пала его жертвой так и не поняв, что само ее назначение несколько лет назад было подстроено.
Сценарист на крутом вираже обходит Вл. Вл. Набокова и начинает соревноваться в бесстыдной эквилибристике уже с самим собой.
Другими словами сами поведенческие паттерны всех персонажей включены в многослойный метанарратив.
В тот момент, когда появление шоу было анонсировано и появились первые трейлеры-тизеры, «Westworld» был объявлен своеобразной заменой пока самого известного продукта HBO «Game of Thrones».
В случае «Игры» все уже сказано, ключевые вбросы сделаны и фанаты постепенно охладели к продукту. Поэтому анонсированный седьмой сезон скорее служит инерционным торможением большого корабля, а не актуальной необходимостью.
Каждый кабельный канал хочет завести себе якорное шоу, на которое будет слетаться аудитория, которую дальше можно будет диверсифицировать и рассовать по более специфичным коробочкам-скляночкам.
HBO не сумел повторить его успех с предыдущими проектами, такими как «Винил» и «Настоящий детектив». В первом случае не зашла стилистика 70-х, а музыка оказалось не такой привлекательной областью для подробного исследования. Попытка паразитирования на успехе «Mad Men» и «Masters of Sex» не оправдалась. В конце концов случилось страшное, как в старом анекдоте: к клубнике добавили ананас и полученную смесь вынуждены были вылить в нужник.
Второй случай несколько сложнее.
В первой части «True Detective» химия «зритель»-«художник» случилась и все краски палитры были идеально подобраны. Казалось, еще немного и отчаяние «неонуара» сойдет с экрана в бескрайнюю среднерусскую зиму, став страшной правдой.
Но серебряных пуль не бывает. Оказалось всё сложно. Большей частью успеха мы были обязаны диалогам, паре находок оператора и магии двух главных действующих лиц.
Второй сезон «True Detective» падал с небоскреба ожиданий так быстро, что казалось еще до финальной серии потерял сознание и умер от разрыва сердца. Последние 3 эпизода писал на ходу Кормак Маккарти, в тщетной попытке спасти остатки престижа. Отсутствие убойных диалогов звездные актеры не спасут – у них в буквальном смысле не будет слов. А в «нуаре» так просто на камеру не покривляешься. Провал.
Теперь руководство канала догадалось поставить на креативную составляющую и, похоже, не прогадало.
«Westworld» следуя заветам 7 царств Вестероса не ограничивает зрителя в удовольствиях, предлагая ему жестокость и секс в невиданных до этого на телевидении объемах. Оба продукта объединяет и пробуждение от летаргического сна маргинальные жанры: очарование «Магии и Меча» зажгло фэнтезийные зарисовок «GoT», а забытая на дальней полке социальная фантастика стала стержнем «Westworld».
Сходства можно множить: они делят один операторский цех с неизменными фильтрами Lo-Fi на камерах и одного невероятно популярного композитора-вундеркинда Рамина Джавади. Музыкальные темы, как нельзя лучше задают настроение обоих шоу.
Более того, сериалы интересным образом ведут между собой диалог. «Westworld» возбуждает интерес к исследованию человеческой природы ровно в том виде, в котором «Game of Thrones» ее сервирует готовой.
Однако есть и одно существенное отличие.
«Игра» все время придерживалась концепции расширения границ повествования, действуя как приключенческий роман.
«Мир Дикого Запада» напротив представляет собой спираль, уходящую вглубь себя. Обстоятельство, ставшее очевидным после каминг аута 13 ноября.
Это не фантастика в чистом виде, а своего рода психоаналитическая драма с элементами триллера, на которую насажены декорации «с миру по нитке». В хорошем смысле слова. De facto андроиды служат поводом провести человека через бесконечное количество лабиринтов его собственной жизни.
«Game of Thrones» потратил столько времени, чтобы показать зрителю все секреты своего гигантского мира, что просто перестал в них нуждаться. Таны рождадись в голове зрителя сами от себя и жили независимо от экрана.
Хороший пример: ключевой секрет Джона Сноу раскрылся в момент, когда зрителям вся эта конструкция была уже не интересна, а все персонажи второго плана, могущие воспользоваться случаем, были мертвы.
«Winter is Coming», обещанная еще в первой серии первого сезона, шесть долгих лет откладывалась, как по мановению волшебной палочки. При этом события в сериале разворачивались быстрее, чем Джордж Мартин успевал писать. Когда создатели продукта вынуждены были пойти на сознательное отклонение от книжного замысла и фантазировать на ходу, у них получился по мнению зрителей самый лучший сезон. Собственно, отсутствие единого плана ролевой игры «Game of Thrones» стало главным отличием и достоинством сериала. Действие перемещалось от одного аватара к другому, воспринимая персонажа, как временное убежище.
«Игра» стремилась наружу и подливала масла в огонь, а «Западный Мир» действует как большая ловушка, медленно срабатывающей перед взорами изумленных телезрителей.
«Westworld» напоминает раннюю работ старшего Нолана «Memento». Там тоже все идет от конца к началу, главный герой пытается отчаянно вспомнить имя убийцы своей жены. Точно такой же прием мы видели и в «Престиже», и в «Интерстелларе». Повествование неизбежно закругляется в самом конце фильма. Как только зритель понимает, что один из основных персонажей, имеющих в его глазах волю, ее на самом деле лишен, возникает соблазн пересмотреть все серии сначала, чтобы самостоятельно убедится в совместимости сюжетных линий. Если брать Бернарда, то чего стоит один его жест, которым он поправляет очки.
Шоу наконец-то стало активно себя объяснять, а не только рождать одну загадку за другой.
«Winter is Coming», обещанная еще в первой серии первого сезона, шесть долгих лет откладывалась, как по мановению волшебной палочки. При этом события в сериале разворачивались быстрее, чем Джордж Мартин успевал писать. Когда создатели продукта вынуждены были пойти на сознательное отклонение от книжного замысла и фантазировать на ходу, у них получился по мнению зрителей самый лучший сезон. Собственно, отсутствие единого плана ролевой игры «Game of Thrones» стало главным отличием и достоинством сериала. Действие перемещалось от одного аватара к другому, воспринимая персонажа, как временное убежище.
«Игра» стремилась наружу и подливала масла в огонь, а «Западный Мир» действует как большая ловушка, медленно срабатывающей перед взорами изумленных телезрителей.
«Westworld» напоминает раннюю работ старшего Нолана «Memento». Там тоже все идет от конца к началу, главный герой пытается отчаянно вспомнить имя убийцы своей жены. Точно такой же прием мы видели и в «Престиже», и в «Интерстелларе». Повествование неизбежно закругляется в самом конце фильма. Как только зритель понимает, что один из основных персонажей, имеющих в его глазах волю, ее на самом деле лишен, возникает соблазн пересмотреть все серии сначала, чтобы самостоятельно убедится в совместимости сюжетных линий. Если брать Бернарда, то чего стоит один его жест, которым он поправляет очки.
Шоу наконец-то стало активно себя объяснять, а не только рождать одну загадку за другой.
Одна из самых неотразимых теорий, касающихся нарратива «Westworld» заключается в том, что действие происходит одновременно в нескольких временных пространствах.
Если это действительно так, то мир Запада очень жесток. Взять главное действующее лицо – Долорес. Все ее шаги можно описать стремлением к эмансипации. Она повторяет и повторяет их, как бесконечное развитие своего характера по циклу :-) В полном соответствии с историческими реалиями.
Оригинальный философский подход к телепродукту. Получается, что большая часть того, что происходит как бы уже существует. Будущего нет, есть бесконечное поле экспериментов прошлого.
Тот секрет в лабиринте, который ищет Человек в Черном, просто еще одна вложенная история.
Таким образом каждый персонаж (и каждый человек, замечу) стремится написать свой сценарий и… срывается в последний момент, оказываясь в более общем метасценарии.
Седьмой эпизод начался с того, что Бернард видит сон, как он читает своему сыну книжку. Из цитаты понятно – это «Алиса в Стране Чудес»: «Если бы у меня был мой собственный мир, как было бы глупо. Ничего не было бы тем, чем является, потому что все было бы таким, каким не должно быть».
Какая ирония!
Главная тайна «Западного Мира» не в разгадывании загадок, а в отказе от следования чужим правилам.