Часть 1
Часть 2
Сколько же британских футбольных клубов частично или полностью принадлежат иностранцам?
По меньшей мере 28, т. е. 1 из 3-х. Из них 9 клубов Премьер-лиги.
Сведения примерные, точного ответа на этот вопрос не знает никто.
Спросите почему?
Очень просто. Дело в том, что владельцы футбольных клубов в 90% используют весьма изощренные схемы для маскировки своих активов. В первую очередь это касается ухода от налогов, но не только.
Сведения примерные, точного ответа на этот вопрос не знает никто.
Спросите почему?
Очень просто. Дело в том, что владельцы футбольных клубов в 90% используют весьма изощренные схемы для маскировки своих активов. В первую очередь это касается ухода от налогов, но не только.
Специальное расследование «The Tax Justice Network», отдела налоговой службы Европейского Союза, вылилось в 300-страничный отчет об особенностях островного футбольного бизнеса.
При продаже клуба, как правило, используются специфические оффшорные структуры и хорошо известная схема ухода от уплаты налогов.
В Британии подоходная ставка составляет 28% и она устраивает далеко не всех.
В первую очередь в самой стране.
20 лет назад, как только права на матчи Премьер-лиги стали покупать за нормальные деньги и стоимость клубов, как брендов, скакнули на 2 порядка, схемы отмывки денег через них стали стандартной процедурой.
Меньшую часть клубов действительно можно отнести к титульной стране пребывания их владельцев: Манчестер Сити переехал в к саудитам в лице Шейха Мансура, малазийские Квинз Парк Рейнджерз и Венкис обосновались в ЮВА, к этому же списку относятся индийские фермеры, владеющие Блэкберн Роверз.
Остальные клубы находят себе пристанище в безналоговом раю. К примеру, на Каймановых островах зарегистрирована легенда британского футбола Манчестер Юнайтед («красная армия»), а также Бирмингем Сити, Ковентри Сити и Челтенхем Таун.
Кстати, МЮ повторно перерегистрировался на островах в тот момент, когда выходил на Нью-Йоркскую биржу в 2012 году. Произошло это с подачи его новых аффилятов, американского семейства Глейзер.
Собственно, все структуры имеющие отношение к МЮ живут во внутренних или внешних оффшорах США. Ключевая для всей схемы звено зарегистрировано в Неваде.
Американский бизнесмен Стэн Крёнке по официальным данным владеет 66,8% еще одного бриллианта британской короны – Арсенала. Однако, осуществляет свою управленческую функцию через интереснейшую фирму-прокладку KSE UK Inc., зарегистрированную в штате Делавэр.
Мы как-то уже упоминали Делавэр в правильном контексте. Не как крупнейшую индейскую резервацию на северо-востоке Соединенных Штатов, а как одно из немногих мест в мире, где можно анонимно зарегистрировать коммерческую структуру.
Вы не ослышались, именно анонимно, без подставных компаний, записанных на зиц-председателей.
Очень интересно в этом контексте посмотреть, а что произойдет, если кто-то захочет продать свою долю в подобной компании?
Широкая общественность не заметит ровно ничего. Изменения будут касаться уникальных регистрационных номеров в одном из многочисленных ЦОДов, расположенных на территории штата.
Как будут платиться налоги с многомиллиардной сделки? А может быть теперешний владелец уже это не раз делал? Ответов здесь не найти.
Fenway Sports Group и Рэнди Лернер, владельцы Ливерпуля и Астон Виллы, просто не раскрывают географии регистрации своего владения. Вот так, оказывается, всё просто. Можно заявить налоговым органам, что ты теперь владелец крупного предприятия, но документы о сделке не предъявлять :-) Если есть сомнения – спросите у предыдущего продавца, он всё расскажет.
Попахивает знаменитым британским правом.
Согласно расследованию, концы ведут всё в тот же штат Делавэр.
Элис Шорт, американский резидент, владеющий Сандерлендом, до сих пор владеет клубом через компанию в Джерси. Налоги там платятся по параболе, уходя сначала в ирландскую дочку, а затем в один из американских оффшоров.
Фулхэм, бывший много лет во владении у г-на Мохамеда Аль Файеда, сейчас наконец-то может переехать обратно на родину с Британских Виргинских островов.
Впрочем, всё это ненадолго: Шахид Хан, ныне американский резидент и теперешний главный по британским традициям, уже зарегистрировал несколько компаний на территории Невады для остальных своих спортивных активов. Придет очередь и для Фулхэма.
В целом у британских клубов есть из чего выбрать: Бермуды, Багамы, Джерси, Остров Мэн, Вест-Индия, Люксембург и Гернси.
Маленькие островки жизни рядом с гигантской фальш-мишенью.
Причем разброс денежных мешков там феноменальный от крошечных 500-тысячных Шрьюбери Таун и Саузэнд Юнайтед до почти 30-миллиардного Тотенхем Хотспур.
Хороший вопрос от гражданина Российской Федерации: к какой юрисдикции относится «Челси»? Никто точно не знает. Educated guess: к Британским Виргинским островам, так как у Романа Аркадьевича там несколько компаний, аффилированных с большим спортом.
Всё, разумеется, не ограничивается налогами. При наступлении трансферного окна в межсезонье те самые сделки по покупке звезд, заключению громких тренерских контрактов, приобретению дорогостоящей недвижимости и остальные хозяйственные расходы проводятся через структуры, максимально удаленные от интересов простых английских болельщиков.
«Клубы постепенно превращаются в абстрактные бизнесы, а не локальную достопримечательность, как это было прежде»
Все копеечки, собираемые с обдираемых, как липка фанатов идут в те же самые оффшоры. Где присваиваются не до конца известными лицами. Хотя, что уж там, просто непонятно кем!
Премьер-лига никак не отвечает на выдвинутые обвинения, но подчеркивает, что клубы в обязательном порядке платят налоги внутри структуры.
Первые публикации в прессе подготовленного отчета мягко говоря разозлили местных голодранцев с шарфами.
Фанаты МЮ, примерно такие же ретивые и многочисленные, как у московского «Спартака», изыскали денег на свое собственное (независимое) расследование.
Результатом стало указание на один интересный факт: долг в 525 миллионов фунтов перед клубом был аккуратно перенесен на будущие доходы, учитываемые уже в новой юрисдикции. Попросту говоря, полмилиарда фунтов были «отмыты».
При этом общая сумма всех налоговых выплат клубами Премьер-лиги в 2015 году составила 1,3 млрд. фунтов. Смешная цифра с учетом только одного раскрытого дела о коррупции.
Лига должна раскрывать имена формальных владельцев клуба, но не ассоциированную с ними коммерческую деятельность.
Каждый донор в обязательном порядке проходит внутренний скрининг на возможность поддерживать понравившейся ему клуб достаточное временя. Не меньше 10 лет. Т.е. доказать наличие большого денежного мешка в качестве страховки.
Однако внутренняя кухня распределения долей не спортивный вопрос, поясняют в Премьер-лиге.
В результате длительных обсуждений в прессе нашелся даже активист из партии Консерваторов, выдвинувший идею об обязательной регистрации всех зарубежных активов покупателей бесценных британских традиций.
Законодательный пакет готов, но за него не торопятся отдавать свои голоса обличенные в мантии мужи. Нужно еще немного подождать скупки всех клубов зарубежными инвесторами, да и взять кассу целиком.
Глава группы «The Tax Justice Network» подытожил свое интервью в The Guardian такими словами: «Футбольные клубы в настоящий момент используются в качестве прикрытия для незаконных спекуляций и мы ничего не может с этим поделать».
На что из Премьер-лиги последовал сдержанный ответ: «Совершенно очевидно, что иностранные инвестиции положительно вляют на развитие традиционной английской игры».