mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Суд Линча



Вынужденно продолжим о сериалах.

Вчера состоялась мировая премьера «Твин Пикс». Который как бы третий сезон, но как бы и нет.

Все знают пронзительную историю, повествующую об отключении г-на Линча от финансирования и прерывании контракта, обернувшееся жестокой, даже шокирующей концовкой второго сезона.

Как убеждают нас два соавтора сам мэтр и г-н Фрост – формальное продолжение является просто 18-часовым фильмом. Абсолютно самостоятельным произведением популярного искусства.

Что же, остается только поверить в их порядочность (и цинизм).





О личном.

Приквел к «3-му сезону» я посмотрел много лет назад, в середине 90-х, и он на меня произвел очень странное впечатление.

Десять лет спустя я пересмотрел «шедевр» по второму кругу и смело нарисовал галочку в графе «культурное посещение контактного зоопарка Сансет Бульвар». До этого под таким же лозунгом прошли: «Шоссе в никуда» и «Внутренняя империя», поэтому все прошло гладко.

Уже стало ясно к чему г-н Линч клонит и на последних метрах можно было расслабится, наконец начав получать удовольствие.

В феврале этого года я решил быть добросовестным критиком и в очередной раз подвергнуть себя многочасовой экзекуции.

Очень люблю Бадаламенти, неспешный монтаж с врезками 100мм линзой по 30 секунд и циничного андроида Кайла Маклахлана, но, признаться, совсем без «Back-Forward» не смог.

Хотелось это многослойное библейское повествование ужать до короткого высказывания.





Есть порталы с посещаемостью до 100К уников в сутки, единственной целью которых является разгадка “убийства Лоры Палмер”. Тут вот пару месяцев назад симулировали продолжение сериала в twitter. Молодцы, да.

Гигантское количество людей пытаются отгадать в чем суть линчевского мистицизма, а он живет не в пространстве рациональных объяснений, а строит дотошно и аккуратно эмоциональную цепочку восприятия. Такое НейроВизуальноеПрограммирование :-)

Кубик-рубика, который случайно выпал на стол из космоса (;-)). Его невозможно разгадать, потому что у артифакта непредсказуемо меняются цвета граней.

Говорят «Малхолланд-драйв» задумывался как сериал, а потом, по доброй традиции г-ну Линчу опять не дали денег и он вынужден был надстроить час съемок на 50-минутный пилот первого сезона. Да так, чтобы все выглядело, как авторское кино.

Затея удалась, до сих пор гадают, что именно он хотел сказать. Вот то и хотел сказать – хочу честно заработать на проявке 30 км. фотопленки. «Я же художник» (кстати, да, действительно художник).

Тем не менее, в американских медиа практически не осталось ни одного «романтика» с большой буквы «Р».

Джармуш на старости лет стал снимать черно-серое немое кино с аурой, но без малейших эмоций.

Линклейтер снял невероятный «Boyhood» (практически толстовский материал) и сразу после этого упал физиономией в сахарную вату под названием «Everybody Wants Some!!!». Последний артефакт я, очень терпеливый зритель, не смог усидеть.

Можно в голове перебрать еще пару-тройку имен второго дивизиона, находящихся в столь же посредственной форме, и получается волей-неволей – the last man standing все тот же мэтр.

Творчески пережил всех. Что значит он не курит, не пьет и не злоупотребляет кокаином (во что иногда невозможно поверить, но дедушка держится бодрячком).





О чем бы не писал Линч-сценарист, и что бы не показывал Линч-режиссер, он говорит о метасценарии самой киномеханики. Он тоже смотрит телевизор со своими зрителями и смеется над ними, и, надеюсь, над собой.

Поэтому при всех заскоках, некоторые вещи он угадывает с пугающей точностью. Именно подсознательно.

Если из «Миллиардов» выглядывают уши всех классических голливудских, а значит и национальных антагонизмов Америки прошлого, то «Твин Пикс» произвел на свет все модное американское телевидение 2010-х.






Сквозь этот мистический шар виден «Lost», атмосфера «Fargo», вплоть до покадровых цитат. «True Detective» в своих лучших проявлениях стряхивает пыль с 25-летних видеокассет.

Да что там: расхваливаемые на каждом углу и пока непонятно за что «Американские Боги» просто доносят в рабоче-крестьянской форме вот все эти метания агента Купера между Белым и Черным вигвамами.

Правда до сих пор никому, даже вызывавшему столько надежд «Лосту», не удалось достигнуть той степени неопределенности «Черного квадрата», какая с издевательской легкостью получилась у «Твин Пикс».

В общем, у зрителей его нетленок по крайней мере с 1992 года в голове крутится два вопроса: "Кто убил Лору Палмер?", на него искать ответ бессмысленно, и "Зачем я все это смотрю?" – тут хотя бы можно сделать попытку честно написать об этом.



https://telegram.me/mikaprok

Tags: #lynch, #twin peaks, #линч, #сша, #твин пикс, cinema, critique
3
Отец же? Не!?

По-моему, как раз Малхолланд Драйв - самый понятный фильм Линча. Фильм - это та галлюцинация, которую Диана (кажись), наблюдает, сидя на электрическом стуле. Ее видения крутятся вокруг "невиноватая я", но  воронка видений упорно загоняет ее в реальность, которую она отказывается принять. Сюжет основан на легенде о том, что в миг перед казнью люди видят очень яркие и достоверные галлюцинации с протяженным сюжетом. Что, учитывая расхожесть выражения "вся жизнь в один миг пронеслась перед глазами", может и взаправду случается.

:-) Я слышал примерно 8 полноценных версий происходящего там, ни одна из них не захватывает всех смыслов.

Так как понимание приходит на последних минутах фильма, потом еще раз пересматривал для проверки, и не нашел ничего лишнего или противоречащего. А ваша версия какая?

Я в свое время придумал красивую и длинную версию, внимательно шаг за шагом все посмотрев и найдя сходство в биографии его третьей жены, но потом, почитав критику, разочаровался :-)

Я думаю, его не нужно трактовать рационально -- там суть в деталях, а не общей концепции.

zaharov

May 23 2017, 07:18:37 UTC 2 years ago Edited:  May 23 2017, 07:19:56 UTC

Трактовка видеоряда, как галлюцинации, и не требует ее рационального восприятия. Зато интересно понять, почему галлюцинации именно такие. А периодические реальные воспоминания помогают восстановить ход событий и, главное, эмоциональный сюжет. Реальность и галлюцинации различаются в фильме очень четко цветовой палитрой кадра и приемом съемки.

Если включаться в это обсуждение, а я считаю, что это непродуктивно :-), то сюжет этого фильма-недосериала напоминает, по меткому выражению, кажется, Эберта, ленту Мебиуса. Поэтому вы сами выбираете ту сторону, которая является сном в зависимости от хронометража фильма и конкретного контекста.

antipodus65

May 22 2017, 22:58:47 UTC 2 years ago Edited:  May 22 2017, 23:01:53 UTC

- Затея удалась, до сих пор гадают, что именно он хотел сказать. Вот то и хотел сказать – хочу честно заработать на проявке 30 км. фотопленки. -

Интересное у вас понимание искусства. То есть с моей точки зрения, вы ничего в Твин Пикс, то есть "в приквеле", не поняли. Абсолютно.

- Десять лет спустя я пересмотрел «шедевр» по второму кругу и смело нарисовал галочку в графе «культурное посещение контактного зоопарка Сансет Бульвар».
В феврале этого года я решил быть добросовестным критиком и в очередной раз подвергнуть себя многочасовой экзекуции. -

Зачем же так к себе сурово?? Такие сериалы смотрят два раза. Второй раз лет в семьдесят. Да вообще-то и одного раза достаточно, много там того, что второй раз смотреть не стоит.
И очень странное желание "понять, что же хотел сказать автор"! Вы серьёзно??? Да НИЧЕГО он не "хотел сказать". Искусство это вообще не об этом. Что хотел сказать Лев Толстой в "Войне и мире"? Про "дубину народной войны" и "Наполеон - чмо!"?? Смешно ведь.

Третий сезон, конечно, будет "не о том и не так, как было". Это как раз тот случай, когда нельзя два раза ступить в ту же реку. Понятно, что это будет обычный для нашего времени мистическо-детективный сериал, без особенных прорывов и достижений. Но, судя по первым двум сериям, можно надеяться, что он будет по крайней мере смотрибельным, а не как тошнотворно-бредовый Фарго двух сезонов, и идиотский, судя по началу первой серии, Фарго 3. Потому что его снимали уже откровенные амероидиоты.

И ещё о вкусах. Спасибо, конечно, за рекламу, но благодаря вам (и слава богу!) я никогда не буду смотреть сериал про миллиардеров! До того показательно отвратительна была сцена врывания одного чувака в клуб другого. (Особенно отвратительна была рожа ворвавшегося. Да и того, что был в клубе, тоже.) Тошнит до сих пор.

P.S. Лору Палмер, согласно сериалу, убил её же отец - это на случай, если вы это как-то упустили!)))
:-) Спасибо за мнение
Вы извините, но мне интересно, ну, чтобы, как говорится, "сверить часы" - вы как относитесь к первому и второму сезонам Американской истории ужасов, и для контраста - к Игре тронов??
Для меня это как сверить часы в вопросе внешней эстетики.
"- Вам какой цвет нравится?
- Зеленый?
- Только красный!" :-)

"Американскую историю ужасов" перестал смотреть после 2 серий, по-моему. Мне она не показалась интересной.
"Игра престолов" -- выдающееся шоу (подчеркну это слово) и самое качественное аудивизуальное развлечение на телевидении. Но с социально-познавательной точки зрения это было мимо моих интересов и той самой эстетики. Я не люблю и не понимаю фэнтези :-(
Ну в "Американской истории ужасов" 1-й и 2-й сезоны никак между собой сюжетно не связаны.
Словами типа "шедевр" как-то не принято раскидываться, но если определить более узкую область, то оба сезона это шедевры в своём роде, то есть в своём жанре. Первый сезон это мистический детектив с элементами пародии, а второй пародийный детектив с элементами мистики.
Оба сезона редкая удача для авторов. Потом у них пошла ерунда, не стоящая внимания.

Ну а "Игра тронов" это вообще мусор. И фэнтази там мало, и враньё кругом, и фальшивое "средневековье".
Добавлю N.B.: Я о таких вещах сужу с точки зрения "охвата". Т.е. что можно нового получить/испытать/выйти за пределы понимания уже изученной реальности. И т.д.. Принцип понятен.
Т.е. снять, например, хороший детектив не проблема. Снять детектив, который бы рассказал что-то экзистенциальное за границами известных схем -- нужен условный "Реальный детектив". Опять же на вкус-на цвет.
Я, по возможности, избегаю оценочных суждений. Например, допускаю, что я чего-то не понимаю именно в культурном контексте снимающего. Если и делаю ремарки, то поясняю почему. В общем и целом, могу при желании углубиться в критику по-кадрово. Или привести сопоставимое мнение человека, погруженного в контекст.
Ув. mikaprok, что думаете о взрыве? Кому вся эта постановка на руку? Консерваторы - не похоже, скорее, просто воспользовались. Проклятые рептилоиды - как-то вычурно избыточно. Европейцы - у них же не по две головы.
Какие мысли у Вас, интересно?
:-) пока мало деталей, много про жертвы и ничего про самого смертника(ов), хотя за это время могли бы уже камеры посмотреть. Камеры в UK стоят, такое чувство, даже в публичных уборных.

Как только станут обсуждать личность станет более-менее ясно, в какую сторону клонят.
Да камеры можно в расчет не брать, как и телефоны населения. Последние теракты как бы намекают, что вопреки всем ожиданиям никто ничего не покажет. Более того, никто ничего и не посмотрит.
Поэтому интуитивные первые выводы априори очень ценны.
Плиииииз!

Anonymous

May 23 2017, 16:50:29 UTC 2 years ago

Вот было время, от "Следствие ведут знатоки" до "Твин Пикс" советско-российского зрителя провезли менее чем за 5 лет. Многие нуждались в поддержке от таких резких перепадов давления, и находили их в знакомом формате толстой книги. "Тайный дневник Лоры Палмер" и прочие справочники покупались массово. Существовал широчайший жанр "книга по фильму", с продолжениями и спин-оффами неизвестных литературных стахановцев. Даже для всякого трэша типа "Пятницы,13".
Сейчас даже раскрученного Мартина возьмутся читать после просмотра не только лишь все.
... многие смогут это сделать :-)
Мне кажется, Линчу интересно кинематографическими средствами рассказывать об одержимости. Его эта идея сильно цепляет. Но вот так впрямую он опасается тему развивать, поэтому добавляет социальности, сериальности и тарковщинки. В итоге переселение душ, злых духов окутано специфической атмосферой.

И если вспомнить, что сыщик, который взял битцевского маньяка потом, внезапно, начал палить в людей в универмаге, а теперь они оба сидят в одной и той же колонии, причём, сыщик утверждает, что его специальными наркотиками опоили и он НЕВИНОВЕН, то точно в этом же стиле можно снять сериальчик и у нас. На основе реальных событий. )))
Для него это одна из стандартных концовок.

Вот это разделение внешнего восприятия и овеществление внутреннего мира. Все время жить двумя мирами желаний и осуществлений, переходящих одно в другое.

Просто я как-то задался целью почитать дневники "Твин Пикс" и судя по ним, планировалась не та концовка. У него самого сновидения часто переходят в реальный мир, но в последний момент всегда кто-то будит :-)
Был такой фильм The Hidden.

Там тот же Кайл Маклахлен играет такого же "агента ФБР", который оказывается то ли инопланетянином, то ли вселившимся добрым духом, который ловит злого духа или инопланетянина.

В начале фильма педалируется элитарность ФБР, что это человек сверху, который "на земле" решает проблемы, которые с точки зрения рационального полицейского не могут быть реальными.

Потом делается смысловой прыжок в сторону упрощения. Теперь это не элитарный надзиратель и полицейский ловят маньяка, а фанатастика.

После этого фильма расшифровать Твин Пикс - это не проблема. Можно наслаждаться эстетическим уровнем решения той же самой проблемы у Линча.
А я смотрел Скрытое. Вы знаете, Твин Пикс настолько не про ФБР и инопланетян, что даже не вопрос декораций. Кайл Маклахлан, нксколькоя знаю, дружит с Линчем дольше :-)

Если выбирать смысловую привязку, то ТП -- фильм о любви. Но это тоже условно. В той же степени это фильм об американской мечте и индустриализации, там же все вокруг лесопилки крутится. И т.д.

Я могу пои желании на эту тему написать страниц пять текста. Только вот желания нет писать :-) Об этом пост :-)
Боюсь, вы меня не поняли. Из той же серии фильмы "Чужой" и "Девятые врата", "Ребёнок Розмари", если вы понимаете, о чём я. ))
Не понял, а ассоциативный ряд усугубил.
Не ассоциативный ряд, а фабула. Впрочем, произведения искусства всегда можно интерпретировать разными способами. Это как раз говорит о том, что Линч умеет.
Это да :-)