mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Category:

Play Hard



Продолжим, помолясь, про R&M.

Я не был бы собой, если бы просто оценил драматизм очередного мультсериала.

В любом случае, если не сознательно, так подсознательно оба создателя шоу подогревают к нему интерес с метафизической (извините) стороны.

Сериал возник на стыке трех самых популярных явлений западного масскульта для "любознательных":
- популярной науки (постепенно заменяющей реальную науку, слишком специализированную и сложную для восприятия),
- социологии (сетевого взаимодействия)
- постмодернисткого искусства.

Про последнее мы уже поговорили, пора про второе с конца :-)

Давайте попробуем немного поиграть и позадавать вопросы Вселенной. Может быть что-нибудь интересное она нам и ответит.

Где на самом деле происходит действие сериала?

Самый точный сценарный и одновременно самый неинтересный ответ – в космосе.

Конечно этот дом в пригороде даже с точки зрения самого сеттинга – случайный слепок.

«Пикник на обочине»

Можно точно так же локализовать сериал в РФ или Турции. Всё прекрасно разляжется по своим местам.

Ребята создали универсальную платформу, Google Play для мультсериалов. Теперь в любую сторону можно думать. Вон Simpsons уже одолжили кусочек мерча. Следующий шаг в полноценных локализациях.

Можно бесконечно повторять одни и те же упражнения с одними и теми же героями, один из которых подопытный, а другой лаборант. Как полагается лаборанту, в белом халате.

Ведь сами герои, если вдуматься, не имеют никакого отношения к Соединенным Штатам.





Кто они?

Понятно, тут моментальная ассоциация с персонажами из «Back to the Future» и даже все их родовые пятна сохранены, но есть что-то глубоко чуждое в их образах.

Посмотрите на их имена: Rick Sanchez -- что-то вроде «Славка Махмудов» по-русски;
Марти стал Morty. ОК, но зачем?

Не по той ли причине, по которой есть Волан де Морт стал собой, т. е., проще говоря, «смертью»?

Да, во всех приключениях этой парочки Морти обречен. У него нет ключей от реальности, все ходы записаны и прочерчены его старшим и единственным товарищем. Друзей у 14-летнего подростка нет. Есть девочка, в которую он влюблен (см. Vita Nuovo) и странное окружение, не отличимое от мебели.

Неразлучная парочка живет в семействе Smith (т. е. абстрактных «Ивановых»-«Кузнецовых»).

Внутренняя жизнь «Кузнецовых», убогое и занудное мещанство, предмет бесконечного издевательства Рика и фрустрации Морти.

К чему Рику вовлекать в столь опасные приключения своего любимого и без того задерганного внука? Он же не настолько эксцентричен, чтобы не понимать, как тому сложно живется.

Подсказка содержится в нескольких местах. Путешествия Рика подозрительно напоминают смесь книг, фильмов и комиксов, которые наверняка читает Морти. Вплоть до прямых наименований – когда Рик называет чудовищ «содерберговскими» или «лавкрафтовскими».

А ощущения Морти, не то, что он видит, а как он чувствует путешествия представляют собой бесконечный гормональный трип.





Почему Рика так странно зовут? Есть несколько вариантов ответов на этот вопрос. Например, такой: каждый кто читал учебники в США поймет, о чем я говорю. Там люди в примерах и «живых ситуациях» выбираются по принципу произвольного сочетания имени и фамилии. Чтобы было не обидно и политкорректно.

Также не случайно Рик все время приходит на помощь в момент внутреннего конфликта Морти.

Кстати, где находится портал между надоевшей «реальностью» и космосом? В гараже.

Никакие пожилые гении в гаражах не трудятся, их место в лучшем случае в лаборатории, а так – в кресле-качалке, на пенсии.

Давайте подумаем. Кто проводит время в гараже и мастерит бессмысленные с точки зрения здравого смысла гаджеты?

У кого немерено энергии и он готов ввязаться в любые приключения вместо уроков?





Вы уже поняли, к чему я виду – если посмотреть на ситуацию беспристрастно, то никакого Рика не существует.

Точнее он существует во Вселенной, но на Земле время эйнштейноподобных ученых навсегда прошло. Это квантовая фантазия Морти, крутящего в голове книжные иллюстрации и вставляющего себя туда.

Так где происходит действие сериала, кстати?

Правильно, у нас в голове :-) Поэтому он бесконечен.

Однако же, самые головоломные эксперименты в «космосе» не похожи на банальные подростковые фантазии. Скорее это небольшие философские эксперименты.

О них я постараюсь поговорить в следующий раз.


https://telegram.me/mikaprok

Tags: #критика, #мультфильм, #рик и морти, #сериал, #сша, #форма, cinema, critique, rick and morty, sci-fi, science, usa
7
Там же еще один слой есть.)) обязательный станиславский. И он очень хорош, к удивлению. все персонажи железно замотивированы и вызывают понимание.) например, Рик.. ээ но нет. это спойлер третьего сезона
Так это же первый :-)

zero_kg

October 28 2017, 19:10:57 UTC 1 year ago Edited:  October 28 2017, 19:35:27 UTC

Сериал в целом остроумен. Но в нем у меня лично вызвало отторжение две вещи.
1. Постоянное навязчивое изображение подобия гениталий в образах сериала. Как развлекательный элемент это работает первые два-три раза, но потом уже вызывает скуку. Непонятно для чего это требуется в таком количестве, какой художественной цели это служит? Постоянно шокировать?
2. Постоянное навязчивое изображение расчлененки и насилия. То же самое что и в первом пункте.
Можно объяснить это тем, что это то что чувствует и воображает Морти, но для содержательного сериала мир подростка по сути еще убог и недостаточно сложен. Гормоны и половые инстинкты делают его весьма прямолинейным.

У меня есть приблизительная теория почему сериал так сделан - я год жил в Америке в американских семьях, когда был студентом в по обмену в школе и у меня есть некоторое представление как видят и чувствуют мир американские подростки. Если смотреть на это как американец, то я могу понять некоторые моменты и почему сериал сделан таким образом. Одним из ключей к пониманию является то, что жизнь среднего американского подростка крайне скучна по сравнению с жизнью среднего подростка на постсоветском пространстве. Дети в американском обществе крайне изолированы. Отсюда некоторые перекосы в восприятии мира, дефицит общения и что показательно - повышенная тяга к травке.
Второй ключ это то, что дефицит социализации ведет к проблемам с общением с противоположным полом. У американцев с этим проблем намного больше чем у нас. Не проблем с сексом, а именно с правильным выстраиванием отношений. Тут много чего есть, напишу если вам интересно.
Третий ключ - насилие, я заметил что в американской культуре есть какой-то культ физического насилия, я предполагаю что возможно что повышенный стресс от недостатка общения и постоянной конкуренции требует выброса в виде насилия. Я пока точно не знаю причин такого положения дел. Но вот сегодня играл в Wolfenstein II The New Colossus и меня крайне неприятно поразило обилие крайней жестокости даже для шутера. У меня просто пропало желание играть в него до конца. Постоянные Fuck, Мotherfucker, Shit тоже не радуют. Эта постоянная открытая ругань в фильмах и сериалах тоже бросается в глаза.

Лично мне намного больше понравился российский сериал "Атомный Лес". Сделано на уровне лучших западных образцов. Может он и не так сложен и многослоен, но оставляет очень позитивное впечатление.
так атомный лес это реальность последнего поколения новиопов. рисовали с себя и для себя. поэтому он так искренен. и.. познавателен с антропологической точки зрения

zero_kg

October 29 2017, 09:03:35 UTC 1 year ago Edited:  October 29 2017, 09:03:51 UTC

Мне особенно понравился маленький эпизод, где мозг изображен в виде паразита ждущего на дереве и прыгающее на голову какому-то проходящему кроко-динозавру. Тот немедленно начинает думать и писать формулы, потом случайной веткой мозг срывает с головы зверушки, она очухивается и видит мозг лежащий на земле, со злобой его пинает и быстро сваливает.
1. и 2., к великому сожалению, неизбежность стиля. Понятно, что контркультурный во всех смыслах слова сериал должен противоречить культурному коду. В данном случае коду взрослых.

Популярная культура, замешанная на насилии, обсценной лексике и обнаженке характерна для всех социумов с высоким уровнем жизни большей части населения и бытовым комфортом, но недостатком базовой высокой культуры. В ЮВА, к примеру, такого много.

"Атомный лес" неплохой, согласен.
Тут много чего есть, напишу если вам интересно. - интересно, пишите.
Есть очень характерный штрих в американском стиле - ученый-то чокнутый. Рик социопат и мизантроп и постоянно пьет. Социального статуса не видно, какой-то приживала у дочери в гараже. Настоящий высококлассный ученый в жизни таким не бывает, алкоголь вызывает быструю деградацию умственных способностей.
Можно сказать что это издержки художественного стиля, но все остальные персонажи семьи при этом имеют весьма реалистичный характер. Иногда мне кажется что американцы получили образ ученого из европейских фильмов 20-х годов про Франкенштейна и застряли на этом. Я полагаю причина в том что американцы в целом религиозны, а все религиозные люди с неприязнью относятся к науке, даже если не открыто, то подсознательно. У них во многом культура вертится вокруг библии. Религиозные люди подсознательно комплексуют перед учеными. Ходит такой чувачок, не верит в бога и и при умеет еще делать какие-то классные чудесные штуки вроде самолетов и ракет. Что-то с ним не так!
То что Рик постоянно под кайфом и у него течет слюна изо рта намекает на то, что американцы постоянно едят таблетки и химию с детства, как еду. Я сам лично это видел.
Американцы верят что таблетки улучшают способности и естественно думать что и Рик как ученый таким образом "улучшает" свое мышление.

ad_notandam

October 28 2017, 21:23:02 UTC 1 year ago Edited:  October 28 2017, 21:28:53 UTC

В смысле, что Рик - это альтер Эго Морти, которое не боится задавать вопросы и менять константы реальности по усмотрению? Типа, а что если меня все вокруг любят, что из этого получится. Тогда получается, что каждый зритель превращается в Морти. Но там было несколько слишком личных для Рика фрагментов, до которых Морти просто не может в силу возраста дорасти. Например, когда Рик влюбился в коллективный разум - подросток просто не врубится в ситуацию. И там есть фрагменты, когда Рик убивает копии Морти, чтобы спорить с самим собой - это уже производные второго рода. Все таки Рик приобретает черты объема и реальности. Например, в серии, когда Рик сделал из себя биоробота при помощи крысинного мяса - там вся серия держится на механицизме - там Морти вообще лишний и не нужен даже в плане декорации.
Насчет сеттинга, все таки есть небольшие привязки, когда дед воюет с Обамой, но тоже размытые.
Я думаю, у авторов не было четко структурированной линии. Все-таки не тот жанр для психологического детектива. А по поводу коллективного разума еще поговорим :-)
ну то, что мир Рика имеет черты подросткового - это факт. Взрослые люди себя так не ведут. В смысле он очень умен, но умен подростковым умом. Взрослые люди стараются исключить себя из реальности, сделать себя менее заметными - так проще делать то, что им хочется. Подростки хотят о себе заявить. Я лично списывал это все на общую демонстративность американской культуры и ее подростковый характер. На это есть указание, где все дернулись на окситоцине - там проще было всех уничтожить и новый сеттинг сделать или оставить все как есть. А Рик провернул множество комбинаций с вирусами и пришлось вызвать Бога из машины, чтобы все вернуть как есть. Хотя проще было бы включить машину времени и перезапустить оттуда. Но сделали как сделали. Это кстати огромный плюс сериала. Не жалей о том, что было, а живи дальше.
В Праймере аарон и эйб в похожем моменте просто запутываются самоуничтожаются.
Санчез всё ж не Махмудов, а что-то менее напряжное. Типа Илиеску или Джуканович. Для "мещанства", где главной семейной легендой является пойманный 30 лет назад четырехкилограммовый карп, это прикол и повод выделиться из окружения. Был когда-то знаком с одним Морти из "кузнецовых", который постоянно напоминал окружающим, что он на четверть болгарин.