Неисчерпаемый природный ресурс.
Одной из любимых жен борцов с лженаукой, которых мы тут поминали недобрым словом, является гомеопатия.
В этом месте пересекается такое количество интересов, что загадкой представляется то обстоятельство, почему все друг друга еще окончательно не переубивали.
История гомеопатии неразрывно связана с понятиями «здоровый образ жизни» и курортное лечение. В последние 20 лет ее небезуспешно стараются избавить от ненужных ассоциаций, лишний раз доказывая, насколько сами эти материи искусственны.
Многие вещи в мире взаимосвязаны самым причудливым образом. Например, я писал как-то про возникновение современного терроризма и несколько предложений посвятил г-ну Ганнеману. Напомню их к месту:
"В 1784 г. доктор Ганнеман, основатель гомеопатии, написал о достоинстве воды, как лечебного средства. Он ссылается, как это обычно случается, на первого вылечившегося простой водой -- аптекаря Гана. Пара кружек из родника и подагры как не бывало.
Ученик Ганнемана, некий крестьянин Пристниц (персона мифологическая), открыл первую водолечебницу на Грефенберге в Австрийской Силезии. Как бы сейчас сказали, он очень быстро создал клиентскую базу по всей Европе и открыл несколько филиалов.
Насмотревшись на успехи старших коллег за ними последовал Арнольд Рикли, швейцарец, добавивший к рецепту чистой воды еще и чистый воздух, а также солнечные ванны.
С момента появления на авансцене Рикли, существует два способа лечения любого недуга: лекарственный (операционный) и естественный (силами своего организма). Вся история с закаливанием, талой водой, зарядкой по утрам придумана на швейцарских курортах Рикли и Ко. Тут же находятся столь необходимые в этих случаях исторические параллели. И Гиппократ, и Гален активно лечили водой.
К последней трети XIX века в естественный метод были добавлены: диета, движение, покой, магнетизм, электричество и гипнотическое внушение. Последнее было чем-то средним между сеансами Кашпировского и клиникой неврозов Юнга.
Цель естественного метода - самопомощь в деле восстановления здоровья. В отличие от медикаментозного лечения, здесь пациент и врач находятся на одном уровне компетенции. Первый так же, как и последний вправе высказывать свое мнение относительно всех своих ощущений, связанных с процессом восстановления организма в натуральной (в отличие от города) среде обитания.
Одним из наиболее ярких пропагандистов естественного метода стал художник-акционист Карл Дифенбах. Являясь по основной статье учета немецким символистом второго порядка, наш герой вошел в историю в качестве прото-хиппи. Именно он ввел в бытовой обиход такие понятия, как вегетарианство, нудизм, полигамию (на что в 60-е годы активно ссылались все от Rolling Stones до Керуака) и конечно же гомеопатию (да, да, траву).
Дифенбах же основал первую в Европе коммуну, в которой практиковал проповедуемый образ жизни, открыто издеваясь над своими адептами. Если читать его скудную переписку на немецком, кажется, что он был таким Руссо-пратиком: со всеми с кем он состязался на холстах и бумаге он непременно ссорился и в жизни. Фонтан не иссякал до 50-ти с лишним лет, но в итоге дурной характер проявился в самый ненужный момент и единственный спонсор его покинул. Он спешно отчалил на Капри."
Если посмотреть на вещи не предвзято, то гомеопатия никогда не отделялась от «доказательной медицины». Вся официальная область лекарственной помощи населению в любой стране мире делится на три больших стека:
- медикаментов, лечебное действие, которых лабораторно доказано;
- экспериментальных лекарств, польза (или вред) от которых является статистически проверяемой гипотезой;
- условных «плацебо».
В последнем случае действует принцип хуже не будет.
Более того, опытные врачи-практики знают:
1) на больших цифрах всегда наблюдаются некие аномалии действия даже 100500 раз проверенных лекарственных средств;
2) существуют нюансы моральной помощи в патовых ситуациях или случаях психического расстройства пациента (ОКР и т. д.), когда пить сильнодействующее бесполезно/не нужно, а плацебо может успокаивать нервы по принципу: рецепт врача с дипломом + талая вода = валерьянка, поэтому можно время от времени выписывать «соду с фруктозой».
Понятно, что в п. 2 нуждается в тщательном диагностировании, жизненном опыте лечащего врача и умеренности пациента. Тем не менее, для баланса в 5% случаев это вполне сгодится.
Более того, из потенциальных плацебо редко-редко нечто переходит на светлую сторону и надежно там обосновывается.
Вся эта детская невинность не может вызвать ничего, кроме понимающего покачивания головой.
Однако в определенный момент времени рыночная ситуация стала радикально меняться.
Примерно начиная с 80-х годов индустрия гомеопатии частично обособилась от исследовательской фармакологии и превратилась в отдельный крупный бизнес со всеми присущими ему атрибутами: громкой рекламой, гигантскими объемами производства и заместительной функцией.
Несколько подкрепляющих цифр в тему.
Только в США продажи гомеопатии составляют $3,5 миллиарда в год. Вклад ЕС оценивается в $1 миллиард. На момент пятилетней давности продажи по миру оценивались в $5,3 миллиарда.
От 15 до 45% врачей в ЕС (цифра зависит от страны) хотя бы раз в неделю прописывают гомеопатические средства.
В Индии, на Шри-Ланке и в материковом Китае все наоборот – конвенциональная медицина «химических порошков» оценивается в 30% охвата населения. Все остальные пьют отвары из кореньев и едят морских коньков.
При том при всем у «шиповника и акульего плавника» – гигантский потенциал роста.
20% в год уже на протяжении пятилетки. По всему миру.
Ничего удивительного, что скрытая гомеопатия в той или иной форме осталась и под зонтиками фармгигантов, но ее становится все сложнее продавать.
Встречаются интересные симбиозы типа Himalaya Herbals, продающая гомеопатию, проходящую формальное одобрение в том числе и NIH.
Само позиционирование препаратов «для общего здоровья» требует другого маркетинга.
Последнее и является тем самым прегрешением, за которые быстрые на расправу просветители так чистят лженауку.
На Западе 90% усилий по борьбе с гомеопатией – это 50 титанов Восточного побережья. Деньги, фонды, громкие расследования – все оттуда.
В РФ происходящее скорее напоминает карго-культ, но и тут, уверен, есть заинтересованные стороны.
Если верить официальной статистике, львиная доля пропаганды бьет мимо цели.
Лишь 1% (публичная цифра) потребителей хоть как-то реагирует на пропаганду, направленную против гомеопатии.
Додуматься до замены инсулина раствором подорожника способны только те, кто не смотрит никаких просветителей. И смотреть никогда не будет, даже если за это им приплачивать.
Проблема в другом: деньги за подорожник под брендом «Байер» и подорожник под брендом «Радуга+» сравнялись в бесполезном действии. А надо, чтобы «байеры» доминировали везде, иначе не ровен час и инсулин начнет качественно делать кто попало.
Как тогда жить?
https://telegram.me/mikaprok
mac_arrow
December 23 2017, 21:55:42 UTC 1 year ago