Волшебная сила искусства.
Я вот не знаю, все же смотрят немецкое кино и сериалы?
Заметили, что они там начали снимать?
Примерно с начала 2000-х Германия планомерно стала возвращать позиции на больших экранах.
Пародийные боевики, не смешные комедии, чернушные детективы и детские (мульт)сериалы уступили место серьезному кино.
Причем кино, сделанному неожиданно качественно, дорого, с претензией на подтекст и набор смыслов.
Самый последний пример, получивший оглушительные овации во всем мире – “Babylon Berlin”.
Дело происходит в умирающей Веймарской республике и неизбежно клонится к военному реваншу. Цинично-точное в бытовых деталях повествование при касании политической повестки расплывается чернильным пятном и прячется в идеологической тени СССР.
Bolsheviks показаны аляповатыми бандитами, неожиданно тонко делящимися на фракции, шпионские ячейки, подметающими следы и производящими в целом впечатления хозяев положения.
Взгляд не то, чтобы неожиданный, но внутренне противоречивый на фоне аккуратно вырезанного трафарета фигуры со свастикой.
Клуб побежденных офицеров Рейха, несущая стена роковых 1933-1945 гг.., обносится забором патриотизма и, несмотря на отрицательный характер персонажей, служит маяком обаяния в море безнадежности.
Это отнюдь не единственная идеологически размагниченная иллюстрация.
«Dresden» 2006 года драматически осуждает англо-американские бомбардировки одноименного населенного пункта, «Die Flucht» 2005 года – не лицеприятно разбирает катастрофу бегства немцев от Красной Армии.
Эпохальный сериал «Unsere Mütter, unsere Väter» 2013 года поднимает планку еще выше. До мягкого антисемитизма.
В центре действия пять молодых людей на фоне событий ВМВ.
Один из героев – еврей, встречающийся с "арийской" девушкой и невероятным образом переживающий войну.
Двое героев-немцев сталкиваются с Холокостом в неожиданном формате: они наблюдают, как украинские крестьяне при них убивают еврейские семьи. Офицеры в ужасе пытаются спасти хоть кого-то из рук изуверов. Хотя всё заканчивается печально, остаток благородства накладывается на все последующие действия этой пары.
Своеобразным твистом служит спасение героиней-немкой еврейки русского происхождения, которая в конце сериала всплывает в роли красного комиссара – сюжетное подтверждение идеологии Третьего Рейха.
Вообще «фашизм» показан крайне схематично, без требуемого смакования нюансов. В чем американские критики не преминули упрекнуть создателей.
Дальше следуют символы послевоенного рукопожатия Востока и Запада Германии, одновременно осуждающие лицемерный социализм:
«Weissensee» – по-моему, одна из лучших когда-либо снятых немецких мелодрам, в центре которой офицер Штази, отрабатывающий последние 10 лет перед крушением стены.
«Tannbach» – модель двуполярного мира на примере крошечного городка, разделенного стеной.
«Deutschland 83» – шпионский детектив-драма с тем же коварным Штази в заглавной роли.
«The Same Sky» – чуть более активный вариант предыдущего пункта.
Легко считываемый диагноз: большая часть этнических немцев периода 1945-1990 показана в качестве обманутых и запуганных людей, которые будучи припертыми к стенке действуют на свой страх и риск.
Идеологической подоплеки не избежал даже sci-fi нуар «Dark», кладущий месседж практически на подкорку.
Прекрасно понимаю, что другое сложно ожидать. Что называется изголодались.
Однако нужно действовать аккуратнее, не вызывая понуканий от окружающих со всех сторон политкорректоров.
Кстати, как я понимаю, у немцев до сих пор есть прямой запрет на масштабную экранизацию военных подвигов до Второй Мировой Войны.
Можно только исторические маскарады, но снять что-нибудь высокохудожественное о 1870-м -- табу.
Никаких тебе седанов или арденн, только покаяние.
В общем, приходится придумывать эзопов язык и от внешних извинений переходить к внутренним страданиям, а там как дорожка выведет.
Пока получается.
https://telegram.me/mikaprok
zaharov
May 6 2018, 06:38:41 UTC 1 year ago
Смотрел фильм про офицера Штази, прислушивающего диссидентов и тайком укрывающего их бестолковую деятельность от начальства. На фоне мягко показанного разложения в самой Штази. Фильм сильный, направленный на сглаживание конфликта: в Штази тоже были хорошие люди.