"Убийца во мне" или вечный американский вопрос
Посмотрел недавно двухходовку Sicario и делюсь впечатлениями по просьбе читателей.
При всей незамысловатости сюжета и весьма скромных интеллектуальных силах, вложенных в производство этого продукта (продуктов), цинизм, с которым демонстрируется реальность поднят на добротную высоту.
На самом деле фильмы эти не об'единяются в однообразный дубль, а скорее являются хронологическим развитием этого самого внутреннего цинизма продюсеров.
Если в первой части мы свидетельствуем моральную борьбу между плохим и хорошим полицейскими, то во второй части есть только плохой и очень плохой варианты, отличающиеся не выбором методов, а ситуацией, в которой эти качества могут проявиться.
Условное зло полностью победило условное добро и стало действующим нарративом.
Третья часть должна вернуться в мир добра, потому что дальше кататься на этой карусели не получится.
Помимо доминирования черных красок есть несколько политико-социальных аспектов, которые мне бы хотелось отметить.
Во-первых, это фильм латиноамериканцев про латиноамериканцев. По обеим сторонам границы по сути сидят одни и те же люди. В культурном, этническом, политическом и бюрократическом отношении между ними нет никакой разницы. Что нарочито подчеркивается при любом удобном случае.
Во-вторых, борьба с наркокартелями в США очень сильно фетишизирована, а за последние годы и стала аналогом борьбы с организованной преступностью в целом.
На самом деле, первое и по наносимому государству вреду и так сказать по валовому продукту деятельности это налоговые/финансовые преступления. О них надо уметь говорить и там есть понятная политическая подложка. Поэтому бандиты в кино предпочитают грабить абстрактные музеи или экстравагантных богачей.
В наркопреступлениях вообще очень велика доля коррупционной, полицейской составляющей. Здесь этой темы касаются лёгким рикошетом.
Еще один штрих: дальнейшая стигматизация Мексики идёт, несмотря на публичную поддержку миграции подавляющим большинством СМИ. Явление интересное особенно на фоне умолчания о другой, куда более криминальной миграции из стран Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Показательный криминал уже статистически переместился туда. Но об этом не говорят.
В-третьих, первый фильм посчитали таким своеобразным манифестом noir современному контртерроризму. Очень модный сетинг, ищущий вдохновение в "Плохом лейтенанте" и процедуралах 90-х.
В реальности, государства в исключительных случаях действуют на чужой территории своими руками. Демонстрируемые операции с танками и ОМОНом -- ненаучная фантастика.
Такое бывает в случае ЧВК и зоны боевых действий. Но даже тогда ребят одевают по форме и стараются не афишировать их статус. А тут... какое-то шоу.
Нереалистичность сюжета является одновременно метафорой поведения американцев в мировом пространстве.
Что характеризует эту политику в сжатом, художественном изложении:
- Отсутствие дипломатии. Мексиканское правительство удалено со сцены и, очевидно, ничего не может поделать с собственной (если вообще не стоит на ее стороне),
- Силовой вариант решения проблем. Гуманитарные методы не работают, правительство не поможет, нужен полевой саботаж. На регулярной основе,
- Игнорирование деталей и общей аллергии на политику U.S.. Художественная демонстрация многочисленных "катаклизмов", с которыми сталкиваются правдорубы за пределами зоны комфорта,
- Наконец, бесполезность и закольцованность усилий по вышеописанной схеме. Отрубаешь одну голову, вырастает две. Отрубаешь две, вырастает четыре. Дурная бесконечность.
Как и в случае "Двух билбордов" отсутствует самое главное -- перспектива дальнейшего развития сюжета. То, что возникнет перед мысленным взором продвинутого зрителя после просмотра.
Насилием социальные проблемы не решить, оно вернётся бумерангом назад. Предложить что-то другое сложно? В простом, двуполярном мире работали простые двунаправленные инструменты кнута-войны и пряника-денег. Теперь в чистом виде не работает ни один из них. Что делать дальше -- большущий вопрос.
Именно поэтому Sicario оставляет после себя такое гнетущее впечатление.
https://telegram.me/mikaprok
Anonymous
October 31 2018, 13:43:40 UTC 8 months ago
Кроме того, сегодняшни