mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Categories:

Пресс-хата




«Лавочка закрывается»

Поговорим о свете просвещения. Тема нишевая, но, как мне кажется, очень важная.

В конце прошлого года мы в свободном режиме поговорили о важном явлении передела научно-исследовательского рынка публикаций с выставлением на мороз многочисленных редакций-рецензентов.

Суть происходящего ясна пока не всем, но скоро уже со всех сторон будут раздаваться крики о помощи. Как известно, аппетит приходит во время еды, и не испытывающий никогда голода академический обслуживающий персонал сможет осознать это в полной мере.

Но, позвольте, возразят мне люди, имеющие отношение к соответствующим кругам, а как же научные издательства при крупных (частных) ВУЗах и исследовательских центрах? Очевидно, именно туда переместиться вся жизнь после окончательного избавления «интеллектуальной прослойки» от денег.

Да, конечно, я бы тоже так подумал. Логично.

Вот только а что происходит с самими издательствами указанного типа? Во всем мире, не говоря уже о Восточной Европе.





Во-первых, их пытаются изо всех сил консолидировать с ненаучными без сохранения оригинального состава редколлегий. В этом смысле первыми под нож идут наиболее консервативные и респектабельные коллективы, стремящиеся печатать бумажные фолианты с редкими авторами.

Во-вторых, размывается понятие «научного» издательства, как такового. Если посмотреть на то, что сейчас печатает какой-нибудь Yale University Press (не самый плохой пример), то всё станет понятно. Не меньше 40% тиражей – госзаказ, невозможный ни в коммерческом, ни в ученом поле.

Наконец, сами издательства находятся под постоянной угрозой закрытия или отключения искусственного питания.

В этом смысле крайне показателен недавний вывод Stanford University Press (SUP) из-под зонтика одноименного университета с перекрытием инвестиционного финансирования.

Акция настолько дерзкая, что первые пару дней никто не мог поверить, что такое вообще возможно. Потом, разумеется, последовали энергичнейшие протесты, продолжающиеся и по сей день.

По существу дела можно сказать следующее:

- SUP – крайне модная площадка, старающаяся помимо всего прочего активно цифровизировать литературу;
- Они заявлялись на положительный баланс в $5 миллионов в прошлом году (1-е место среди аналогичных издательств в США), хотя и часть дохода, и инвестиции в $1,7 миллиона (на персонал из 10 человек :-)) они оставляют у себя;
- Первое попавшееся на глаза рассуждение о метриках академической успешности SUP выглядят на фоне предыдущего пункта не особенно убедительными;
- Stanford – один из самых богатых университетов мира, с бюджетом более $26 миллиардов + благотворительность + сторонние проекты + большой (военный) венчурный фонд. Тем не менее, «денег нет, но вы держитесь».

Т.е. перед нами принципиальная позиция, а не вынужденная мера.





Окупятся ли те 130-140 книг в год при условии предстоящей независимости – никто не знает, но почему-то все комментаторы уверены, что нет :-)

Если небеса не рухнут на землю (как предупреждают нас испуганные коллеги), то это станет очень опасным прецедентом для всех остальных. В первую очередь, конечно, убыточных богаделен, коих большинство.

Вопрос: на что предполагается существовать авторам древнеарамейских эпосов и бизнес-стратегии XX века (равные по практическому применению истории).



https://telegram.me/mikaprok

Tags: #ес, #журналы, #книги, #медиа, #наука, #стэнфорд, #сша, #экономика, books, economics, eu, media, science, stanford, usa
4
То есть, науку закрывают (делают закрытым сообществом), если я правильно понимаю?
Поголовье режут.
Я об этом не говорил. Вопрос в том, что у науки кормится куча людей, которые к ней отношения не имеют, но считают себя ее частью.

dannallar

May 16 2019, 07:41:40 UTC 2 months ago Edited:  May 16 2019, 07:51:44 UTC

И в настоящий момент им об этом сообщают. Рыдания будут невообразимы.
Я-то грешным делом считал, что редакции подобных изданий нужны для информирования ученых за пределами научных коллективов, в первую очередь. Надо было предварительно перечитать Вашу статью, на которую была ссылка. Теперь орнамент сложился окончательно.
Спасибо большое!
Среди учёных для науки имеют ценность 5-10%.

Организация науки тщательно изучалась в 80-х годах (возможно оттуда ягодки современной научной политики).

Anonymous

May 16 2019, 04:33:11 UTC 2 months ago

> Окупятся ли те 130-140 книг

Так может они и есть цель мероприятия? Как неудобный формат (для постоянного редактирования). Поскольку какие-то сотни тысяч у.е. для хороших людей никогда не жалко. А нехороших туда никогда не подпускали.
Не понял тезиса :-( 130 книг в год это мало, на самом деле для такого масштаба. Книги достаточно невинные (в меру сил).

Anonymous

May 16 2019, 09:57:54 UTC 2 months ago

Тезис такой, что издательства при ведущих университетах вольны издавать для своих что захотят, при этом бумажный формат защищен от некоторых современных и перспективных видов цензуры и переписывания задним числом, которые легко применять в электронных библиотеках. "Инквизиторам еретические книги не повредят" и "доктор (философии) знает как предохраняться от вредного воздействия". Если книги достаточно невинные, то получается это просто экономия, вернее экономия на спичках. Ну, ОК.
Это экономия на спичках там и тогда, когда она не вполне понятна (на первый взгляд) и подрывает легитимность производителей спичек, как таковых.
В интернет?
Уже в интернете.
Везде действует принцип анти-профессионализма:
Не публикуется самое главное во всех областях от физики до этнографии.
Достаточно одного предложения, чтобы сдулась деятельность целых организаций/направлений, они потеряли смысл.

PS
Интересна политика Springer - уже лет 5-10 бурный поток пустой воды.
Да, водопады хлещут из китая. Силов никаких нет... Решение совершенно бессмысленныз задач на богатейшем оборудовании
Я как то оказался вне описываемых вами событий. В январе вышла on-line версия моей статьи в Journal of Structural Chemistry (Pleiades Publishing, Ltd.), летом будет печатная версия. В области журналов химической тематики пока тишина. Все по старому...

Может быть нас поставят перед фактом, когда дело будет сделано...
А речь не о закрытии, а о доступности. Вопрос стоит так -- кто и как в таких условиях осуществляет редактуру.