Вчерашняя пресс-конференция главы Пскова, по определению претендовавшая на статус одного из наиболее заметных общественно-политических событий недели, оставила весьма смешанные чувства. Иван Цецерский, еще за несколько дней до этой встречи ограничившийся лаконичными и поверхностными ответами на многочисленные вопросы Псковской Ленты Новостей и не баловавший журналистов комментариями относительно решений возглавляемой им конкурсной комиссии по замещению должности сити-менеджера, сам решил встретиться с представителями СМИ и ответить на любые их вопросы.
Формальным поводом для встречи послужили 100 дней работы главы при гордуме нового созыва, истинные же причины журналисты искали в недавних публичных «сигналах» властям областного центра от губернатора Андрея Турчака, невозможности далее хранить молчание по поводу неоднозначной ситуации с сити-менеджерским конкурсом и неожиданно ставшей резонансной поездке псковской делегации в Германию на Ганзейские дни. Что тут первично, можно спорить. Как бы там ни было, г-н Цецерский вышел к микрофонам и под объективы телекамер со своеобразным посланием – вернее даже, целым рядом обращений, адресатами каждого из которых были группы и отдельные личности: губернатор, журналисты, горожане, будущий глава администрации Пскова…
Последнему, к слову, еще до окончания конкурса должно было стать предельно ясно, какое будущее его ждет. «Кто бы ни был сити-менеджером - я из своих рук его не упущу. Это я вам гарантирую. Заниматься, чем посчитает нужным, - он не будет этим заниматься. Есть решение городской Думы, которое определяет его рамки», - пригрозил глава города. Интересно, что раньше Иван Николаевич называл свою должность «пиджак без карманов» - из-за малого влияния на бюджет, а сейчас сравнивает себя с «командиром дивизии». В этой связи мне вспомнилась школа – там, в начальных классах, дети лупили новичков, чтобы были в курсе, кто главный. В политике всё, конечно, более цивилизованно, но, как выражается тот же Турчак, дедовщину ещё никто не отменял. Вполне возможно, Иван Цецерский почувствовал тот момент, когда должность главы региональной столицы может поменять политический вес, стать «тяжелее». Если, конечно, приложить к этому усилия и принять устрашающий вид…
Напомню, всего неделю назад псковские журналисты встречались с губернатором в уже привычном формате «без галстуков»: Андрей Турчак сделал несколько важных заявлений, в том числе, и в адрес городского руководства, на что Иван Цецерский «в галстуке» (на этом тема галстуков окончательно исчерпана и закрыта) практически вынужден был отвечать публично.
На той встрече губернатор озвучил тему возможного самороспуска городской Думы – якобы, для более скорых выборов мэра. «Но у депутатов духу не хватит», - несколько провокационно высказался губернатор. Что стоит на самом деле за таким намёком, несложно догадаться. Иван Николаевич набрался смелости и «передал пламенный привет» Андрею Анатольевичу, заявив, что «поднимать вопрос о самороспуске никто не собирается. Если мы снова хотим шоу, тогда, конечно, надо самораспуститься!».
При этом глава города напомнил, что мартовские выборы были очень трудными, но на них вышел не кто-то там, а «команда Цецерского», и результаты выборов - это во многом лично его, «командира», поддержка.
За прошедшие полгода г-н Цецерский в некоторых вопросах словно перенял тактику главы Великих Лук Николая Козловского. Только до прямоты Николая Николаевича Ивану Николаевичу ещё далеко.
Отмечу, что ранее глава Пскова слыл одним из самых ярых апологетов губернатора. Когда год назад Турчак заявил, что возглавит «Единую Россию» на парламентских выборах в Псковской области, глава Пскова был одним из первых, кто начал высказывался по этому поводу с полным одобрением и, казалось, даже счастьем. Когда губернатор, по сути, приказал Ивану Цецерскому уйти в отставку, тот, склонив голову с чувством преданности своему руководителю, согласился. Когда оказалось, что убрать главу города губернатору не удастся, когда общественность отстояла должность главы города (не самого Ивана Цецерского, а именно независимость должности), диспозиция изменилась.
После того, как глава администрации Петр Слепченко покинул пост, Иван Цецерский «сел на хозяйство», а и.о. главы администрации Пскова Александра Гаврилова принудили ежедневно консультироваться о каждом своём шаге, Иван Николаевич, видимо, понял, что и должность главы города можно сделать «авторитетной».
Что касается ситуации с конкурсной комиссией по сити-менеджеру, то тут и вовсе странная история. Не мог же, в самом деле, г-н Цецерский, который так активно отстаивал позицию депутата гордумы, секретаря комиссии Виктора Дули (но при этом фактически обвинил его в том, что шоу с комиссией было именно его, г-на Дули и его языка, креативом), случайно проболтаться по поводу одного из кандидатов? Сомнительно. В любом случае, как же быть с секретностью информации? Получается, теперь кандидаты в неравных условиях? И как отреагирует прокуратура на самовольное разглашение информации главой города? Был ли Святослав Пидуст, имя которого «подсветил» глава города и конкурсной комиссии, до 5 июля против разглашения своего имени, и почему после 5 июля стал за? Непонятно.
Не мог Иван Цецерский не высказаться и о Ганзе. В конце июня - начале июля он во главе делегации побывал в Германии на Ганзейских днях, в связи с чем даже попал на страницы «Российской газеты», с корреспондентом которой поделился мнением об одной из главных проблем, стоящих перед псковскими властями в контексте будущего принятия ганзейцев. Где разместить гостей? «Гостиничный фонд города недостаточно велик. Но недавно мы утвердили три проекта по строительству гостиничных комплексов общей вместимостью около тысячи человек. Есть и альтернативная инфраструктура: ганзейцев можно разместить в военных казармах, общежитиях университета, помещениях детского интерната», - указал путь решения проблемы Иван Цецерский.
Не секрет, что отношение к участию Пскова в ганзейском движении и заграничным вояжам официальных делегаций у псковичей, мягко говоря, неоднозначное. Тем более когда это происходит на фоне не решенных городских проблем и неожиданного появления на центральных проспектах огромных пробок.
Главный участник пресс-конференции заявил, что проводил важнейшие переговоры по Ганзейским дням, которые могут состояться в Пскове не в 2033 (как планировалось ранее), а уже в 2019 году. «И это не главы города победа, это наша общая победа», - скромно отметил Иван Цецерский, после чего вопросы, чья же тут основная заслуга, отпали сами собой.
Впрочем, конкурс по Ганзейским дням ещё может быть и не выигран, но градус напряжённости, надо думать, уже снижен.
А вот градус напряжённости в общении между администрацией области и городом, наоборот, может повыситься. Во всяком случае, вряд ли Андрей Турчак оставит креативный месседж Ивана Цецерского без своего внимания. Есть повод задуматься и будущему сити-менеджеру, кто бы им ни стал. Ну и другим адресатам (тем же журналистам, к примеру, которые сколько ни пишут – все более веселят главу) тоже были посланы недвусмысленные «письма счастья». Хотя временами и казалось, что глава города выступает в качестве генератора случайных афоризмов, однако по итогам пресс-конференции все-таки сложилось убеждение: ньюсмейкер сказал ровно столько, сколько и собирался, и даже ляпы выглядели едва ли не частью общего сценария. С учетом часто применяющегося к подобным выступлениям определения «послание», можно резюмировать и так: послал - так послал. Кто надо - тот, надо полагать, все понял.
Денис Камалягин" (ссылка)
"Урок истории Ивана Цецерского
Со школьной скамьи въелась в память скороговорка: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Откровения «городу и миру» главы Пскова Ивана Цецерского, давшего на минувшей неделе пресс-конференцию по поводу «100 дней нового созыва гордумы», раскопали в закоулках памяти эту строчку из учебников истории. Как-никак, Иван Николаевич недвусмысленно показал, что намерен - и уже начал - проводить, пользуясь терминологией историков, иммедиатизацию, то есть «переподчинение» всех городских вассалов-чиновников под непосредственный контроль «сюзерена» - «высшего должностного лица города» и, по совместительству, «отдельного органа местного самоуправления» (именно так говорит об этой должности «человека и парохода» нынешний устав Пскова).
О том, что такое переподчинение глава города начал продавливать еще раньше, стало понятно уже в ходе недавнего конфликта с увольнением начальника городского управления образования Геннадия Барышникова, за которого вступилась часть депутатов Думы во главе со спикером. Ведь тем самым они de facto нарушили правило невмешательства в полномочия главы администрации как непосредственного и единственного руководителя своих подчиненных - то самое «не мой вассал». Чем дело кончилось - псковичи, с увлечением следящие за поисками в городе нового сити-менеджера, помнят...
На прошедшей же пресс-конференции г-н Цецерский объявил, что кем бы ни был новый сити-менеджер, из своих рук он его не «упустит», и что тому даже не стоит помышлять о вольности в принятии решений, поделился тем, что в последнее время погрузился в работу по животрепещущем проблемам жизнедеятельности города с головой (а это, как метко заметил сам Иван Николаевич, «не просто приехать и ленточку перерезать где-то, это не просто букет вручить») и даже успел провести персональные встречи с каждым из руководителей управлений и комитетов администрации города. (То есть, последний месяц он выступал почитай как глава города и глава администрации в одном лице - то бишь как мэр.)
Вдобавок Иван Цецерский раза 3-4 намекнул на обязательность соблюдения субординации в отношениях главы города и главы администрации города, и вдогонку армейской тематики вообще выдал об интриге выборов нового сити-менеджера: «Чего переживать, кто будет начальником штаба дивизии, если есть комдив?»
Впрочем, обо всем этом прекрасно написал мой коллега Денис Камалягин, так что я, дабы не повторяться, лучше поведаю о том, что еще из истории мне напомнила пресс-конференция главы города… А напомнила она «в первую голову» о главной исторической аксиоме: что все когда-то уже было, и что все новое - это просто хорошо забытое старое. Редизайн, так сказать… Чем дольше слушал я Ивана Николаевича, тем больше ловил себя на мысли, что он неожиданно стал каким-то другим, новым, более дерзким, что ли. Но при всей этой новизне слышалось во всех его словах что-то очень привычное, только - из прошлого. Ба! Да это же словно Михаил Яковлевич Хоронен!
Тут и характерные, можно даже сказать «фирменные» для бывшего мэра постоянные упоминания о народной поддержке и об ответственности за все, происходящее в городе, и пассажи при острых вопросах о том, что самое главное - забота о жителях Пскова, и даже упоминания себя-любимого в третьем лице. Того более! Упомянув себя в этой грамматической форме, Иван Николаевич - пусть и косвенно - сравнил себя и свою «народную поддержку» с поддержкой всенародно избранного мэра! Так и сказал: «Если брать меня как главу муниципального образования, я возглавил список партии «Единая Россия» номером один - и жители, избирая «Единую Россию» местного уровня, голосовали в том числе за Цецерского. Поэтому косвенно подобные прямые выборы (мэра - прим. авт.) можно тоже считать, что состоялись». Мол, хозяин в городе есть. И это всерьез и надолго.
А «ганзейская» идея-фикс Ивана Николаевича, о которой он много говорил на той же пресс-конференции… Чем не хороненское 1100-летие Пскова?!
По-хороненски «с подковыркой» говорил нынешний городской голова и о взаимоотношениях с областными властями да с бывшим «партнером» Петром Слепченко. Про администрацию области - с одной стороны, что там, де, люди умные и понимают: главное - это деловая, конструктивная работа на благо псковичей, а с другой стороны - довольно жестко прокомментировал фразу губернатора о возможном самороспуске Думы для скорейших выборов мэра: мол, если кто-то думает что в таком случае «Единая Россия» наберет больше, чем 19 из 25 мандатов, то это вряд ли, а если нет, и все равно предлагает - то тут нужно крепко задуматься уже партийным органам…
Про «друга-врага» Петра Михайловича Слепченко Иван Николаевич говорил совсем уж противоречиво. То (видимо - по старой привычке) политкорректно заявлял о более-менее нормальных рабочих отношениях, напоминал о том, что ушедший сити-менеджер в своем отчете перед Думой в мае поблагодарил представительный орган за поддержку. То, уже не называя имен, вдруг фактически начинал разносить работу администрации ушедшего сити-менеджера: долгов, якобы, накопилось будьте-нате, деньги тратились не на то, и ситуация в городе вообще теперь сильно непростая.
И пока он говорил, у меня на уме крутилось одно «историческое» (в смысле - из истории) определение: «Пиррова победа». Даже во всей этой противоречивости заявлений главы чувствовалось: воинственность тут сочеталась с отчетливым – и тревожным - пониманием того, что небо вдруг перестало быть голубым, а на солнце набежали тучи.
Все-таки после конфликта с Петром Слепченко, из-за которого тот и принял свое «чисто эмоциональное и понятийное», по откровенному определению губернатора Турчака, решение покинуть городскую администрацию, у многих на уме крутится один в принципе весьма реалистичный сценарий «свертывания» щедрых дотаций области городу, за который «взял ответственность» Иван Николаевич. Тем более, финансисты пророчат почти неминуемый новый кризис, а, значит, дополнительные «дырки» в бюджете. И рад ли будет г-н Цецерский своему возросшему влиянию (а значит - и ответственности) на жизнь города в этой ситуации - бо-о-льшой вопрос!
Грустно все это...
А самое главное - история в данном случае, кажется, уже ни чем не поможет, ни чего не подскажет... Разве что можно вспомнить раба Эзопа, раз за разом повторявшего своему накануне перебравшему и ляпнувшему лишнего хозяину: «Ксанф, пойди и выпей море!». Да только как теперь перекрыть все реки?
Сергей Вик. Васильев".
12.07.2012
ППЪ