Продолжение:
"Не заметить столь дикой и заведомо коррупционной конструкции не смогла даже Генеральная прокуратура РФ. 19 апреля 2011 года генеральный прокурор РФ Юрий Чайка направил председателю правительства РФ Владимиру Путину пятистраничную записку «О состоянии законности в сфере охраны объектов культурного наследия» . На 4 и 5 стр. записки читаем: «Функции государственного заказчика ФЦП «Культура России» (2006–2011 годы) при реализации мероприятий по выполнению проектных, ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры фактически переданы Минкультуры России сторонним коммерческим организациям, услуги которых только в 2008–2011 гг. оплачены Министерством в сумме свыше 175 млн. руб.
"Не заметить столь дикой и заведомо коррупционной конструкции не смогла даже Генеральная прокуратура РФ. 19 апреля 2011 года генеральный прокурор РФ Юрий Чайка направил председателю правительства РФ Владимиру Путину пятистраничную записку «О состоянии законности в сфере охраны объектов культурного наследия» . На 4 и 5 стр. записки читаем: «Функции государственного заказчика ФЦП «Культура России» (2006–2011 годы) при реализации мероприятий по выполнению проектных, ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры фактически переданы Минкультуры России сторонним коммерческим организациям, услуги которых только в 2008–2011 гг. оплачены Министерством в сумме свыше 175 млн. руб.
Так, в соответствии с государственным контрактом от 15.02.2010 стоимостью 59,5 млн. руб. функции государственного заказчика на оказание услуг по организационно-плановому, техническому, документальному, информационному обслуживанию, созданию и поддержке реестров (баз данных) при проведении мероприятий, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в 2010 г. возложены на ООО «Специализированная организация «Торги и консалтинг». В 2008–2009 гг. подобные контракты заключались с ФГУП «ГИВЦ Минкультуры России» на общую сумму 116 млн. руб.».
Записка генерального прокурора была направлена в министерства культуры, экономического развития, финансов, регионального развития и юстиции с визой Путина: «Прошу совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять действенные меры по обеспечению охраны и сохранения культурного наследия и доложить». Но ничего не изменилось.
ООО «Специализированная организация «Торги и консалтинг» продолжило исполнять «функции государственного заказчика ФЦП «Культура России» при реализации мероприятий по выполнению проектных, ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры» и выступает в таком качестве до сих пор. Контакты с участниками конкурсов от имени этой организации ведут Анна Александровна Маркарян и Джемали Александрович Давришов. Дама, как стало известно «Псковской губернии», сообщила Роману Александрову, что для того, чтобы ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1» победило на конкурсе на основную часть работ в Изборской крепости, он должен доставить в Москву и в условленном месте передать некоему лицу 60 (шестьдесят) миллионов рублей наличными, в двух мешках по 30 млн. в каждом.
По распространенной информации, сообщает автор материала, откаты по государственным контрактам в сфере, подведомственной Министерству культуры, составляют от 20 до 32% от суммы госконтракта. Учитывая значительные размеры контракта по реставрации Изборской крепости, пишет Лев Шлосберг, коррупционеры от культуры выставили псковской компании «минимальный» размер отката – около 20%. Роман Александров платить отказался.
И тогда в последний день срока конкурса документы на участие в конкурсе подало ЗАО «БалтСтрой». На сайте компании не без гордости указано, что созданное в 1995 году ЗАО «БалтСтрой» занимает лидирующую позицию среди генеральных подрядчиков, специализирующихся на реставрации памятников истории и культуры и успешно реализует масштабные проекты в различных регионах России. Высокая квалификация инженерно-технического состава, производителей работ и мастеров прикладных профессий, стабильная материально-техническая база, использование современных технологий и четкая система планирования – факторы, которые являются доминирующими в деятельности предприятия».
Компания афиширует «сотрудничество с крупнейшими государственными заказчиками и финансовыми организациями – ФГУП «Атэкс» ФСО России, КГИОП Администрации Санкт-Петербурга, Комитет по строительству Администрации Санкт-Петербурга, ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов СЗФО» Управления делами Президента, ГУП «УКС Реставрация», ГУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга», СПбГУ «Фонд капитального строительства и реставрации»…».
Непублично представители компании особо выделяют свои прочные связи с администрацией президента и Федеральной службой охраны, объекты которых – в ее послужном списке. Не исключено, полагает Лев Шлосберг, что, используя эти связи, «ЗАО «БалтСтрой» выиграло конкурсы на видные памятники истории и культуры и крупные здания: Никольский Морской Собор в Кронштадте, Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница Петропавловской крепости, Грановитая палата Московского Кремля, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, ФГУП «Санкт-Петербургская академическая филармония им Д. Д. Шостаковича», ФГОУ ВПО «Академия Русского Балета» имени А. Я. Вагановой, резиденция президента РФ «Бочаров Ручей», попало в курируемую властями Петербурга губернаторскую программу «Фасады Санкт-Петербурга».
С таким послужным списком компания не могла не иметь своих людей в Министерстве культуры РФ. Как стало известно автору материала, компанию привел на конкурс и таким образом в Псковскую область влиятельный заместитель министра культуры по вопросам экономики Константин Черепенников. Очевидно, ЗАО «БалтСтрой» имело в Минкульте и лично у г-на Черепенникова репутацию исключительно надежного партнера, в котором можно не сомневаться. Правда, в бравурной публичной истории ЗАО «БалтСтрой» есть очень тревожные места.
В начале 2000-х годов во время реставрации Петропавловской крепости в Петербурге при невыясненных до конца обстоятельствах, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством (застрелился) главный инженер «БалтСтроя», а 7 ноября 2010 года был найден застрелившимся основной владелец (90%) и глава ОАО «Реставрационно-строительная компания «БалтСтрой» Павел Синельников (до 2008 года он был и генеральным директором ЗАО «БалтСтрой»), виновных в смерти которого также не нашли, официально подтвердив версию самоубийства крупного и достаточно известного предпринимателя, которому на момент кончины было всего 53 года.
ЗАО «БалтСтрой» является очень амбициозной и цепкой в преследовании своих интересов компанией, полагает «Псковская губерния», и делает вывод: 297 млн. контракта на реставрацию Изборской крепости были для мощного «БалтСтроя» мелочью, ради которой работать в Псковской области было неинтересно.
Компания потребовала, что если уж ее попросили занять место «недобросовестного партнера», то она желает получить все без исключения контракты, предусмотренные программой празднования Изборского юбилея. По информации издания, представитель компании сказал: наш интерес начинается с миллиарда. И ЗАО «БалтСтрой» все возможные контракты на «открытых конкурсах», организованных Министерством культуры РФ и ООО «Специализированная организация «Торги и консалтинг», получило.
Возможно, Роман Александров надеялся, что в ситуации, когда губернатор публично попросил его компанию досрочно, до конкурса, за свой счет, начать сложные работы в Изборске, тратя собственные и кредитные средства, то он сможет защитить псковского участника государственного конкурса от коррупции.
Но Андрей Турчак не защитил ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1», как не защитил и другие компании, взявшиеся по его настоятельной просьбе до проведения конкурса за реставрационные работы в Изборске и в Псковском драматическом театре им. А. С. Пушкина.
Такое не забывается: «Я к этому вас и призываю: не ждать, а начинать работы с гарантией получения средств из федерального бюджета. Можете поверить практике и опыту – чем ближе к дате, тем проще эти вопросы будут решаться».
Но 17 мая 2012 года ЗАО «БалтСтрой» (еще не получившее лицензию на реставрационные работы) было признано победителем по объявленному 6 апреля конкурсу сразу на 4 лота одного заказа на производство ремонтно-реставрационных работ в Изборске. Ему достались: Никольский собор (Изборская крепость) – 9 млн. 621 тыс. 881 руб.; Никольская церковь (Изборск, Труворово городище) – 10 млн. 120 тыс. 461,66 руб.; дом купца Белянина (Изборск, ул. Печорская, д. 39) – 28 млн. 620 тыс. 91 руб.; церковь Сергия Радонежского (Изборск) – 11 млн. 356 тыс. 814,19 руб.
Проигравшей компанией стало ООО «ПГС II», ранее приступившее к работам по реставрации купеческих усадеб в Изборске.
Удивительно: выставляя двум противоборствующим участникам баллы по ключевому критерию «Качество работ и квалификация участника конкурса», все до единого девять членов конкурсной комиссии, участвовавшие в рассмотрении заявок, по всем четырем лотам поставили ЗАО «БалтСтрой» 100 баллов каждый, а ООО «ПГС II» – от 24 до 25 баллов.
31 мая той же комиссией были подведены итоги открытого конкурса на производство ремонтно-реставрационных работ в Народном доме (государственном учреждении культуры «Псковский академический театр им. А. С. Пушкина»). Приступившее к работам досрочно ООО «Платан» (Москва) заявилось для участия, но не было допущено к конкурсу со следующей формулировкой: «Лицензия участника размещения заказа не позволяет выполнять следующие виды работ в составе лицензируемого вида деятельности, предусмотренные техническим заданием (локальной сметой): реставрация и воссоздание керамического декора (п. 18.4 «Примерного перечня работ», п.п. 27-47, 81-101, 118-138, 161-181, 202-222, 252-272, 303-323, 719-739, 781-797, 859-883 Раздела 9 «Интерьеры» локальной сметы № 1), что противоречит требованиям п. 9 Части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации».
Еще один участник – ООО «Профиль» – оказалось за рамками конкурса со следующей формулировкой: «Лицензия участника размещения заказа не позволяет выполнять следующие виды работ в составе лицензируемого вида деятельности, предусмотренные техническим заданием (локальной сметой): реставрация произведений из дерева (реставрация и воссоздание паркетных полов) (п. 16.2 «Примерного перечня работ», п.п. 404, 502, 542, 910 локальной сметы № 1), что противоречит требованиям п. 9 Части II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации».
К участию в конкурсе были допущены 3 компании: ЗАО «БалтСтрой», ЗАО «Новая Эра» (Санкт-Петербург), ООО «АМ-Строй» (Москва).
Дальше – классика жанра. ЗАО «БалтСтрой» получает от всех без исключения членов конкурсной комиссии по критерию «Качество работ и квалификация участника конкурса» 100 баллов (никто не осмелился поставить даже 99), ЗАО «Новая Эра» – от 25 до 27 баллов, ООО «АМ-Строй» – от 30 до 32 баллов. Максимальная цена конкурса составила 509 млн. 199 тыс. 999,95 руб. ЗАО «БалтСтрой» предложило 504 млн. 108 тыс. руб., ЗАО «Новая Эра» – 498 млн. руб., ООО «АМ-Строй» – 483 млн. 739 тыс. 999,95 руб.
С учетом оценки по ключевому критерию «Качество работ и квалификация участника конкурса» ЗАО «БалтСтрой» победило за явным преимуществом. В итоге компания в течение 1 месяца 2012 года стала победителем 3 конкурсов Министерства культуры, получив контракты на общую сумму 860 млн. 827 тыс. руб. 248 руб.
«Работа идет, но не везде в графике. Надо засучить рукава»
ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1» в одночасье оказалось на грани экономического краха. Объем произведенных в Изборске работ был очень значителен. Каким образом эти работы будут оплачены – было абсолютно неясно. Рабочих уволили, работы свернули, убрали десять лет назад положенные внутри крепости для перемещения тяжелой техники бетонные плиты, защищавшие от повреждения культурный слой.
31 мая в Изборске ЗАО «БалтСтрой» и ее сателлит ЗАО «Служба заказчика» вынудили ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1» подписать протокол, целью которого было выставить в адрес псковской организации максимальный объем претензий, чтобы предельно занизить сумму компенсации за уже сделанные работы, которые псковские специалисты оценивали на уровне одной трети объема всех работ, предусмотренных контрактом.
Протокол был написан издевательски, как будто мастер учит ученика, как надо работать. В частности, среди необходимой производственной документации ЗАО «БалтСтрой» затребовало у ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1»… копию реставрационной лицензии.
ЗАО «БалтСтрой» и ЗАО «Служба заказчика» заявили о своем намерении осуществить приемку качества выполненных ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1» работ, хотя это право есть только у государственных органов. Скандал вышел за пределы Изборска и Пскова.
На встрече с главными редакторами региональных СМИ в те дни Андрей Турчак, когда ему был задан вопрос о том, что произошло с исполнителем работ в Изборске, раздраженно прервал собеседника и сказал: «Я в курсе. Мы заняты этим вопросом», прекратив дальнейшее обсуждение. Но вопросы остались не только и не столько у журналистов. Начавшие под слово губернатора работы компании пытались спасти потраченные деньги, хотя бы вернуть прямые затраты.
Но ставшее в одночасье монополистом Изборского юбилея ЗАО «БалтСтрой», замечает «Псковская губерния», крайне жестко и болезненно воспринимало вопросы невольных подрядчиков и категорически не было склонно входить в положение потерпевших.
Формально они и не должны было это делать: победитель конкурса получает всё. И не для того они сюда пришло, чтобы делиться деньгами с неудачливыми конкурентами. Но это был не тот случай, когда можно было просто отмахнуться от проблем: часть работ была действительно сделана, и произвести их повторно было невозможно. Компромисс не складывался ни по Изборску, ни по театру.
Стало ясно, что конфликт невозможно «разрулить» дистанционно. А он в процессе «передачи-приемки» работ только разгорался. Потерпевшие компании были готовы писать жалобы и «выносить мусор из избы». А это, подозревает «Псковская губерния», уже могло задеть интересы реальных выгодополучателей Изборского юбилея. И Константин Геннадьевич Черепенников вынужден был лично приехать в Псков.
14 июня в администрации Псковской области под его председательством прошло совещание «О ходе ремонтно-реставрационных работ на объектах Псковской области в соответствии с «Планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия Изборска». Список участников совещания возглавлял губернатор Андрей Турчак, но в итоге он встретился с заместителем министра в своем кабинете, от участия в общем разговоре уклонился и ведение совещания от имени администрации поручил своему первому заместителю Сергею Перникову.
Не захотел участвовать в более чем специфическом разговоре. За овальным столом встретились «победители» и побежденные: директор ЗАО «БалтСтрой» Дмитрий Сергеев, управляющий ЗАО «БалтСтрой» Александр Коченов, генеральный директор ООО «Платан» Дмитрий Горбатенко, заместитель директора ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1» Владимир Иванов, генеральный директор ООО «ПГС II» Николай Панарин, представители проектных организаций (ООО «Фирма Гипрокон – ЛД» и Псковского филиала ФГУП Институт «Спецпроектреставрация»), областные чиновники в сфере культуры и дорожного хозяйства.
Но далеко не все участники совещания афишировали себя. Во втором ряду, на кресле у самой стенки сидел Джемали Давришов. Не указана в протоколе совещания представитель центрального аппарата ФСБ, пресекавшая любые «лишние» вопросы к руководителям «БалтСтроя», замечает Лев Шлосберг. Протокол совещания сухо отражает обсужденные вопросы: «1. Об итогах конкурсных процедур на проведение реставрационных работ на объектах историко-культурного наследия, включенных в юбилейную программу на 2012 год. 2. О ходе реставрационных работ. 3. Об определении первоочередных задач». Формально – не придраться.
А по существу, считает Лев Шлосберг, в здании администрации Псковской области без применения холодного и горячего оружия, но в очень тяжелой атмосфере прошла разборка между всеми основными участниками ремонтно-реставрационных работ в Изборске и Пскове, разными способами втянутых в государственную аферу «празднование 1150-летия основания Изборска».
Главная задача Константина Черепенникова в Пскове, уверен редактор «Псковской губернии», заключалась в том, чтобы представить решение Министерства культуры о привлечении ЗАО «БалтСтрой» в качестве ключевого исполнителя работ на «объектах Псковской области» как не подлежащее обжалованию, подавить волю потерпевших компаний к сопротивлению, чтобы ни одна жалоба в свет не вышла, а в качестве «пряника» пообещать им компенсацию понесенных затрат – в случае, если «будут хорошо себя вести».
Протокол совещания был подготовлен консультантом отдела реставрации объектов культурного наследия департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры Натальей Игоревной Петрик (также членом единой конкурсной комиссии Минкульта) и подписан лично К. Г. Черепенниковым. Всё подчинялось требованиям ЗАО «БалтСтрой», которые должны были выполнить как оказавшиеся в положении публично ограбленных компании, так и региональные чиновники.
Язык протокола выдает невысокую грамотность его составителей, полагает автор материала. Минкульт в этом документе определил ЗАО «БалтСтрой» «генеральным подрядчиком на объекте историко-культурного значения «Народный дом А. С. Пушкина» Псковский академический театр им. А. С. Пушкина», хотя статуса «генеральный подрядчик» при конкурсной системе распределения бюджетных денег нет вообще, есть только исполнители работ.
До 2 июля повязанные вынужденным сотрудничеством подрядчики и госкомитет Псковской области по культуре должны были согласовать для ЗАО «БалтСтрой» график работ в Псковском театре и в Изборске.
Псковский филиал ФГУП Институт «Спецпроектреставрация» и ООО «Фирма Гипрокон – ЛД» обязали подписать непосредственно с Министерством культуры договоры на авторский надзор за ходом работ на основных объектах – Изборской крепостью и театром. ООО «Платан» и ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1» обязали передать ЗАО «БалтСтрой» исполнительную документацию по выполненным ими объемам работ в театре и по Изборской крепости.
О сроках оплаты этих работ ничего не говорилось. О внесенной в техническое задание работе по стене Окольного города в Пскове никто не вспоминал. Между тем она свободно помещалась в смете, рассчитанной в свое время для Минкульта ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1». Участников совещания обязали обеспечить выполнение всех упомянутых в протоколе поручений к 18 июля.
По существу, это был акт о капитуляции. Спорить с всесильным (как тогда многим казалось) заместителем министра культуры предприниматели не решились. Ведь все они предполагали в будущем подавать заявки на участие в конкурсах Министерства культуры на проведение реставрационных работ.
15 мая Константин Черепенников посетил Изборск и критично высказался об объемах работ, выполненных в крепости силами ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1». В подтексте звучало: да им и платить-то почти не за что. Заместитель министра явно не хотел отяготить ЗАО «БалтСтрой» никакими дополнительными расходами, подозревает «Псковская губерния».
Для СМИ Константин Черепенников выделил одну фразу: «Работа идет, но не везде в графике. Надо засучить рукава, чтобы к юбилейным торжествам закончить реставрацию основных культурных объектов». Но ему оставалось всего два месяца до большого скандала и четыре месяца до завершения работы в должности, хотя сам он об этом едва ли думал.
Скандал разразился в связи с реставрационными работами в Ярославле. 24 июля 2012 года в Минкультуры России пришли сотрудники Следственного комитета РФ. Следственные действия были связаны с объектом культурного наследия федерального значения «Ротонда Гостиного двора» (Ярославль). В 2010 году Минкультуры России являлось заказчиком на проведение ремонтно-реставрационных работ на этом памятнике культуры.
Речь в деле, сообщает «Псковская губерния», шла о хищении 12,6 млн. руб., выделенных на реставрацию «Ротонды Гостиного Двора». Причиной внимания следствия стало заключение Министерством культуры РФ в 2010 году двух контрактов и дополнительных соглашений, по которым подрядная организация получила более 23 млн. руб. Однако объем фактически выполненных работ с учетом поставленных материалов составил чуть более 10,5 млн. руб.
Тем не менее, приемная комиссия, в которую вошли, в том числе представители Минкультуры РФ, подписала акты приемки объекта. Следственным департаментом МВД было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Чиновники, непосредственно подписавшие документы о завершении реставрации «Ротонды Гостиного Двора» (директор департамента инвестиционной политики, капитального ремонта и реставрации Минкультуры Андрей Ермаков и его заместитель Игорь Морозов) к 2012 году в министерстве уже не работали.
Курирующий экономические департаменты министерства Константин Черепенников встретился со следователями по ярославскому делу и через два месяца, в сентябре, подал на имя Дмитрия Медведева прошение об отставке, которое было удовлетворено.
«Делать всё быстро, не обращая ни на кого внимания»
Между тем, по наблюдению автора материала, по мере выхода ЗАО «БалтСтрой» на работы в Изборской крепости и на Труворовом городище выяснилось, что компания к ним совершенно не готова. При этом высший менеджмент компании не баловал Изборск личным присутствием, быстро успокоившись после проведения «конкурсных процедур». Не хватало ни специалистов, ни рядовых рабочих.
Стали хаотично, через посредников, искать их буквально по всему бывшему СССР. Приезжали люди, совершенно не понимавшие, где они работают, и быстро уезжали. Текучесть персонала, по наблюдению «Псковской губернии», просто зашкаливала: принимали всех – и мало-мальски опытных, и совершенно «нулевых» гастарбайтеров.
Архитекторам, ведущим надзор, приходилось обучать их в процессе работ на фоне аврала и растущего психоза перед неотвратимо приближающимся «праздником». Руководитель проекта реставрации Изборской крепости, реально руководивший работой ЗАО «БалтСтрой» на месте, Николай Макаревич, быстро установил, кто его главные враги. Ими оказались архитекторы-реставраторы Псковского филиала Института «Спецпроектреставрация» Владимир Никитин и Галина Гофман, на которых возложили авторский надзор за ходом работ. Они, в понимании г-на Макаревича, «мешали работать».
Общего языка реставраторы и руководитель стройки так и не нашли. Специфического стиля человек, живая иллюстрация российских 1990-х, Николай Макаревич, по убеждению автора материала, вёл не реставрацию уникального памятника истории и культуры, а заурядную авральную стройку, в которой главное – быстро освоить объёмы камня и раствора.
Он неоднократно давал прорабам и рабочим указания «не слушать Никитина» и «делать всё быстро, не обращая ни на кого внимания». Самое мрачное время настало в ноябре и декабре 2012 года, когда крепость для завершения работ была закрыта «тепляками» – строительные леса затянули пластиковой пленкой, и обзор ведущихся работ стал практически невозможен. При этом по всем реставрационным технологиям на морозе вести реставрацию каменных сооружений строго запрещено, но подрядчик категорически отказывался остановиться и поставить вопрос о переносе оставшихся работ на теплое время 2013 года.
О бригадах рабочих ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1» (на пике работ ПРМ-1 выводила в крепость до 11 бригад одновременно) архитекторы вспоминали как о давнем счастливом сне.
По разным оценкам, сообщает «Псковская губерния», к концу декабря 2012 года объем реставрационной работы в Изборске делился на три части: часть работ (включая наследство ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1») сделана качественно, часть – безобразно, часть – не сделана вообще. Многие участки работы, полагает Лев Шлосберг, были суетливо и халтурно начаты и потом брошены на полпути. Иногда просто потому, что конкретный участок стройки покидали рабочие, и никто не приходил им на смену.
Совершенно равнодушно, по мнению автора материала, отнесся «БалтСтрой» к самой земле, на которой работал. Псковские археологи регулярно писали в госорган по охране объектов культурного наследия (Госкомитет области по культуре) служебные записки об уничтожении культурного слоя с требованием отреагировать, вот цитата из двух записок: «16 октября 2012 г. на территории д. Изборск Печорского района Псковской области было зафиксировано нарушение объекта культурного наследия регионального значения – «Культурный слой Изборской крепости XIV-XVI вв.». В настоящее время на территории Изборской крепости ЗАО «БалтСтрой» ведутся реставрационные работы с использованием тяжелой техники (самосвалы, краны, трактора). Подвоз стройматериалов производится по неукрепленным дорогам, а также по газонам. Строительная техника, нарушая дерновый слой, вторгается в горизонт средневековых культурных отложений (балластные отложения, перекрывающие культурный слой, на территории крепости отсутствует). Учитывая погодные условия, колесная техника периодически буксует на грунте и вязнет, что усугубляет негативное воздействие на культурный слой крепости. Глубина образующейся при этом колеи составляет 0,2–0,4 м. Участки слоя, подвергающиеся постоянному разрушению, расположены вдоль западной стены крепости, вдоль северной стены крепости, на участке между Никольским собором и домом причта, между Никольским собором и северной стеной».
Ещё одна цитата. «18 октября 2012 г. на территории д. Изборск Печорского района Псковской области сотрудниками ГБУК «Археологический центр Псковской области» было зафиксировано нарушение объекта культурного наследия регионального значения – «Посад А XI-XII вв.». Подвоз стройматериалов к ц. Николы на Городище производится с территории посада А, примыкающего с юга ко рву городища, и далее по дну рва на площадку городища. Для облегчения спуска техники бульдозером был срыт край рва и уничтожен слой посада на площади ок. 16 кв. м. В стенках нарушения отчетливо прослеживается культурный слой мощностью до 0,2 м и подстилающие его материковые отложения – известняковая плита. Земляные работы при устройстве временной дороги были произведены ЗАО «БалтСтрой» без археологического надзора».
Госкомитет Псковской области по культуре, уверен Лев Шлосберг, никакой управы на «БалтСтрой» не искал: поставить «БалтСтрой» на место, объяснив ему, что реставраторы не имеют право заниматься варварством, оказалось невозможным.
При этом, замечает автор материала, все увидели, что «БалтСтрой» оказался предприятием с удивительно низким для компании с таким послужным списком уровнем организации производства на местности. Отходы производства не складировались и не вывозились, купленная на бюджетные деньги известняковая плита лежала где попало, смешивалась с мусором, и когда в итоге «БалтСтрой» начал «очищать крепость под благоустройство», то самосвалами, вместе с мусором, стали вывозить тонны вполне пригодной для завершения реставрационных работ плиты.
Архитекторы, понимая, что процесс полного контроля сотворённого потребует использования конструкций строительных лесов на всем протяжении крепости, просили «БалтСтрой» не демонтировать леса, оставить их до лета, облегчив таким образом хоть как-то контроль сделанного, исправление недостатков и работу по долгам. Но менеджеры «БалтСтроя» приказали к моменту завершения срока контракта демонтировать строительные леса полностью и вывезти их. Они сформулировали свою позицию: физический объем работ, предусмотренный контрактом, выполнен. Соответственно, «реставрация завершена».
Пленку сорвали, леса сняли, мусор оставили. В таком состоянии, отраженном в тысячах фотографий, изувеченный Изборск встретил новый 2013 год.
Но перед этим, 18 декабря 2012 года, был подписан акт сдачи-приемки работ № 888 Ц на всю сумму контракта, 294 млн. 428 тыс. 456 руб. 07 копеек, сообщение о чем появилось на сайте госзакупок 21 января 2013 года за подписью уполномоченного лица Министерства культуры - консультанта отдела реставрации объектов культурного наследия департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкульта (и также члена единой конкурсной комиссии) Натальи Николаевны Губиной. Сам акт не опубликован.
Журналы авторского надзора велись архитекторами-реставраторами Псковского филиала института «Спецпроектреставрация» до момента фактического прекращения работ ЗАО «БалтСтрой» (14 декабря), после чего были направлены в Министерство культуры.Журналы отражали действительность: на чем всё остановилось.
Между тем срок госконтракта на авторский надзор за работами в Изборской крепости истек в конце ноября. В Министерстве культуры России поступили просто: уничтожили все листы журналов авторского надзора после ноября 2012 года и под угрозой отказа в приемке работ по авторскому надзору приказали институту оформить фиктивный последний лист с записью о завершении реставрационных работ, сообщает “Псковская губерния”. Как только акты были подписаны, «БалтСтрой» получил все оставшиеся по контракту деньги. Формально это означало, что «реставрация завершена». Дальше – только долги совести перед Изборском.
Громкие скандалы с фоторепортажами из Изборска о состоянии крепости после «завершения реставрации» заставили ЗАО «БалтСтрой» оставить в Изборске одну бригаду каменщиков, которая продолжает доделывать недоделанные участки. Ещё несколько рабочих нашли оставшийся последним прораб и сами архитекторы-реставраторы. Весной приехала еще одна бригада.
Но стало ясно, что, «завершив реставрацию», «БалтСтрой» больше не хочет тратить на Изборск ничего. Считает заработанное непосильным трудом «чистой прибылью», сокращать ее не намерен. Деньги теперь, по сведениям «Псковской губернии», привозятся в Изборск арьергарду «БалтСтроя» простым налом, когда немногочисленные рабочие начинают бастовать и угрожать отъездом из-за невыплаты зарплаты.
***
Ремонтно-реставрационные работы в Изборске в год 1150-летия российской государственности стали трагическим отражением современного состояния этой государственности, уверен Лев Шлосберг. Современная российская государственность оторвана от культуры настолько, как будто культура и государство в России никогда не пересекались, не имели друг с другом ничего общего, ничего кровного. Российское государство интересуется культурой только тогда, когда его лукавые слуги хотят за счёт культуры поживиться. Российское государство выдает жадным соискателям государственные лицензии на личное обогащение через уничтожение культуры. И если это всё не изменится (а к этому пока нет никаких посылок), то такому государству осталось очень немного юбилеев.
Лев ШЛОСБЕРГ, “Псковская губерния” № 20 (642) 22-28 мая 2013 г., http://gubernia.pskovregion.org/number_642/01.php"
beria_lavr
October 10 2013, 17:37:16 UTC 5 years ago
Только пили да откатывать и умеют.
Только новый Сталин сможет спасти страну от этой прожорливой вредительской саранчи.
Расплата уже не за горами, ответят все и сполна.
don_bass_99
October 12 2013, 18:45:29 UTC 5 years ago
vlaad_len
October 18 2013, 09:22:50 UTC 5 years ago
Дадим слово графу, дважды генералу царской и советской армии Алексею Николаевичу Игнатьеву, который в 1899 году учился в Академии генерального Штаба в Петербурге и попал на летнюю карто- (топо-) графическую практику в Псковскую губернию:
"Нас заслали в Псковскую губернию, где, несмотря на близость к Петербургу, уже решительно никаких карт, кроме десятиверсток, не было.
Мой участок оказался в окрестностях заштатного города Изборска, который я знал только по учебнику русской истории Иловайского … Изборск, как и многие старинные города в России, действительно "пал", по выражению моего киевского учителя географии, и в нем ,из казенных учреждений оставалась лишь казенная винная лавка — этот надежнейший источник пополнения российского государственного бюджета.
Участок мой лежал в двадцати верстах за этим городом. Крестьяне Псковской губернии жили в невероятной нищете, спали на хворосте, болели и умирали от постоянного недоедания. Деревни выглядели мрачно. Оазисами казались редкие, но роскошно построенные сельские школы, в одной из которых, закрытой на лето, я и поселился с тремя соседями по участку.
Но еще более меня покоробил рассказ товарищей о празднике, который они устроили в мое отсутствие для окрестного населения. Так как цена на казенную водку была для бедных псковских крестьян слишком высока, то они разбавляли ее "ликвой", иначе говоря — неочищенным эфиром, сразу валившим с ног. После выпивки по инициативе офицеров-академиков девки соревновались в спуске кувырком с высокого берега в озеро, а парни бегали взапуски, впрягаясь в передки телег на место лошадей. Все это происходило в нескольких часах езды по железной дороге от столицы"...
Это из его мемуаров "50 лет в строю", изданных в средине 1950-х годов в Москве. Жуткая картина, правда?
Столь веселая жизнь на Псковщину вновь вернулась при губернаторах-капиталистах 90-2000 гг.