Седьмая грань кубика. Часть первая
В 2010 году Псковская область находилась в процессе перманентной оптимизации административно-политической и социально-экономической системы Андрея Турчака
2010 год стал первым полным годом руководства Андреем Турчаком Псковской областью. И если 2009 год, первый год губернаторства, был годом «приема наследства» и осознания реальности [ 1 ], когда многое можно было отнести на счет «объективных обстоятельств прошлого», то второй год должен был показать новую систему власти в ее полномасштабном виде. Несмотря на личные попытки губернатора придать региональному политическому и социально-экономическому процессу видимую динамику, в управленческой конструкции, выстраиваемой Андреем Турчаком, остается много неустойчивых, выглядящих не завершенными и даже просто не сложившимися элементов. Главные причины неустойчивости региональной управленческой конструкции заключаются в том, что остается открытым вопрос о долгосрочности пребывания карьерного чиновника Турчака и его команды в Псковской области и, следовательно, находится под сомнением устойчивость публично декларированных им тенденций, которые региональная элита в большинстве своем склонна воспринимать как временные тренды. Обращают на себя внимание также многочисленные конфликты интересов, возникающие у региональной администрации, имеющей сильный петербургский кадровый «акцент», в решении региональных экономических задач, в том числе ориентированных на бюджет, что также усиливает впечатление относительной краткосрочности псковской командировки Андрея Турчака.
Зимой 2009 года, после заступления молодого сенатора Андрея Турчака в должность губернатора Псковской области, в региональной администрации произошли наиболее значительные по сравнению с приходом в тот же кабинет Дома Советов Евгения Михайлова в 1996-м и Михаила Кузнецова в 2004-м годах единомоментные кадровые назначения.
Бригада юных «ленинцев»
(Николай Козловский в 2010 году успешно защитил от Андрея Турчака личное политическое пространство и остался доминирующим политиком в Великих Луках.)
Показательно для политического стиля Андрея Турчака, что еще 27 февраля 2009 года, в день инаугурации, он заявил, что хотя в администрацию региона, безусловно, придут новые люди, «их будет минимальное количество» и что в своей работе он «намерен в первую очередь опираться на местные кадры», в том числе «на тех, кто уже работает в администрации» [ 2 ].
Последующие события показали, что на деле получилось иначе. Более того – получилось именно так, как было задумано.
Заметное отличие «кадрового пакета» Андрея Турчака от предыдущих руководителей региона заключалось в наиболее высокой доле пришедших в администрацию области новых лиц, ранее не имевших никакого отношения не только к Псковской области, но также и к вопросам государственного управления, и к публичной политической деятельности как таковой.
Новый губернатор предпринял попытку создать во вверенном ему регионе некий симбиоз внешнего управления, замкнутого на лично преданных ему лиц, ориентированных на дальнейшую карьеру вместе с ним, с отдельными специалистами «местного розлива», которые должны были обеспечить «ориентацию на убыточной местности» и закрыть не связанные с решением вопросов экономики и собственности заведомо «расстрельные должности» [ 3 ] (в первую очередь в социальном блоке и секторе местного самоуправления).
Стартовый состав команды губернатора был сформирован и объявлен в два приема – в начале марта и в конце мая 2009 года.
Основой управленческой команды Андрея Турчака в Пскове стали Сергей Перников (первый заместитель губернатора, в ведение которого были постепенно отданы государственный комитет по лицензированию и природопользованию, комитеты по экономической политике, инвестициям и имущественным отношениям, управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственно-технического надзора, государственный комитет по организации госзакупок) [ 4 ], Максим Жаворонков (заместитель губернатора – руководитель аппарата администрации, в ведение которого поступил весь силовой и административный блок администрации, а также комитет по местном самоуправлению, управление по информационной политике и связям с общественностью и управление региональной политики администрации области – будущее управление внутренней политики) [ 5 ], Герман Елянюшкин (в ведение которого были отданы комитет по делам строительства, государственного строительного надзора и ЖКХ, комитет по дорожному хозяйству, а также комитет по тарифам) [ 6 ], Геннадий Безлобенко (заместитель губернатора по экономике и собственности) [ 7 ] и Пётр Слепченко (начальник контрольного управления) [ 8 ].
В подчинении у Геннадия Безлобенко были также импортированные из Санкт-Петербурга Пётр Яковлев (комитет по имущественным отношениям) [ 9 ] и Дмитрий Равикович (комитет по экономическому развитию, промышленности и инвестициям) [ 10 ].
Комитет по дорожному хозяйству, подчиненный Герману Елянюшкину, возглавил Алексей Вольский, также перемещенный в Псков из соответствующей экономической сферы Санкт-Петербурга [ 11 ].
Комитет по лицензированию, природопользованию и охране окружающей среды возглавил прошедший целый ряд коммерческих компаний специалист по лесному бизнесу Сергей Сорокин [ 12 ].
С мая 2009 г. комитет по природопользованию и охране окружающей среды был переподчинен Сергею Перникову.
Представительство администрации области при правительстве РФ возглавил специалист по вольной борьбе, заслуженный тренер РФ, профессор кафедры теории и методики борьбы университета физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта Юрий Авдеев [ 13 ].
Подчиненное Максиму Жаворонкову управление внутренней политики (политический департамент администрации) отдали выходцу из «Молодой гвардии Единой России», бывшему главному специалисту по работе с молодежью в центральном аппарате «Единой России», политтехнологу и педагогу из Томска Роману Романову.
Уже 5 марта президиум политсовета Псковского регионального отделения партии «Единая Россия» (интересно, что не депутатская фракция «Единой России» в Псковском областном Собрании) предложил на пост члена Совета Федерации от Псковского областного Собрания депутатов кандидатуру покинувшего в ранние годы Псковскую область тридцатипятилетнего уроженца поселка Кунья Александра Борисова – ближайшего соратника г-на Турчака по «Молодой гвардии Единой России», начальника центрального штаба этого движения. Уже тогда были высказаны предположения, что МГЕР станет еще одной «кузницей кадров», которую Андрей Турчак будет активно использовать в Псковской области, что частично подтвердилось.
Сформированная на стартовый момент структура региональной администрации была представлена Андреем Турчаком 26 мая 2009 г., через три месяца после инаугурации.
Не считая г-на Романова, приведенная к региональному управлению Андреем Турчаком команда имела четко выраженное экономическое лицо. По существу (кроме находившегося ранее в Санкт-Петербурге на государственной должности, но также чрезвычайно глубоко интегрированного в бизнес Германа Елянюшкина) это была команда корпоративного управления холдинга «Ленинец», а также связанных с ними компаний и персон, срочно переквалифицированная в команду по государственному управлению Псковской областью.
Только три должности заместителя губернатора оказались замещены псковскими кадрами: управление финансами осталось у Татьяны Бариновой, у которой сложились доверительные отношения с Андреем Турчаком со времен его сенаторства; социальная сфера (кроме очень привлекательных в финансовом отношении здравоохранения и фармации) осталась на тот момент у несгораемого и непотопляемого Юрия Демьяненко, а на искусственно созданную должность заместителя губернатора, курирующего вопросы природопользования, охраны окружающей среды, здравоохранения и фармации был достаточно неожиданно назначен бывший глава Дедовичского района Сергей Федоров, с которым таким образом «рассчитались» за поддержку, оказанную им в 2007 году кандидату в депутаты Псковского областного Собрания от «Единой России» Андрею Турчаку. Но уже в мае 2009 г. комитет по природопользованию и охране окружающей среды был передан от него первому заместителю губернатора Сергею Перникову.
26 мая было объявлено о создании представительства администрации области в Великих Луках, для руководства которым был приглашен из Москвы уроженец Великих Лук Владимир Тетерин («это боевой офицер, и вся его деятельность связана с силовыми структурами», - характеристика губернатора, известно, что г-н Тетерин служил в спецподразделении «Вымпел») [ 14 ].
Председатель дорожного комитета Псковской области Алексей Вольский расстался с Псковской областью еще в октябре 2009 года, судя по некоторым признакам, неожиданно для Андрея Турчака: 16 октября было объявлено о том, что официальной причиной стали семейные обстоятельства: чиновнику якобы не удалось перевезти семью в Псков, а жизнь «на два дома» (которую до сих пор вынуждены вести многие члена команды Андрея Турчака) его не устроила.
Г-на Вольского сменил его заместитель с пятилетним стажем, выходец из псковской дорожно-строительной отрасли Валерий Медведев. «Импортных специалистов» на псковскую дорожную отрасль больше не нашли.
Председатель государственного комитета по имущественным отношениям Псковской области Пётр Яковлев вернулся в Санкт-Петербург в августе 2010 года, подав 23 августа заявление об увольнении, к которому не было дано никаких публичных комментариев. Его место заняла заместитель Ольга Торбич.
Было очевидно с самого начала, что в новой политической конфигурации Псковской области еще предстоят кадровые перемены, в которых найдут свое отражение и степень удовлетворенности Андреем Турчаком исполнением его ближайшими подчиненными поставленных задач, и собственное отношение новых администраторов к своим обязанностям, и вновь появившиеся задачи, требующих новых исполнителей.
Приплод конкурсов
(Пётр Слепченко в 2010 году неожиданно для себя оказался на публичной должности главы администрации города Пскова и неформально получил статус третьего должностного лица в системе региональной власти. Фото: Александр Сидоренко)
2010 год в администрации Псковской области начался с первых после марта-мая 2009 г. крупных кадровых решений, о которых было объявлено уже 11 января [ 15 ].
Главной новостью стало состоявшееся фактически накануне наступления 2010-го Нового года удаление из Пскова Германа Елянюшкина, произведенное под несерьезным благовидным предлогом создания представительства Псковской области в Санкт-Петербурге.
По имеющейся информации, до прихода в Псковскую область занимавший должность руководителя управления капитального строительства и ремонта администрации Санкт-Петербурга (с годовым бюджетом 44 млрд. руб., почти три годовых бюджета Псковской области) г-н Елянюшкин достаточно откровенно вел себя на должности заместителя губернатора Псковской области как частный лоббист целого ряда связанных с ним компаний в сфере разного рода проектной и строительной деятельности, приступивших к «освоению» территории Псковской области, без учета позиции Андрея Турчака. Не дожидаясь выхода скандала в публичную сферу, с Германом Елянюшкиным расстались.
Никаких упоминаний о представительства Псковской области в Санкт-Петербурге на официальном портале органов государственной власти Псковской области не было и нет. Ни одного упоминания о деятельности г-на Елянюшкина в предписанной ему должности также нет.
Комитеты по строительству, ЖКХ, дорожному хозяйству и тарифам были стремительно переданы в ведение вице-губернатора Сергея Федорова (как выяснилось в том же 2010 году – ненадолго), а комитет по здравоохранению и фармации перешел под контроль первого заместителя главы региона Сергея Перникова.
Тогда же советником первого заместителя губернатора Сергея Перникова была назначена Наталья Трунова, ранее работавшая руководителем проектного направления Санкт-Петербургского фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Чуть позже, 23 марта, было объявлено о том, что г-жа Трунова стала председателем вновь созданного государственного комитета по туризму, пространственному развитию и инвестициям.
Название вновь образованной структуры по всем своим ключевым словам чрезвычайно близко соответствует тематике реализуемых ЦСР «Северо-Запад» за счет бюджета Псковской области весьма дорогостоящих проектов. В частности, в 2009 году г-жа Трунова являлась руководителем проектов ЦСР «Северо-Запад» «Программа развития культурно-познавательного туризма в Псковской области на 2010-2014 годы», «Концепция развития агропромышленного комплекса Псковской области на период 2010-2012 гг.», «Предложения по корректировке долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2009-2011 годы», а также возглавляла рабочую группу проекта «Концепция стратегии социально-экономического развития Псковской области на период до 2020 года».
Продвигаемый полпредом президента в СЗФО Ильей Клебановым ЦСР «Северо-Запад» является единственной структурой, выигрывавшей при губернаторе Андрее Турчаке государственные конкурсы на разработку комплексных и отраслевых концепций, стратегий и программ развития Псковской области. Никто больше не был допущен до формирования стратегических документов Псковской области, несущих на себе значительную представительскую функцию.
Назначение г-жи Труновой непосредственно на административную должность в Псковской области отражает два обстоятельства. Во-первых, разработки ЦСР «Северо-Запад» красиво выглядят в презентациях и хорошо воспринимаются федеральными чиновниками, но при их воплощении на местности постоянно возникают серьезные проблемы создания практических механизмов их реализации. Соответственно, сроки достижения заявленных целей наступают, а задачи остаются невыполненными. Таким образом, г-жа Трунова должна добиваться формирования комплекса практических мероприятий по реализации разработок ЦСР в Псковской области. Но об этой части ее деятельности в течение минувшего года информации в широкую публику не выходило.
По этой причине среди части специалистов бытует мнение о том, что назначение г-жи Труновой имеет более приземленную подоплеку: ни один субъект Федерации, входящий в Северо-Западный федеральный округ, включая финансово наиболее состоятельный Санкт-Петербург, не тратит сейчас такие средства на разработку документов стратегического планирования и развития, как Псковская область при Андрее Турчаке. При таком понимании ситуации основная задача г-жи Труновой заключается, возможно, не в переводе стратегических разработок ЦСР из теоретической плоскости в практическую, а в лоббировании дальнейшего «освоения» «материнской компанией» ресурсов бюджета Псковской области.
Мало замеченными широкой публикой оказались еще два экономически значимых для работы с бюджетными средствами Псковской области назначения, о которых было объявлено в январе 2010 года: новых руководителей получили два государственных учреждения Псковской области. Депутат Псковской городской Думы Игорь Сиротин стал директором ГУ «Автобаза администрации Псковской области», а предприниматель Евгений Малинин, ранее возглавлявший псковское ООО «Промводстроймаркет», возглавил ГУ «Управление капитального строительства Псковской области». Оба предприятия часто выступают в качестве заказчиков крупных государственных конкурсов, проводимых за счет средств регионального бюджета.
24 августа было объявлено о продолжении изменений в высшем руководящем составе администрации области: в «почетную ссылку» под надзор только что назначенного и. п. главы администрации Пскова Петра Слепченко на должность первого заместителя главы администрации города был отправлен Сергей Фёдоров, а место провоженного в Москву на работу в представительстве администрации области при правительстве РФ Юрия Демьяненко место социального заместителя губернатора заняла Вера Емельянова.
30 декабря 2010 г. было объявлено о том, что и. п. председателя государственного комитета по культуре Александр Голышев, занявший эту должность формально временно 28 мая в связи с болезнью Зинаиды Ивановой [ 16 ] (по одной из версий, назначение г-на Голышева было мотивировано необходимостью освободить от старшего поколения места в региональном исполкоме «Единой России», где он тогда работал) избавился от приставки «и. п.» Некоторые специалисты сочли это решение возвратом весьма специфического «большого советского стиля» в управлении региональной культурой, специалистом в сфере которого многие годы является г-н Голышев. Есть также версия о том, что с участием г-на Голышева оказалось не трудно добиваться заранее заданных результатов государственных конкурсов по распределению бюджетных средств в сфере культуры.
Неукротимый «цирк»
2010 год стал годом полного провала усилий Андрея Турчака взять под контроль политическую ситуацию в Великих Луках.
(Андрей Турчак в 2010 году предпринял решительные попытки привести политическое пространство Псковской области к одному знаменателю, но процесс остался незавершенным. Фото: Александр Сидоренко)
Положение дел во втором городе региона, известном как своими промышленными ресурсами, так и самым высоким в Псковской области уровнем влияния криминала на экономическую и политическую жизнь, оказалось намного более серьезным, чем представлялось это поначалу молодому псковскому губернатору.
2009 год ушел на осознание того, что авторитета должности губернатора как таковой для правящей в Великих Луках группировки главы города (избранного из числа депутатов городской Думы) бизнесмена Николая Козловского не существует.
Достаточно демонстративно великолукские городские депутаты, занимающие муниципальные должности в административно-хозяйственной системе Великих Лук и входящие в группу влияния Николая Козловского, отказались принять выдвинутый Андреем Турчаком политический ультиматум: или статус депутата, или муниципальная должность [ 17 ]. Без каких-либо публичных комментариев публичное предписание губернатора было проигнорировано.
После неоднократных безуспешных попыток продвинуть на пост главы администрации города своих протеже (сначала – в 2009 году – Виктора Митропольского, потом, – в 2010 году – Владимира Тетерина), которые должны были стать партнерами Сергея Сергиенкова, Андрей Турчак оказался вынужден полностью «сдать» город Николаю Козловскому, пытаясь сохранить лицо неустойчивой интеграцией противостоящих г-ну Козловскому персон в систему городской власти на второплановых должностях.
ППЪ -http://politpskov.com/index.php/information/1442-----1.html
spartani
March 16 2011, 20:31:56 UTC 8 years ago