Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

О смене формаций, или кто правит миром

Согласно марксистской мифологии, в истории человечества закономерно сменяют друг друга формации - общинный строй сменяется рабовладельческим, тот феодальным, последний капиталистическим и наконец на смену капитализму нужно ожидать пришествия коммунизма.

[Нажмите, чтобы прочитать]Эта схема с трудом выдерживает столкновение с реальностью. Общинный строй и по сей день является основной жизни множества мелких народов. Рабовладение никуда не делось в Европе с приходом феодализма, оставаясь в некоторых странах едва ли не основой экономики вплоть до середины XIX века. Более того, именно к концу "феодального периода" в Европе получило широкое распространение крепостничество, которое мало чем отличается от рабовладения. Насколько я понял из истории, феодализм в этом смысле с веками не удалялся от рабовладения, а напротив - приближался к нему. Символично, что в "отсталой" (сравнительно с Западом) России крепостничество появилось и набрало силу несколько позже, чем на Западе - а потому чуть-чуть позже и исчезло.

Эта мифология была создана Марксом в эпоху "буржуазных революций", когда говорить о переходе от феодализма к капитализму считалось общим местом. "Заслуга" Маркса лишь в том, что он экстраполировал этот переход в прошлое (на общину/рабовладение/феодализм), чтобы таким образом "доказать" неизбежность следующего шага в этой цепочке. Собственно переход феодализм-капитализм кажется единственным звеном в этой цепочке, реально обоснованным историческими фактами. Остальное так и осталось на совести Маркса, а также в мозгах школьников, которые учились по соответствующим учебникам.

В этой заметке я хочу подвергнуть критике это последнее и единственное, что заслуживает внимание в марксистской теории "общественных формаций".

А именно, я выдвигаю тезис: никакого перехода от феодализма к капитализму не произошло! Сегодня мы так же живем при феодализме, как и несколько веков назад. Сменились только декорации на исторической сцене и, конечно, сменился образ жизни основных действующих лиц.

Раньше объектом эксплуатации со стороны феодалов были крестьяне, которым землевладелец милостиво разрешал жить и обрабатывать землю, а за это стриг их как овец. То же самое происходит и сейчас.

Нынешние капиталисты - это новые крестьяне. А миром правят по-прежнему феодалы, которые как и прежде - стригут своих "крестьян". Задача капиталиста - крутить и приумножать капитал. Нынешнему феодалу так же малоинтересны конкретные подробности работы капиталиста, как прежнему феодалу - подробность землепашества и скотоводства. Это не его профиль, не его работа. Его работа, как и прежде - политика. Владеть землей и собирать налоги.

Роль "земли" играет, как и прежде, земля. Феодал - это тот, кому по наследству принадлежит реальная власть на данной территории. А роль "налогов" играет для капиталиста необходимость слушаться феодала и вкладывать деньги туда, куда скажут - даже в том случае, когда это не сулит никакой выгоды. Потому феодалы сегодня являются скромными советниками, таинственными консультантами. Они просто советуют.

[Да, консультантами. Примерно вот такими.] — Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? — спросил Берлиоз.

— Да, консультантом.
— Вы — немец? — осведомился Бездомный.

— Я-то?.. — переспросил профессор и вдруг задумался. — Да, пожалуй, немец... — сказал он.


Считается, что капитализм - общественный строй, который в результате многовековой кровавой революции смел с лица Европы одряхлевший феодальный.

Но по моему мнению в реальности всё было чуть-чуть иначе. Проще.
Феодализм никуда не исчезал ни на минуту. Крупные феодалы, научившиеся кормиться на капиталистах, смели мелких, которые по старинке кормились на крестьянах. Это объявили "буржуазной революцией" и "освобождением". А по сути имело место просто укрупнение большого феодального хозяйства за счет разорения мелкого. "Буржуазные революции" смели мелких феодалов, которые были у всех на виду, лишили их привилегий и проч. Все это послужило лишь к укреплению власти феодалов крупных, которые и образуют ту самую "мировую закулису", которую оболваненные этой самой закулисой люди ищут в других местах. Кто поумнее - в среде "крестьян" в Богемской роще - всяких там Ротшильдов, Рокфеллеров и прочих членов Бильдебергских клубов и Комитетов Трехсот. Ну, а кто попроще - так и вовсе среди масонов, жидомасонов, а самом тяжелом случае - цыган или евреев.

Словом, мой тезис прост: "Буржуазная революция" - такое же демагогическое понятие, как и "социалистическая революция". Да они, собственно, и являются родными сестрами.

[Небольшое уточнение. Нажмите, чтобы прочитать.]Самый ценный и уважаемый мною из моих читателей задал мне вопрос:


-- Если Ротшильды - крестьяне, то кто же простые рабочие?

Я ответил: это овцы или овощи.

-- Значит - все-таки что-то радикально изменилось, раз огромная масса людей, которых раньше считали крестьянами, превратилась в то, над чем они раньше трудились в поте лица своего...

О да! - сказал я. - Это и есть социальный прогресс.

-- Почему же написано, что ничего не изменилось?


Я утверждаю, что сменились декорации. Но я тут действительно неточен. Я подчеркиваю, что мало что изменилось, для краткости говоря, что вообще ничего не изменилось.
Пользователь bvg_bg сослался на вашу запись в своей записи «О смене формаций или кто правит миром» в контексте: [...] Оригинал взят у в О смене формаций или кто правит миром [...]
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Заметки по истории» в контексте: [...] О смене формаций или кто правит миром [...]