Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Как появляется "бессознательное"?

Этот текст - продолжение цикла Опыты глубинной психологии

Итак, в первой статье цикла я точнее определил, что именно я именую "бессознательным" и отделил это понятие от сродных ему "подсознания" и "вытесненного". В своем использовании термина "бессознательное" я следую в русле Милтона Эриксона, а не в русле Фрейда, зарезервировав для основной массы фрейдовского "бессознательного" фрейдовский же тремин "вытесненное". "Бессознательное" у Милтона оказывается не сгустком позабытых травматических впечатлений и неприличных фантазий, а живой и активной личностью, неким альтер-эго, скрытым в таинственных глубинах нашей психики. С этой личностью можно устновить контакт через голову сознательного "я" человека и, постепенно развивая этот контакт, навести на человека "чары", в современном научном обиходе прилично именуемые "трансом".

Но вот вопрос: откуда берется в нас этот духовный вирус? Явлется ли он врожденным заболеванием всякого грешного человека ("повреждением природы", говоря словами Отцов) или же приобретается нами?

Несомненно, этот вирус не является в наш врожденным. Он именно приобретается нами, притом только при нашем сугубо добровольном соучастии. Мы именно заражаемся "бессознательным", притом заражаемся добровольно, поскольку не соблюдаем определенной гигиены. Речь идет именно об инфекции, а не о врожденном пороке.

И механизм инфицирования таков.

В голову приходит помысел. В момент своего первого появления он воспринимается нами как вполне чужой образ или представление. (У Отцов это называется "прилог".) Мы вольны принять его или отвергнуть. На этом первом этапе любой помысел, даже очень навязчивый, при желании достаточно легко отсекается при помощи молитвы, а то и просто отвлечением внимания на любое другое дело.
Но!
Если же мы все-таки принимаем помысел, то он перестает быть чуждым, внешним по отношению к нам образом. Помысел ассимилируется. (У Отцов это назыается "сосложение".) Теперь он воспринимается нами как своя собственная мысль. Между тем, по происхождению-то он не наш, а принадлежит кому-то иному. Самый важный в данном контексте случай, когда он принадлежит демону. Тогда в момент ассимиляции ("сосложения") с помыслом человек отождествляет себя с демоном - впрочем, не во всех аспектах, а только в отношении к данному помыслу. Логика тут проста: "Если ты считаешь мою мысль - своей, то ты - это в каком-то смысле я."

В этот-то момент и возникает то "бессознательное", с которым в дальнейшем будет работать (устанавливать "раппорт") гипнотизер или чародей. Любой обладающий навыками видения бессознательного человек будет замечать в нас "диссоциацию" всякий раз, когда дело будет касаться темы усвоенного помысла, хотя бы чисто ассоциативно.
Говоря на языке Отцов, в момент сосложения с помыслом в сердце человека вселяется демон. Говоря на языке Эриксона, "происходит измененние", бессознательное изменяется.

Заметим, что при этом неважно, исполним ли мы на деле то, что советует нам помысел. Может быть, нам помешают внешние обстоятельства, а может быть, мы найдем в себе достаточную мотивацию противоположного направления - даже не обязательно благочестивую (страсти ведь можно противопоставить другую страсть, например, блуду - тщеславие или гордыню). В любом случае, если внутреннее сосложение совершилось, если помысел был ассимилирован, в какой-то момент воспринят как свой, с этого момента наше "бессознательное" уже будет жилищем демона, автора усвоенного помысла. Чтобы вполне исторгнуть его из своего сердца и лишить дерзновения, освободиться от его власти над собой, необходимо сразиться с демоном при помощи имени Христова, пройдя все стадии "умного делания", описанные Отцами.

Однако если усвоенный помысел реализован на деле, если совершен грех (а тем более, если он совершен неоднократно), то первоначальный помысел как снежный ком обрастает новыми ассоциациями, усложняется многочисленными коннотациями. Область "бессознательного" расширается. Однако важно понимать: для того, чтобы завести себе "бессознательное" и стать потенциальной жертвой "цыганского гипноза", вовсе не обязательно согрешать на деле. Строго говоря, для этого достаточно хотя бы один раз в жизни усвоить хотя бы один демонский помысел (усвоить помысел - значит воспринять его как свою собственную мысль). Достаточно сильный чародей (или лучше выразиться более прилично, в духе времени: искусный гипнотизер) уже может попытаться установить с "бессознательным" раппорот и, если демону будет благоугодно, навести на человека транс. Конечно, если не столкнется с противодействием той или иной достаточно эффективной психотехники. (Если речь идет о православном человеке, Иисусова молитва является стопроцентным противоядием от любого чародейства.)

Продолжение следует:
Мой личный опыт
2
"Врать себе". Как Гильбо пропагандирует "пыточника" А.Кирсанова...
Ваши понятия об "авторе помысла" интересно резонируют с концепцией "максимы поступка" из категорического императива Канта...
Пока не увидел связи. Буду благодарен за разъяснение.