Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Несите бремя белых: о гуманизме и империализме

У нас всё на благо человека,
всё во имя человека.
Я даже знаю этого человека.


Империя - вот суть Западной цивилизации. Это проявляется во всем и на всех уровнях. Демократия - всего лишь временная, тактическая форма существования этой цивилизации. Запад и был и остается "концертом держав", союзом нескольких противостоящих друг другу империй, несогласных в вопросах дележа мира, но в то же время выступающих как целое против остального мира как целого.
Остальные государства этого мира имеют какие-то шансы в противостоянии Западу только в тех случаях, когда им удается использовать междоусобные противоречия Западных держав.
Идеей Империи пронизано на Западе всё: культура, искусство, история, даже наука. Запад осознает и всегда осознавал себя как преемника Римской Империи. Запад владеет всем миром и ничто в мире не может ему противостоять.

Но можно сказать и иначе: суть западной цивилизации - это гуманизм.[Кстати....]Сразу оговоримся, что гуманизм - это совершенно необязательно либеральная демократия. Гуманизм может принимать любые формы, до коммунистической диктатуры включительно.

И конечно же, гуманизм - это вовсе не "общечеловеческая ценность". Той же Японии или Китаю, не говоря уже об исламском мире, гуманизм (т.е. культ человека) абсолютно чужд. Гуманизм возник совсем недавно, в Северной Италии Эпохи Возрождения. Назвать его "общечеловеческой ценностью" можно лишь в том смысле, что Европа успешно навязала идеологию гуманизма всему миру.
Но случилось это совсем недавно, во второй половине прошлого века.


Скажем так: гуманизм - это суть Западной идеологии. А империализм - суть Западной политики.

Ясно, что одно с другим тесно связано.
В чем суть самого гуманизма? В том, что человек ставит себя на место Бога. Но занять место Бог не так-то просто. Это всего лишь идея, идеал, линия горизонта.

Гуманизм - их идеология Детей. А какова их реальная практика?
Любая идеология - лишь инструмент власть какого-то меньшинства над большинством. И смысл идеи - в обосновании или оправдании практики.

Какова реальная практика гуманизма? В действительности "богами" становятся на Западе далеко не все, а по сути лишь очень немногие.
Кто же именно? Конечно же, высшая Элита Запада, которая и вершит судьбы этого мира. Их я и называю Дети Богов. Они-то и есть заказчики "гуманизма" и заинтересованные в этой идеологии лица.

По сути же все эти формы - ни что иное как империализм во всех его разнообразных проявлениях.
Западная Империя может воплощаться в самых неожиданных формах. Это может быть и классическая монархия, что было характерно для XVI-XIX веков. Это может быть и Республика - например, Французская республика и США также являются Империями. Это может быть и социалистическое государство, как СССР или Китай. А может быть и либеральная демократия, совмещенная с монархией, как в Британии сегодня. И, конечно, это может быть сложное и многоступенчатое феодальное образование, как Испанская Империя в прошлом.

Формы проявления Империи разнообразны, но суть их одна и та же: это безраздельное господство "детей богов" над миром людей. В этом и смысл гуманизма.
В связи этих понятий имеет смысл разобраться.

Гуманизм есть культ человека. Но, сказав это, необходимо тут же уточнить: какого именно человека или какого типа людей?

Можно абстрактно требовать равенства всех людей. Это абстрактный гуманизм. В реальности он бессилен - уже потому, что есть люди, не разделяющие ценностей гуманизма, считающие нормальным и даже правильным нанесение вреда другим людям по тому или иному поводу. Сталкиваясь с этим обстоятельством, абстрактный гуманист должен как-то уточнять, сужать свою позицию. Например, он может сказать, что принцип гуманизма не может в полной мере охватывать "террористов" :)

И все-таки характерная черта современного гуманизма - это именно декларирование равенства людей. То есть, абстрактный гуманизм. И причина этого понятна. Абстрактный гуманизм - это низовой гуманизм, гуманизм для масс. Нижним слоям общества важно и полезно думать, что высшие считают их равными себе.
Современное общество - массовое общество, потому в нем преимущественно декларируются ценности большинства. А большинство всегда составляет и не может не составлять нижний этаж социальной пирамиды. Большинство не имеет реальной власти и не может влиять на политику, потому нереалистичность абстрактного гуманизма никоим образом ему не вредит. "Чем бы дитя ни тешилось".
Обычно под гуманизмом и понимается абстрактное преклонение перед "человеком вообще". Считается, что первые гуманисты - гуманисты Возрождения - были именно абстрактными гуманистами. Но это, конечно, не так. Достаточно почитать восторженные реплики художников и скульпторов той самой эпохи Возрождения о том, как прекрасны те или иные мышцы и кости. Ведь бывают люди уродливые, порой и вовсе лишенные вот этих прекрасных мышц и костей. Значит, гуманизм Эпохи Возрождения в действительности вовсе не был полностью абстрактным. Это был не культ человека-как-такового, а красивого, образованного, талантливого, умного и сильного человека.

Другая крайность - культ одного-единственного конкретного человека. Например, Антихриста. Это тоже форма гуманизма - конечно, весьма неожиданная и крайне нежелательная для гуманистов прошлого.

Все остальные формы гуманизма располагаются между этими крайностями. Например, пролетарский гуманизм, который отказывает целым классам в праве на бытие. Или христианский гуманизм, который отдает предпочтение единоверцам, хотя и не лишает иноверцев права на гуманное обращение.

Реальный европейский гуманизм - это именно имперский гуманизм, который ранжирует людей, расставляет их в иерархию. Все люди в той или иной мере достойны гуманного отношения. Даже террористы. Но террористы - не в той мере, в какой законопослушные граждане. А граждане стран Первого мира - не в той мере, в какой граждане Второго или, тем более, Третьего. И уж конечно, все они - далеко не в той степени как неприкасаемые Дети Богов, которые и являются центром, смыслом и источником гуманистического культа человека.

А как быть с религией? Порой говорят, будто теоцентризм априори несовместим с гуманизмом (поклоняться можно или Богу, или человеку, но не тому и другому одновременно).

С этим тезисом я, как христианин, ни в коем случае не могу согласиться.
Почему?
Потому что я верю, что Бог стал человеком! И потому культ этого конкретного человека - Иисуса Христа - органически совместим с гуманизмом, более того: он является его прародителем!
Гуманизм - это внебрачный сын европейского христианства, зачатый и выношенный в Северной Италии в эпоху Возрождения.

Место Сына Божия, Иисуса Христа, на гуманистическом Западе де-факто заняли Дети Богов, которые и сделали Европу - Европой, и Запад - Западом. Сделали - и посчитали полезным и выгодным для себя поделиться той или иной дозой гуманизма со всеми членами общества, каждого в какой-то мере приобщили к своему "божественному" достоинству.
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Несите бремя белых: о гуманизме и империализме» в контексте: [...] Оригинал взят у в Несите бремя белых: о гуманизме и империализме [...]
Гуманизм подменил Христа некими "детьми богов", наделив последних божественными привилегиями, например взможностью определения "добра" и "зла".

Следовательно, гуманизм - языческая религия, схожая, например, с античной.

Следовательно, Христианство с гуманизмом несовместимы.
Гуманизм - это нечто третье.
Это не христианство и не язычество. Это ответ дьявола на христианство. Ответ продуманный, по-своему убедительный (для нас людей) и крайне эффективный.
Гуманизм - это идейное оружие, при помощи которого дьявол не победил (что невозможно), но очень сильно потеснил Церковь.

Подробнее я развиваю эту мысль здесь: http://www.pereplet.ru/text/solohin25nov07.html
Да, я читал Вашу статью, мой комментарий там под номером 327230.

> Гуманизм - это нечто третье.

Как-то расплывчато, извините. В сегодняшнем Евангелии сказано: "не можете служить Богу и мамонне". Не проще ли назвать гуманизм служением мамонне, в широком смысле?

И это не делает гуманизм совместимым с Православием.
> Не проще ли назвать гуманизм служением мамонне, в широком смысле?

Гуманизм - это служение человеку. Не мамонне, а человеку. Это лучше, чем демонолатрия? Да, лучше... и это намного хуже. Потому что - почти неисцелимо.
> Как-то расплывчато, извините.

Я намекаю на отрицание отрицания. Язычество > Христианство > Гуманизм (сиречь светская культура).
Гуманизм - это не простое возвращение к язычеству, это движение вперед, по спирали. К антихристу.
Антихрист не будет поклоняться дьяволу. Наоборот, дьявол ему поклонится.

Anonymous

February 13 2016, 12:37:20 UTC 3 years ago

> Гуманизм - это не простое возвращение к язычеству, это движение вперед, по спирали. К антихристу.

Можно ли сказать, что гуманизм - это религия служения человекобогу?

Точная формулировка нужна не из любви к педантизму, но для точного определения ереси и эффективной борьбы к нею. Нужно в тонкостях осознать характерные черты гуманизма, его гибельность для отдельно взятой души.

> Антихрист не будет поклоняться дьяволу. Наоборот, дьявол ему поклонится.

Неожиданно. А где об этом говорится?
Это моё личное мнение.
Но для него есть основания в Писании:
Откровение:

Глава 13.2 и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю
4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.