Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Моральные принципы в примитивной группе

Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу
К сожалению, книги Добровича* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова "Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено мною.)

</p>

Человек имеет свободы не более, чем дерево или камень.
Он ведет себя так, потому что он должен, а не потому, что
выбирает. Как физический объект, он подчинен законам
физики, а как психологический объект - подчиняется
законам психологии.
К.С. Холл.

Малая группа - объединение людей, вызванное объективной необходимостью в сотрудничестве и субъективной потребностью в общении.
Обыкновенно она насчитывает от 2 -3 до 40 - 45 человек.
Не существует общепринятой классификации малых групп, имеется множество их делений, основанных на различных критериях.
Группы делятся на:
естественные (семья) и искусственные (трудовой коллектив),
формальные и неформальные,
организованные и неорганизованные и т. д.

Наибольший интерес для нас представляет классификация в основу, которой положены межличностные отношения. Межличностные отношения бывают: авторитарные, конфликтные и эгалитарные (на принципах равноправного сотрудничества).

В зависимости от того, какие отношения превалируют в малых группах, группы делятся на авторитарные, конфликтные, авторитарно-конфликтные и эгалитарные.

Правило решения проблем.
Проблема при авторитарных отношениях решается единолично (методом конструктивного или неконструктивного моноспора);
при конфликтных отношениях - коллективно, методом неконструктивного спора;
при эгалитарных (демократических) отношениях - коллективно, методом конструктивного спора.

Кроме данного закона существует множество других законов, по которым живет малая группа. Зная законы и структуру малых групп, можно не только осознано строить свое поведение, но и прогнозировать как будут развиваться события в том или ином случае.

Наиболее полно изучена примитивная группа. (Примитивная группа является крайним вариантом авторитарно-конфликтной группы).


СТРУКТУРА ("УСТРОЙСТВО") ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ
(По А. В. Добровичу)

Изучение примитивных человеческих групп привело исследователей к выводу, что здесь имеет место иерархия, сходная в какой-то степени с иерархией в сообществах животных (см. Этология;-).
Внутригрупповые роли распределяются известным, раз и навсегда данным образом. В группе есть субъект "альфа" - Главарь; за ним следует субъект "бета" - Авторитет; "все прочие ранжированы на субъектов "гамма" - Ведомых и субъектов "омега" - Забитых.

"Альфа" (Главарь)
Пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и правом безнаказанной агрессивности.

"Бета" (Авторитет) (серый кардинал;-)
Является вторым по рангу лицом в группе. Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку. Умственными способностями он превосходит Главаря, однако, заметно уступает ему в смелости. Если бы он был так же смел и решителен, "альфа" усмотрел бы в нем претендента на власть и давно обезвредил, но ни коим образом не приблизил бы к себе в качестве второго лица. Сама роль авторитета доказывает неспособность субъекта бать Главарем, и в случае ухода Главаря со сцены или его гибели "бета" почти никогда не становится на его место. Самое большее, он продолжает сохранять роль Авторитета. Но и это не наверняка, а потому "бета" имеет достаточно мотивов, чтобы всячески поддерживать и укреплять власть своего патрона.

Субъекты "гамма" (ведомые),
в свою очередь, ранжированы как по вертикали, т. е. по степени приближенности к Главарю и Авторитету, так и по горизонтали - имеется в виду "ролевое качество" места в группе. Ведь, помимо ведомого-Приближенного, здесь возможны: ведомый-Подхалим (Угодник) и ведомый-Марионетка, ведомый-Шут и ведомый-Недовольный. Субъекты "гамма" вовсе не должны быть на одно лицо. Как раз в интересах Главаря их разнообразие в смысле исполнения внутригрупповых ролей: так создаются более напряженные линии взаимодействия участников группы и так обретает группа свой индивидуальный облик. А это важный фактор сплочения группы, поскольку людям хочется иметь "своих" (острее становится враждебность ко всем "чужим", которые уже как бы и не люди и не стоят пощады и жалости).

Субъекты "омега" (Забитые) (шестёрки;-)
Они становятся жертвой общегрупповой агрессии, пинать их - право и даже долг каждого; сами они не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом с воодушевлением примет участие вся группа.

Очень важно заметить следующее: хотя такая группа держится на примитивизме своих участников и выталкивает из себя любого, кто не примитивен, даже здесь закономерности группового взаимодействия в известной степени ограничивают примитивные реакции каждого участника группы. Выказывать амбицию, собственничество и эгоистическую безучастность во всей их "красе", в предельном их выражении, субъекту нельзя и в данной группе: это привело бы к рассогласованию взаимодействия. Поэтому в примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или "неписаные правила", которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых.


ПРИМИТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ
Нормы поведения членов примитивной группы базируются на примитивных межличностных реакциях. (Это типа химические реакции взаимодействия;-)

Реакция амбиции.
Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить ее значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других.

Реакция самодовольства.
Получив какие-либо блага, многообещающие возможности или привилегии, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, "позеленел", "скривился" и т.п.

Реакция зависти.
Субъект именно "зеленеет", "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему "ясно", что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства.
Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости. Это, по существу, постыдное чувство легче понять, когда речь идет о провале соперника, конкурента, врага. Но в данном случае радость, так сказать, бескорыстна: просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой.

Реакция захвата (экспансии).
При появлении в поле видимости каких либо ценностей или привилегий, которые должны быть по заслугам распределены между участниками данной группы, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Если субъект не может обосновать захват каких-либо благ своими мнимыми правами или заслугами и не в состоянии добиться их хитростью, он при минимальных шансах остаться безнаказанным бесцеремонно прибегает к грубой силе.

Реакция агрессии.
В любом случае конфронтации субъект, чувствуя безнаказанность, немедленно реализует пристройку "сверху": оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Эта реакция обычно служит "естественным развитием" реакции захвата. Агрессивность такого субъекта отличается несоизмеримой с ситуаций жестокостью. Подобную жестокость легче понять, когда человека довели до крайности. Однако в данном случае она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.

Реакция присвоения.
Если имеет место конгруэнция, когда субъект имеет возможность пристройки "сверху" или охотно пристраивается к сильнейшему "снизу", ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором как бы "прилипает" к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны.

Реакция безразличия.
Проявляется в бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах у субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют, - он проходит мимо. Это легче понять когда человек трусит, имея дело с трудностью или опасностью. Но в данном случае субъект становится безучастным, даже если ему ничего не грозит.

Следует отметить, что примитивные межличностные реакции не являются патологией. Это нормальная реакция личности при авторитарно-конфликтных отношениях. Другое дело эгалитарные отношения. Но и здесь примитивные реакции не исчезают, а трансформируются в другие реакции. Так, по мнению известного врача-психотерапевта А. Б. Добровича, амбиция трансформируется в естественное чувство собственного достоинства. Стремление к обладанию при правильном воспитании сводится к разумному оптимуму и не заслоняет стремление к отдаче, альтруизма.


ПРАВИЛА (МОРАЛЬ) ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ
Мораль, нравственность это совокупность норм и правил определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу.

Правило унижения.
Чтобы унизить другого, достаточно ему продемонстрировать превосходство в чем бы то ни было.
Мы привыкли понимать унижение иначе: как оскорбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в примитивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, "оскорблением" субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амбиция, безусловно, ущемляется, если другой субъект показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

Правило рангового соответствия.
Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.
Красноречивым или кипуче-темпераментным вправе быть лишь тот, кто "наверху"; те же проявления со стороны ведомых низкого ранга или, тем более, со стороны Забитых воспринимаются как неумное шутовство или наглая несдержанность.

Правило отпора.
Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т. е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений.
Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии ("и я его лягнул", по И. А. Крылову), так и с помощью покровительства, беря ущемленного под защиту.

"Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора". Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс подняться на ранг выше.

Правило силы.
Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.

Правило выдвижения вытекает из предыдущего.
Если шанс подняться на одну ступень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правилом силы". Напротив, при такой "слабой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее привести к его гонению (об этом ниже). Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.
Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих легко становится гонимым в примитивной группе.

Правило "козла отпущения".
В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижения, которые им приходится терпеть от субъектов высшего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъекты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих"!

Правило отвода агрессии от себя.
Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.
Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заключалась.

Правило незаинтересованности.
Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства.

Правило соблазна.
Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный постуќпок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается и глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок.

Правило послабления.
Если субъект более высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, то вскоре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах Главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное, поскольку ясно, что каждый на его месте вел бы себя так же.
Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению нижестоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных высказываний и т. п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящих ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует подобных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.
Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных, ее необходимо вовлечь в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что связи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совместно совершенное убийство - Чужака или даже "своего". После этого группа поневоле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступления становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.
Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все в порядке.


Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения (точнее, предубеждения), царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых.
Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того, как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая таким образом свое превосходство в смирении.

Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п., но в примитивной группе это невозможно.




* Литература.




  Десев Любен. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979 - 208 с.


  Добрович А. Б.. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. : Просвещение, 1987

Anonymous

May 14 2016, 18:38:32 UTC 3 years ago

Зачот

Извините, я бы поостерёгся ЭТО называть моральными принципами.

Скорее так как написано у Добровича:
ПРИМИТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ

Я так и хотел озаглавить очередной перепост этого текста, чтобы выделить в нём главное. Спасибо, что напомнили, надо будет всё-таки сделать.
Моё название можно мысленно дополнить смайликом.
Это ирония, конечно.
Я тут вспомнил кое о ком, может быть, вам будет интересно.

Есть такой физик-теоретик Федор Васильевич Ткачев. Помимо физики он известен исследованием подобных феноменов. Кажется, он стал жертвой "ненаучных" мотиваций в научном сообществе и это его сильно уязвило. Настолько, что он стал разрабатывать личную "антропологию" (не очень уместное слово :( в рамках его воззрений).

В ЖЖ - vteninn. Должен сказать, читать его тяжело - у него специфическое мировоззрение и "свой язык", следует начать с раздела "Ссылки".

P.S.
Надо, сказать, истории из жизни научного сообщества довольно забавные, если правда. Кто б ему ещё сказал, что в биологии, особенно эволюционной, "простора" гораздо больше, чем в физике.

P.P.S.
Что касается меня, я остерегаюсь думать, что понимаю чьё-либо нутро, даже когда мне это "очевидно".
Спасибо за ссылку.

> читать его тяжело

Да, я уже заметил :)
Что имеется в виду под "простором"?
Простор для ошибочных интерпретаций, вольных или невольных и простор для имитации научной деятельности.
Слишком уж сложные объекты в биологии, и к тому же, обладающие индивидуальностью. Бывает, что и эксперименты, считающиеся классическими, не воспроизводятся (а в физике такое бывает?).
В палеонтологии экспериментов вообще нет, есть конкретные интерпретаторы конкретных находок.
Свежая новость о смерти Люси показывает, что и в палеонтологии есть надежда :)

Чтобы в физике классические эксперименты не повторялись -- про такое не слыхал.
Извиняюсь, если вам интересны примеры, а не общие слова, я подумаю и напишу. Правда, я всего лишь любитель-дилетант с кое-каким биологическим образованием, и вряд ли смогу вам сильно помочь.

А так, например, вспоминаются новые исследования половых предпочтений у разных животных, которые не подтверждают более ранние исследования (наприм. Takahashi et al., 2008).
Вспоминается статья Лордкипанидзе о дманисском гоминиде, как пример волевого впихивания данных в заранее заданную концепцию. Тут нужны комментарии, конечно.

Вот, вспомнил, может быть, вам стоит посмотреть работы этолога Евгения Панова в качестве иллюстрации "простора" для разных взглядов на одни и те же факты в биологии (не утверждаю, что он ближе к истине, чем те, кому он оппонирует).
Большое спасибо, теперь понятно.

Тем более нужен Портал, чтобы фантазёры тут же получали в глаз.