Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Мученики и их мучители: 11 июня vs 14 августа

11 (24) июня будет день памяти китайских мучеников, пострадавших в 1900 году от рук бесновавшихся "боксеров" (ушуистов и гунфуистов).

Уничтожать именно христиан ихэтуани были обязаны по уставу. Другие пункты этого устава обязывали их подчинять начальству, помогать своим товарищам, никогда не нападать на других ихэтуаней, не мародерствовать, не совершать преступлений (убийство христиан таковым не считалось), все захваченное имущество сдавать в казну местных властей, всегда участвовать в бою, придерживаться буддизма. Не все эти пункты исполняли. Но буддизма придерживались, наверное, все. Дело в том, что вокруг ихэтуаней возник некий мистический ореол. Даже в уставе было прописано, что духи могут вселяться в тела этих воинов, делая их сверхлюдьми.

«По народному поверию, – вспоминает свидетель «Боксерского восстания» о. Сергий Чан, – которое разделяют в Китае все, от государя и великих князей до простолюдинов, эти «боксеры» трех высших степеней совершенно неуязвимы для меча и оружия. Они не имеют нужды пользоваться огнем, чтобы поджигать здания: достаточно только кому-либо из них указать на здание, и оно уже загорается само. Они призывали всех кричать «ша» – убивай (то есть христиан), и в то время не было, кажется, ни одного человека, который не кричал бы «ша».

Получалось, война – священная! Христиане, по версии восставших, – бесы и слуги дьявола. Поэтому их можно убивать без суда и следствия. Исключение делалось для китайцев, перешедших в христианство, – им предлагали выбор: смерть или отречение от Христа.

К 1899 году движение ихэтуаней приняло угрожающие масштабы – их было уже 100 тысяч. «Священные воины» победоносно двигались к столице. Нередко местные власти поддерживали ихэтуаней, и убийства иностранцев приобретали легальный характер.

…Весной 1900 года в Пекин стали приходить тревожные известия. 26 мая ихэтуани двинулись на столицу. При этом императрица Цэси выразили им поддержку. Одновременно с этим американские и русские войска двигались к Пекину, чтобы защитить некитайское население. Но они опоздали: 11 июня ихэтуане ворвались в город, и начались погромы… В ответ на это военные корабли Японии, России, США, Франции, Австро-Венгрии и Великобритании отправились к берегам Китая. Но иностранных жителей Пекина это не спасло.

Вспоминает отец Сергей: «В эти дни, с 13 по 27 мая, слухи о приближении «боксеров» становились все ближе и ближе. На улицах стало заметно большое оживление, появилось много нищих и незнакомых, пришлых людей. «Боксеры» с красными повязками на руках и ногах стали смело появляться на улицах, проходили толпами и военным строем… Вечером 31 мая начались поджоги здания Миссии (Русская Православная Миссия в Китае, организованная в начале 18 века – авт.). Начиная с южного города и по всему Пекину и за городом мятежники предали сожжению не только жилища европейцев, но кварталы, где жили китайцы-христиане. Вся местность в долине, где расположен город Пекин, осветилась заревом пожаров. Всюду царил ужас, слышались крики и стоны».
Все иностранцы к этому времени переселились в Посольский квартал, и 20 июня ихэтуани начали его осаду. На следующий день императрица Цэси официально объявила войну коалиции европейских государств: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам… К тому же угнетают наш народ и богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан». 22 июня в России, на границе с Китаем, в Приморском округе началась мобилизация. К мобилизованным присоединилось Уссурийское казачье войско… А следующая ночь – с 23 на 24 июня – для христиан в Пекине стала «Варфоломеевской» …

«За Христа страдать не больно»

Еще накануне на улицах появились плакаты, призывающие убивать христиан и угрожающие смертью тем, кто будет их укрывать. А ночью по улицам Пекина уже шагали «боксеры» с горящими факелами. Начались убийства… Христианам отрубали головы, вспарывали животы, сжигали в их собственных жилищах, сжигали на кострах за городом, в кумирнях «боксеров». Несколько десятков человек под страхом мучений отреклось от веры. Но 222 православных выстояли.

Среди них был один иерей – отец Митрофан Цзи, первый православный священник-китаец. Его рукоположил сам святой равноапостольный Николай, просветитель Японии.

Перед мучениями отец Митрофан укреплял и ободрял свою паству. Вечером 23 июня ихэтуани окружили его дом, где собралось несколько десятков христиан. Некоторым удалось бежать. Остались преимущественно женщины и дети. Отец Митрофан сидел перед домом, и его закололи копьями. Его жена Татиана спаслась с помощью своей невестки, но на другой день была казнена через отсечение головы вместе с еще 18 единоверцами.

23-летнего сына отца Митрофана, Исайю, казнили за несколько дней до этого на большой улице около ворот Пин-дзэмень. Молодой человек служил в артиллерии, и всем было известно, что он христианин. Его 19-летняя невеста, Мария, после смерти Исайи пришла в дом своего жениха, желая тоже умереть за веру: «Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру» – отвечала она на уговоры спасаться бегством. Ее казнили в «Варфоломеевскую ночь».

Ихэтуани не щадили никого и никого не оставляли в живых. Учительницу школы Миссии Ию Вэнь изрубили и забросали землей. На ее стоны пришел сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Спустя какое-то время «боксеры» снова схватили ее и на этот раз мучили до смерти. Она не отреклась, а снова исповедала Христа.

Не пощадили ветхих стариков. Не пощадили калеку – Афанасия А – он и схваченный истязателями обличал их безумие и жестокость, и категорически заявил им, что хочет быть убитым только во дворе Миссии, где он духовно родился. Не щадили детей: из 222 замученных чуть ли ни четверть составляли младенцы и дети до 18 лет!

Ошеломляющей была смерть 8-летнего сына священника, Иоанна. Мальчику разрубили плечи, отрубили пальцы ног, отрезали уши и нос. Он остался жив – его спрятала в отхожем месте Мария – и не чувствовал боли. На удивление изуверов, он вел себя спокойно и бесстрашно, когда через какое-то время снова попал в руки «боксерам», и его, искалеченного, вели на казнь. Иоанн отвечал на все вопросы: «За Христа страдать не больно»…

Убивали целыми семьями, женщин, детей, стариков, всех без разбору. Рядом имена родителей и всех детей, от мала до велика, братьев, сестер, дедушек, бабушек. Самому младшему около года от роду – это Агафия Хай, дочь помощника пономаря. Самой старшей – 81 год, и она из той же семьи: Надежда Чан, прабабушка Агафии.



Пекин был взят войсками коалиции на Успение, 28 августа, когда штурм императорского дворца увенчался успехом.



14 агуста - годовщина (1902) взятия русскими войсками города Пекина.

Данные события замалчивались в советский период (да и по сей день остаются практически неизвестными широкому кругу российских граждан). Причин для этого можно указать две. Во-первых, большевикам было нужно изображать последние десятилетия истории Российской Империи как время упадка – военного, политического, экономического и т.д. В эту картину никак не могла вписаться военная победа над Китаем (точно так же, как и предшествовавшее приобретение без единого выстрела Маньчжурии и последующее превращение её в считанные годы русской частной инициативой из азиатской пустыни в промышленно и культурно развитую русскую область). Во-вторых, классовая борьба большевизма имела расовый подтекст, который открыто не заявлялся, но всегда имелся в виду. В силу того, что белые европейские народности были естественными носителями враждебных большевизму ценностей демократии и капитализма, свою политическую пропаганду он ориентировал прежде всего на «угнетённые племена» Азии, Африки и Латинской Америки. В этот ряд попадали и русские, являвшиеся в большевистском восприятии своего рода «белыми неграми». Естественно, совместить с подобными взглядами события Ихэтуаньского восстания, когда русские в составе коалиции белых империалистов (и примкнувших к ним японцев) сыграли главную роль в подавлении национально-освободительного движения азиатского народа, было совершенно невозможно, откуда и полное замалчивание этих событий в советский период.






Русские матросы во время уличных боёв в Пекине



Взятие Пекина 14 августа 1900 г. союзными силами европейских держав и Японии, основную роль в котором сыграли русские войска, стало кульминационным событием Ихэтуаньского восстания в Китае в 1899-1902 гг.
Оригинал взят у aquilaaquilonis в 14 августа – годовщина взятия русскими Пекина





Направленное против засилья иностранцев восстание ихэтуаней вспыхнуло в 1899 г. в провинции Шаньдун на северо-востоке Китая, а в начале следующего года распространилось на соседнюю провинцию Чжили. Китайское правительство первоначально предприняло попытку подавить восстание силой, но позднее выразило ему свою поддержку. Весной 1900 г. начались нападения на европейцев на севере Китая, в ответ на которые Россия перебросила в Маньчжурию дополнительные войска.






Переправа русских войск через Амур




11 июня ихэтуани вошли в Пекин и вместе с правительственными войсками стали избивать иностранцев и китайцев-христиан. 20 июня началась осада пекинского Посольского квартала, в котором укрылось около 900 европейцев и японцев. Ответом на это стало создание военной коалиции держав, имевших собственные сферы влияния в Китае, в которую вошли Россия, Великобритания, США, Япония, Франция, Италия и Австро-Венгрия.








Представители войск восьми держав коалиции в 1900 г.
Слева направо – Великобритания, США, Россия, Британская Индия, Германия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.



21 июня Империя Цин официально объявила войну союзным державам. На следующий день в Приамурском военном округе России началась мобилизация. 30 июня союзные войска подошли к крупнейшему городу Северного Китая Тяньцзиню, в котором с начала июня ихэтуани осаждали европейские концессии, и начали его осаду. 6 июля ихэтуани атаковали КВЖД, а спустя четыре дня осадили Харбин, оборонявшийся русскими войсками. Безуспешные попытки китайцев взять Харбин продолжались до 21 июля, когда осада города была снята прибывшим из Хабаровска на пароходах отрядом генерала Владимира Сахарова.

Тем временем начались обстрелы китайской артиллерией из-за Амура российской территории и вторжения на неё китайских отрядов. Ответом на это стали массовые депортации и убийства китайцев. В ночь на 20 июля на китайский берег в районе Благовещенска был высажен русский десант, разгромивший китайские отряды и занявший города Сахалянь и Айгунь. Приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков направил в Петербург предложение о присоединении правого берега Амура к России, которое во избежание обострения отношений с китайцами было отвергнуто.





Ихэтуани









Русские войска



14 июля войска союзников после упорных боёв вошли в Тяньцзинь. 23 июля русские моряки выбили из важного порта Инкоу на юге Маньчжурии китайские войска и отряды ихэтуаней, несколько дней до этого осаждавшие там европейский квартал. 8 августа попытка ихэтуаней вновь занять Инкоу была успешно отражена.






Русский флаг над крепостью Инкоу



2 августа союзные войска в составе 18 600 человек (4300 русских под командованием генерала Николая Линевича, 8000 японцев, 3000 британцев, 2500 американцев и 800 французов) начали наступление на Пекин. Им противостояли примерно 70 тысяч солдат регулярной китайской армии и от 50 до 100 тысяч ихэтуаней. 5 августа китайцы были разбиты при Бэйцане, а 6 августа – при Янцуне, после чего дорога на Пекин была открыта.










Штурм китайской столицы начался в ночь с 13-го на 14-е августа. Русский авангард из состава 1-го Сибирского армейского корпуса в 3 часа утра достиг башни Дунбяньмэнь восточной крепостной стены, где переколол спавших часовых и, пробив ворота гранатами, вошёл в Пекин. Подтянувшиеся китайцы попытались выбить русских из занятой ими башни. Бой за неё длился несколько часов, до подхода основных сил генерала Линевича.






Русская артиллерия пробивает ворота Пекина










Русское знамя над восточной стеной Пекина



Тем временем японский отряд начал штурм располагавшейся севернее башни Чаоянмэнь, однако оборонявшие её китайцы оказали упорное сопротивление и нанесли японцам большой урон. Американцы подошли к Пекину около 11 часов утра, вскарабкались на стену южнее русских позиций и установили на ней американский флаг. Англичанам удалось практически без сопротивления войти в южные ворота восточной крепостной стены Гуанкумэнь и, проникнув по руслу водоотводного канала во Внутренний город, около 2 часов дня достичь Посольского квартала. В 4 часа туда же прибыл генерал Линевич со своим штабом. 55-дневная осада Посольского квартала закончилась.







Башня восточной стены Пекина, подожжённая огнём союзной артиллерии










Русские на стене Пекина



15 августа американцы при поддержке русских и французов преодолели сопротивление оставшихся китайских войск и вошли в Императорский город, достигнув стен Запретного города, из которого императрица Цы Си вместе со своим двором, переодевшись в крестьянскую одежду, бежала ранним утром того же дня. 28 августа в Запретном городе состоялся парад взявших Пекин войск, к которым присоединились прибывшие позже немецкие, итальянские и австро-венгерские части.







Парад союзных войск в Запретном городе




Всего при штурме Пекина русские потеряли убитыми 28 человек, японцы – 30, американцы – одного, у англичан были только раненые.
4
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Мученики и их мучители: 11 июня vs 14 августа» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мученики и их мучители: 11 июня vs 14 августа [...]
Пользователь zadumov сослался на вашу запись в своей записи «Мученики и их мучители: 11 июня vs 14 августа» в контексте: [...] нал взят у в Мученики и их мучители: 11 июня vs 14 августа [...]