Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Добро и зло

Всё совершающееся совершается по воле Божией. Я часто повторяю это, потому что по опыту знаю, насколько важна и фундаментальна эта мысль, и насколько легко она забывается, стоит нам столкнуться с чем-то непонятным или неприятным.

Все, что делаем мы, предусмотрено Его промыслом о мире. Он заранее знает всё, что мы будем пытаться сделать, и заранее определил, в какой степени и в какой форме нам удастся то, что мы задумаем. Всё - лишь часть Его плана.

Но неверно было бы сделать отсюда вывод, будто эта философия не различает добра и зла! Один умный комментатор у меня допустил такой ход мысли, и это натолкнуло меня на мысль вынести мой ответ ему в отдельную заметку. Ведь вопрос этот страшно важен и в то же время совершенно нетривиален. А я знаю ответ на него.

В христианстве нет симметрии жизни и смерти, красоты и безобразия, добра и зла. Первое вечно и существенно, второе временно и несущественно. Смерть временна как сон, за ней следует вечная жизнь, в которой уже нет смерти. Безобразие - это всегда лишь фрагмент цельной картины, которая прекрасна, если рассматривать её в целом: чтобы понять смысл вещи, надо знать всю её историю от начала до конца. Добро и зло соотносятся как действие и бездействие Бога. Когда Бог действует, это добро. Когда Он бездействует (и предоставляет нам действовать своевольно), получается зло. Но Бог не оставляет мир надолго, Он снова начинает действовать, завершает незавершенное и доводит до совершенства несовершенное. Его бездействие конечно - оно лишь момент в его действии, а Его действие существенно и бесконечно.

Потому и мы, если хотим служить Богу, должны подражать Ему и быть активными в добре и пассивными в зле. Бог творит добро и не творит зла - так и мы должны творить добро и не творить зла. Если бы все всегда так и поступали, то зла бы вообще не было ни в каком смысле. Но поскольку люди (и боги) не следуют этому простому правилу, поскольку они бывают, напротив, активны на зло и пассивны на добро, потому возникает иллюзия зла, которая рассеивается сразу, как только Бог совершает несовершенное.

То же самое другими словами: зло есть всего лишь экстраполяция Божественного бездействия. Например, если бы Бог так и не воскресил умерших людей, то жизнь была бы временной, а смерть вечной. Но на самом деле - наоборот: смерть временна, а жизнь вечна.

И ещё другими словами, предельно кратко: добро есть то, что Бог делает; зло есть то, чего Бог не делает. Всё.
>Когда Он бездействует (и предоставляет нам действовать своевольно), получается зло.
Но ведь тогда получается, что человек изначально порочен. И если Бог уйдет на долго мы уже сами из зла не выкарабкаемся. Как-то жестоко.

palaman

October 23 2016, 12:36:41 UTC 2 years ago Edited:  October 23 2016, 12:38:56 UTC

> получается, что человек изначально порочен

Вероятно, я просто неудачно выразил свою мысль.
Конечно же, человек не является изначально порочным. Просто для человека естественно быть в согласии с Богом, действовать совместно с Ним.
Почему? потому что Бог стал человеком (Иисус Христос), именно человеком, а не ангелом или ещё чем-то. Человек на особом счету в мироздании.

> если Бог уйдет надолго, мы уже сами из зла не выкарабкаемся. Как-то жестоко.

А Его нетрудно позвать. В любой момент, на всяком месте и во всякое время. Именно это и нужно делать в ситуации, когда Бог бездействует: не начинать действовать самостийно, но обратиться к Нему и призвать его на помощь. Самое наше обращение к Богу - это уже начало Его действия, так как никто не может призвать Бога без содействия Самого Бога.
"Всё совершающееся совершается по воле Божией. Я часто повторяю это, потому что по опыту знаю, насколько важна и фундаментальна эта мысль, и насколько легко она забывается, стоит нам столкнуться с чем-то непонятным или неприятным.....
....
И ещё другими словами, предельно кратко: добро есть то, что Бог делает; зло есть то, чего Бог не делает. Всё."

Отсюда сдедует вывод, что не только "эта философия не различает добра и зла!", но и зла в мире вообще не существует!

А как же попущение Божие?
А как же синергия?
А как же сотворение существ со свободной волей(ангелов и людей)?

Кстати, по предыдущей статье:

А что делать с теми "старцами", которые благословляют всех подряд в монастырь?
Ведь не все такие начитанные и продвинутые.
Вот если вы вдруг поедете в паломничество и попадёте к "старцу", который вас "благословит" на столпнический подвиг. Вы что, ослушаетесь "воли Божьей"?

P.S. Извините, можете не отвечать, если не хотите затянуть эту никому не нужную схоластику, просто слишком много разных мыслителей развелось, которые осуждают других, а "бревна" не видят....

> Отсюда сдедует вывод, что... зла в мире вообще не существует!

Правильный вывод! Цитирую:
Зло не было, не есть и не будет самостоятельно существующим по собственной природе, ибо оно не имеет [для себя] в сущих ровно никакой сущности, природы, ипостаси, силы или деятельности; оно не есть ни качество, ни количество, ни отношение, ни место, ни время, ни положение, ни действование, ни движение, ни обладание, ни страдание, так чтобы по природе созерцалось в каком-либо из сущих; оно вовсе не существует во всём этом по естественному усвоению; оно не есть ни начало, ни средина, ни конец, но, - обнимая всё [единым] определением, - зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к [их] цели и решительно не есть что-либо другое.
Или еще: зло есть неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, [чему-либо] иному помимо цели. Целью же я называю Причину сущих, к Которой естественно устремляется всё, хотя лукавый, тщательно прикрыв зависть личиной благожелательности и обманом склонив человека, [успел] направить влечение к чему-либо иному из сущего помимо Причины и произвести неведение Ее.

(прп Максим Исповедник. http://www.hesychasm.ru/library/max/answer0.htm )
Ну, мне этого объяснять не надо.

Могу привести пример, более понятный современному человеку:

"Чтобы представить образ зла, мысленно поднесём руку к чему-то, от чего «веет холодом» (сырой подвал и прочее). Мы почувствуем холод, хотя знаем: излучения холода нет. Как тьму не образует поток тёмных лучей, так холод не излучает холод. Он есть отсутствие тепла, как тьма есть отсутствие света. С одной стороны, это не самостоятельные явления. С другой стороны, возникающий у нас образ вполне реален."
Из книги "Проект Россия" книга четвертая

Re: Прикольно....

palaman

October 23 2016, 12:53:37 UTC 2 years ago Edited:  October 23 2016, 12:55:44 UTC

> А как же попущение Божие? А как же синергия? А как же сотворение существ со свободной волей(ангелов и людей)?

А что непонятно? Синергия - это совместное действия Бога и твари. Попущение - это действие твари без содействия Бога. Свободная воля позволяет нам действовать тогда, когда Бог бездействует. Когда воля наша не согласна с волей Бога. Это и называется злом.
Естественно, свободна лишь наша воля. Насколько у нас получится реализовать своё намерение - это уже зависит от воли Бога, от Его попущения. Не захочет - не попустит. А если попускает - значит, хочет попустить.
> А что делать с теми "старцами", которые благословляют всех подряд в монастырь?
Ведь не все такие начитанные и продвинутые.
Вот если вы вдруг поедете в паломничество и попадёте к "старцу", который вас "благословит" на столпнический подвиг. Вы что, ослушаетесь "воли Божьей"?

Я человек очень осторожный. В такой ситуации я сразу вспомню, как Господь велел апостолам: "Идите и проповедуйте всей твари", а они остались в Иерусалиме, молились и ждали, когда на них сойдет Дух Святой, и наставит их конкретнее: кому куда и когда идти, что именно делать и говорить. Они не действовали сами, но ожидали действия Бога.

Так и я - я не побегу на первый попавшийся столп, а буду молиться и ждать, когда на меня сойдет Дух Святый.
Вы всегда были таким?

А что делать тому ПОДАВЛЯЮЩЕМУ большинству несовершенных, которые Духа не ощущают?
Если Духа не ощущаешь, тем более надо сидеть на попе ровно и молиться. А не то наломаешь дров.

> Вы всегда были таким?

Увы, нет. Я ого-го сколько наломал.
Быстро же вы всё позабыли....

Королеве Франции Марии-Антуанетте приписывают фразу «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!», которую она якобы произнесла, узнав, что крестьяне голодают.

Ничего не напоминает? Королева то хоть никогда не голодала, этим её хоть как то можно оправдать.....
Это не я так устроил мир. Как оправдать Бога - вот правильный вопрос.

А меня - что меня оправдывать? эта затея не стит потраченного на меня времени.

vit_111_111

October 23 2016, 15:46:11 UTC 2 years ago Edited:  October 23 2016, 16:25:14 UTC

Ну да, давайте все свои безобразия на Бога спишем.... Ведь "Это не я так устроил мир." "Всё совершающееся совершается по воле Божией." и т.п.... P.S. текст исправьте: " если бы Бог так и не воскресил умерших людей, то смерть была бы временной, а смерть вечной. "
Так Вы полагаете, это я виноват в том, что " ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство Духа не ощущают"?
Ну вот, я же предупреждал: "можете не отвечать, если не хотите затянуть эту никому не нужную схоластику"....

Ещё раз извините за отнятое драгоценное время....
> можете не отвечать, если не хотите затянуть эту никому не нужную схоластику,

Да, у меня иногда возникает ощущение, что Вам просто нравится со мной болтать о том, о сем, а конкретная тема не так уж важна. Надеюсь, это ложное ощущение, и Вы цените Ваше и моё время!

> просто слишком много разных мыслителей развелось, которые осуждают других, а "бревна" не видят

"Начни с себя" (с)
"Начни с себя" (с)

А вот это правильно!
Только почему-то каждый думает, что это не про него....
P.S. Ещё раз извиняюсь, что отнял драгоценное время....
Бог да простит нас обоих.
Я имел в виду не то.

Пожалуй, моя мысль является всего лишь продолжением вашей мысли. Может быть, я читаю этот блог слишком долго. Гностики считали, что мир создан злым и извращенным существом, тем, кто мог бы быть богом, но не стал в силу своей испорченной природы. Христос - след, облик, отражение, суть истинного божества, вонзившегося в плоть больного мира, подобно ножу. Насилие, которое бог производит, чтобы спасти творение своего творения. Как и в нашем случае, где проявляется жестокость добра. Один мыслящий человек вбивает гвозди в голову другого, и вирус проникает через поверхность кожи и кости черепа, сквозь все барьеры.

Неудивительно, что христиане перебили всех. Ересь и должно быть сожжено. Насколько извращен должен быть разум, чтобы поверить в то, что бог, Бог может совершать насилие.

Мысль, мысль, которую я мог бы продолжить, заключается в том, что Бог вообще неспособен производить ничто, кроме добра. Это умаляет Его всемогущество, но всемогущество в том и заключается, чтобы быть способным на все, обладать любой способностью, в том числе и способностью не обладать способностью, не быть способным на зло.

Вы говорите "зло есть отсутствие добра". Что, если сказать, что зла вообще нет, ведь нет ничего вне и не от Бога, а Бог не производит зла. Значит, ничего, кроме добра и быть не должно, и быть не может, а то, что злом видится - это недоразумение, неспособность человеческого мозга к исповедению Путей Господних. Человек полагает, что видит зло - на деле же, злом является его неспособность осознать и прикоснуться к всеобщему благу, его собственное несовершенство. Зла никакого и нет, потому что это действительно пустота, а пустоты не существует, это пустота внутри требует союзницы снаружи, не в силах вынести отсутствия ничего, Нихиля, грызет и требует найти не существующее. И человек слабый поддается, и смотрит, и видит черное на месте, что заполнено не-черным, видит пустоту там, где ее на самом деле и нет.

На первый взгляд выглядит правильно. Но это изблёв разума, зараженного прелестью. Что такое прелесть? Ваше соображение уместно и красиво. Ложь, принятая за правду. Посланник тьмы, прокравшийся через порог под видом ангела света. Ему совсем чуть-чуть не хватает полноты и завершенности, закрученности и замкнутости на самое себя. Дьяволу нет нужды притворяться ангелом света. Он сатана, он лукавый, он Люцифер, он и есть ангел света, это и есть истинное значение его имени. Он прекраснейшее из божих творений, и вероятно, человека, живое существо, представшее перед ним, совершенство испалит и испарит в миг почти так же, как если бы он стоял перед ликом Творца.

Как же нам защититься от совершенства, с нашими глазами, неспособными различить разницу между бесконечным светом и светом почти бесконечным, пусть и с некоторым изъяном?

palaman

October 24 2016, 18:36:41 UTC 2 years ago Edited:  October 24 2016, 18:38:08 UTC

> Бог вообще неспособен производить ничто, кроме добра. Это умаляет Его всемогущество, но всемогущество в том и заключается, чтобы быть способным на все, обладать любой способностью, в том числе и способностью не обладать способностью, не быть способным на зло.

Эта логика мне понятна, но неприятна.
Моё понимание Божества диаметрально противоположно: Бог может абсолютно всё, но хочет только добра. Почему? По определению: добро есть то, чего Бог хочет и делает. А зло есть то, чего Бог не хочет и не делает.

При таком подходе сами понятия "добро" и "зло" выводятся из понятий "Божественная воля" и "Божественное действие", а не вводятся в Богословие извне.

Может ли Бог ограничить Своё всемогущество? Может! Но не хочет. Потому что это зло: нам нужен именно всемогущий Бог без каких бы то ни было ограничений. Это - добро.
> если сказать, что зла вообще нет, ведь нет ничего вне и не от Бога, а Бог не производит зла. Значит, ничего, кроме добра и быть не должно, и быть не может, а то, что злом видится - это недоразумение, неспособность человеческого мозга к исповедению Путей Господних

Не совсем так.
Зло существует как попытка человека (или демона) действовать против воли Бога. Эта попытка заведомо обречена на неудачу, так как Бог обращает усилия такого человека на реализацию Своего плана. Потому зло никогда не реализуется. Оно существует как потенция и попытка реализовать эту потенцию - вот и всё. Но всё-таки в этом смысле оно существует. Именно как ошибочное устремление воли.

palaman

October 24 2016, 18:50:16 UTC 2 years ago Edited:  October 24 2016, 18:53:37 UTC

> Как же нам защититься от совершенства, с нашими глазами, неспособными различить разницу между бесконечным светом и светом почти бесконечным, пусть и с некоторым изъяном?

Надо воспользоваться тем единственным шансом, который Он предоставил нам, став человеком и уподобившись нам во всем кроме греха.
Бог стал одним из нас и показал нам, каким конкретно образом может Совершенство реализоваться в нашей природе. Дьявол может выдавать себя за Бога, но он не может сколько-то убедительно выдавать себя за Христа. Стоит присмотреться, как вылезают рожки.
"У Вас ус отклеился"

Потому что нам глубоко близок и понятен язык нашей природы, мы ощущаем все его нюансы и коннотации. Но исходя из этого ясно, что во Христе важна каждая деталь, каждая тонкость. Он именно такой, точно такой, каким Он и должен быть. Здесь нельзя пренебрегать ничем, важна точность!
Максим, замечательное разъяснение. Я давно думала об этом, где есть свет, там нет тьмы, где добро - там нет зла. Остальное - лукавые измышления.
Спасибо!
«Существует зло, которое есть инерция добра. Всё, что становится инерцией, становится злом. Бог – это вечная динамика, это открытость и риск. Инерции опасны для религии. Именно инерция заставила людей думать о будущей жизни вместо того, чтобы воскреснуть в этой. Инерция увела людей от Царствия Божия внутри нас к поискам теплого места за гробом». Григорий Померанц
Тьфу-тьфу-тьфу.

Какой ещё померанц?