"Коготок увяз - всей птичке пропасть!"
Нарушив воздержание от пользования Интернетом по теме Сексуальной культуры Православия, теперь я уже вынужден сделать следующий шаг: сказал А, приходится сказать и Б.
Высказав свое мнение о сексе, я должен теперь сказать и свое мнение о посте, чтобы "закруглить" тему, завершить её.
Итак.
Чтобы понять, зачем нужен пост и как правильно соблюдать пост, надо вначале понять, зачем нужна жертва и как правильно приносить жертвы. Пост – это частный случай жертвы. И не разобравшись в вопросе о жертве вообще, невозможно с уверенностью говорить о посте в частности.
Жертва – это один из универсальных способов взаимодействия человека с духовным миром. Жертва – не только христианское (и как мы увидим, не столько христианское!) понятие. Язычники умеют и любят приносить жертвы, и приносят их намного более охотно, чем христиане. Впрочем, и атеисты тоже не чужды этого искусства.
Принцип жертвы – это принцип воздаяния. Если я что-то отдал, то я должен за это что-то получить. Если я что-то взял, то я должен за это воздать. Так устроен мир, если смотреть на него с точки зрения логики жертвы. Но принцип воздаяния – это не безличный природный механизм, действующий автоматически. Напротив, воздаяние по самому смыслу понятия требует наличия воздающего. Жертва всегда приносится кому-то, и от кого-то ожидают воздаяния. Невозможно и бессмысленно приносить жертву абстрактно, в безличную пустоту, и напрасно было бы ожидать, будто воздаяние придет из этой безличной пустоты автоматически.
Жертва приносится кому-то, и именно тот, кому она приносится, несет ответственность за воздаяние.
Он является гарантом воздаяния, он обещает воздать. А что будет, если он не воздаст обещанное? Тогда в дело вступает тот, кто дал ему власть. Давший власть должен рассудить между принесшим жертву и несправедливо удержавшим должное за жертву воздаяние. И не факт, что он заставит получившего жертву воздать обещанное. Может быть он, напротив, накажет нарушившего обещание. Что же будет в таком случае с принесшим жертву? Совершившаяся несправедливость требует суда, и дело пойдет на следующую ступень, все выше и выше, пока не дойдет до Всевышнего Бога. Именно Он является последней инстанцией в вопросе о любой жертве и любом воздаянии. И потому в конечном итоге всегда неразумно приносить жертвы, неугодные Богу: рано или поздно это плохо кончится.
Но все-таки – даже когда люди приносят неугодные Богу жертвы, например, жертвуют что-то демонам, они как правило получают воздаяние. Казалось бы, зачем демону исполнять данное им обещание, что мешает «кинуть» ничтожных людишек? А вот исполняют. И это нетривиально; тут есть, о чем подумать. И я думаю, причина этого феномена в том, что демоны стараются не доводить дело до Божественного вмешательства. Когда вмешивается Промысел, ситуация становится непредсказуемой и неуправляемой – кому это может понравится? Бог берет дело в Свои руки, и это всегда выходит демонам боком. Потому они стараются по мере возможности поддерживать баланс между жертвой и воздаянием, и не обманывать ожидания доверившихся им людей. И это частный случай более общего духовного принципа, что всякое благо в этом мире исходит, в конечном итоге, только он Бога, даже если вроде бы не имеет к Нему никакого отношения. Смотри внимательнее – и увидишь связь.
Итак, для того, чтобы жертва имела смысл, она должна, во-первых, быть не безличной, должна иметь адресат. И если таковой имеется, то имеет смысл убедиться, что ему стоит доверять. Парадокс в том, что демоны в этом смысле более надежны, чем люди. Люди по глупости часто обманывают и «кидают» доверившихся им, в то время как демоны предпочитают держать своё слово. И причина этого в том, что демоны умнее, а люди глупее. Демоны смотрят вдаль, а люди часто не видят дальше своего носа, не ожидают последствий. А каждое действие, и тем более каждая жертва имеют свои последствия, и последствия эти неизбежны. Тут мудрость; кто имеет мудрость, сочти число зверя, ибо это число человеческое.
Рассуждая о жертвах, надо иметь в виду, что никому никогда ничего не приходит в голову «просто так». Если кому-то что-то пришло в голову, значит, есть тот, от кого это пришло, и кто несет ответственность за эту мысль. И потому всякая жертва, какой бы странной и бессмысленной она ни казалась, обязательно имеет какой-то смысл и какие-то последствия. Даже лишенные на первый взгляд смысла жертвы маньяков и серийных убийц. Потому что если жертва приносится – то она приносится кому-то. Кому же? А тому, от кого исходила идея принести вот такую вот жертву. Кто автор, тот и отвечает. И он знает, что придется ответить.
Так обстоит дело с жертвами вообще.
Так обстоит дело и с благими жертвами, приносить которые нас учит Дух Святый, живущий в Церкви. Угодная Богу жертва – это жертва, совершенная по Его воле. И любое послушание Божественной воле есть жертва, ведь смысл любой жертвы в конечном итоге заключается в послушании. Кому приносится жертва, тот и говорит, что и как надо сделать. Он и обещает воздаяние, он и отвечает за последствия. Всевышний Бог ни перед кем не отвечает, но Он всегда исполняет Свои обещания. Почему? Да просто потому, что обман – это оружие слабых. Цари потому и стараются держать свое слово, чтобы не показать слабости, хотя у них и есть слабость. А у Бога нет слабости, потому и не может быть обмана.
Жертва Богу – это всякое послушание Его воле. И потому правильная жертва должна совершаться только согласно Его воле. В Библии ясно говорится об этом, и приводятся многочисленные примеры того, как Бог наказывал людей за то, что они приносили Ему жертвы неправильно, вопреки Его воле. Он говорит: беззаконная жертва – это убийство, и Я взыщу за неё как за убийство. Когда человек мнит приносить жертву Богу, но делает это вопреки Его воле, он не только не обретает благодати, но ещё и становится преступником.
Это очень неприятный с точки зрения язычника принцип, и здесь причина того, почему многие язычники предпочитают оставаться в язычестве. Там все просто: не жадничай, не экономь на жертвах богам, и ты не останешься без воздаяния. Если тебе пришла на ум мысль принести такую-то жертву в такой-то форме – значит, какому-то богу угодно воздать тебе за это, иначе бы откуда сама мысль такая взялась?
Нам же, служителям истинного Бога, надо смириться с этим неудобством нашей религии. И стараться действовать в соответствии с Его волей.
Всё сказанное касается в полной мере и поста вообще, и супружеского поста в частности. Всякой жертве и всякому посту должна предшествовать молитва. Нужна твердая уверенность в том, что данная жертва и данный пост угодны Богу. А такая уверенность достигается лишь молитвой, а в некоторых случаях для получения уверенности необходимо и благословение заслуживающего доверия священнослужителя. Уверенность, вера очень высоко ценится и очень дорого стоит, потому что является одним из критериев Истины. К сожалению, лишь необходимым критерием, но не достаточным. «Что не по вере, то грех», а обратное неверно. Потому что может быть и ошибочная уверенность. Правда, ошибочная уверенность рассеивается молитвой, и кто обращается к Богу, того Бог не оставит надолго в заблуждении.
Признаком правильности супружеского поста является искреннее согласие супругов. Как и говорит Апостол, буквально: не уклоняйтесь друг от друга, возлюбленные, разве только на время, ради поста и молитвы, а потом опять будьте вместе. Если один из супругов неискренен, если лицемерно поддерживает своего супруга/супругу в его/её намерении поститься, а сама/сам втайне нарушает пост, становится в душе жертвой сексуальных фантазий (не говорю уж о чем-либо худшем!), это ложь и обман! И вред отсюда проистекает двойной.
Во-первых, такое фантазирование само по себе греховно. Секс в браке – не грех, а тайные сексуальные фантазии – грех, потому что они нарушают закон брака. Закон брака состоит в том, что сексуальность мужа целиком принадлежит жене, а сексуальность жены – мужу. Всякое уклонение от этого принципа является блудом, в то время как никакой секс в браке (за редким исключением!) блудом не является. Но это ещё полбеды.
Во-вторых – и это уже беда – если ты утаиваешь от супруга/супруги своё бедственное состояние, то тем самым вводишь его в заблуждение относительно Божьей воли. Она/он думает, что ваш совместный пост угоден Богу, а это обман. Богу супружеский пост угоден только в том случае, когда он совершается по согласию. И только если он совершается, по слову Апостола, ради молитвы, а не ради тайных блудных мечтаний.
Естественно, надо различать помыслы и мечтания. Помысел приходит на ум без нашего на то согласия. Взял, и пришел. Это ещё не мечтание. Мечтание – это когда ты на этом помысле останавливаешься, услаждаешься им и развиваешь его. Помысел сам по себе не является грехом; кому угодно может прийти на ум что угодно. А вот мечтание, фантазирование – это уже грех.
Сказанное не значит, что если он или она впали в блудные мечтания, то пора прекращать пост. Это значит лишь, что надо признаться супруге/супругу, что ты кое-что утаил/утаила от неё/него. А дальше принять новое осознанное и осмысленное решение. Нужно понять: есть ли у вас обоих искренняя решимость соблюдать пост? Искренняя решимость, без утайки! Если есть – то и хорошо. Потому что тайные фантазии и мечтания исчезают, когда их вытаскиваешь на свет. Темные дела совершаются в темноте, и света они не переносят, но бегут от света. Потому не бойся признаваться супругу/супруге в своей слабости: вместе вы - сила. Вы сила ещё и потому, что можете признаваться друг другу во всем. На исповеди в храме неудобно (да и не нужно вникать) во всяческие подробности фантазий и мечтаний, чтобы не соблазнить священника. (Иное дело, если речь идет не о фантазиях, а о реально совершенном грехе – тут уже таиться на исповеди нельзя.) В личном же общении супругов между ними не должно быть никаких тайн, когда дело касается сексуальности. И здесь есть парадокс.
Парадоксальность ситуации в том, что угодный Богу супружеский пост требует от супругов большой искренности в их взаимных отношениях. Хотя такая искренность по понятной причине может посту и помешать. Но лучше не принести Богу никакой жертвы, чем приносить нечистые жертвы. Ведь Бог не нуждается в наших жертвах, Он ищет только нашего сердца. И любые жертвы приносятся Ему, в конечном итоге, именно ради очищения сердца. Потому если кто в браке по внешности постится, а внутри утаивает от супруга/супруги блудные фантазии – поступает крайне неразумно, нерасчетливо. Впрочем, Бог милостив, и всякое наше дело может обратить нам на пользу, если видит наше искреннее желание послужить Ему. Но где допущена ошибка, там будет вразумление, и будет трудным.
Благословен пост в браке! И благословенны те супруги, которые чисто постятся ради распятого Христа, чтобы соединиться с Ним и друг с другом в Вечности!
Многие уже писали о том, что через любовь в браке человек может взойти к любви Божественной. Но мало кто описывал механизм, как именно это происходит. И потому у читающих могло сложиться ложное впечатление, что у нас в Православии имеется какая-то тантра, тайная доктрина восхождения к Божественной любви через любовь плотскую. На самом же деле все просто: супруги восходят к Божественной любви через добровольную жертву – через правильное, осознанное и осмысленное воздержание от плотской любви. И первое правило такого воздержания – полная взаимная искренность и полное согласие в намерениях. А полная искренность и невозможна вне брака!
Пост в браке не просто ценен, но в некотором смысле он даже ценнее, дороже монашеского поста! "Мал золотник, да дорог"
Когда близкие, любящие друг друга и предельно искренние между собой супруги приносят Богу жертву, воздерживаясь от близости - это очень, очень много значит. Это настоящий христианский подвиг! и в моих словах нет преувеличения. Бог видит их усердие и воздаст им сторицею.
Но только в том случае, если этот пост - настоящий!
Никто из супругов не должен таиться, согрешая в помыслах, никто не должен чувствовать себя окраденным, пораженным в своих правах, иначе эта жертва становится преступной и заслуживает не награды, а наказания. Полная искренность супругов, отсутствие утаивания - это обязательное условие правильного поста. Если эта искренность приводит супругов всего лишь к сексу - греха в этом нет, хотя и духовного приобретения тоже нет. Но только через неё, через эту искренность можно обрести правильный пост по согласию - и обрести благодать у Бога.
К правильному посту как правило мало приспособлены молодые супруги, но даже они могут хотя бы на какое-то время воздерживаться друг от друга, если оба веруют во Христа, желают обрести Его и ищут Его путь. Никакие правила тут установить невозможно. Каждая пара должна сама определять свою меру, и эта мера с годами будет естественно меняться. В церковных правилах четко прописано, что когда можно или нельзя есть, но не прописано, когда и как молодым супругам воздерживаться от брачного общения. Это дело нашей совести и нашей любви к Богу. А жертва Богу никогда не бывает напрасной, если она принесена правильно и подобающим образом.
Особый важный случай – если верующий супруг имеет неверующую супругу (или наоборот). Такое положение вещей – большое несчастье, потому что при этом он/она лишается возможности прийти к Богу через супружество. Может быть, ты через брак и приведешь мужа ко Христу. Но пока этого не случилось, через этот брак невозможно приблизиться к Богу. Это обстоятельство надо бы отчетливо понимать ещё в тот момент, когда заключаешь подобный брак. Супружество может стать путем восхождения к Богу только в том случае, если оба супруга верующие, оба желают приносить жертвы Христу и по обоюдному согласию воздерживаются друг от друга ради Христа. Если этой обоюдности нет – значит, как правило нет и воли Божьей на такую жертву!
История Церкви знает единичные исключения из этого правила, и они касаются великих людей, людей действительно великой святости, апостольской святости. Пытаться же вопреки воле супруга/супруги уклоняться от секса, не имея на это прямого указания от Бога – пагубный самообман и гордыня. Муж не властен над своим телом, но жена! И жена не властна над своим телом, но муж! Попытка кого-либо из супругов самовольно распоряжаться собою в этом вопросе – это кража чужой собственности.
Кража не может быть добродетелью. Нельзя насильно заставить нецерковного супруга/супругу поститься на том основании, что у нас в Церкви идет пост. Если он/она не желают подчинять себя церковной дисциплине (а зачем это неверующему человеку?!), никто не вправе навязать её против воли.
Впрочем, есть исключение, которым отменяется всё выше сказанное: прямое изъявление Божественной воли, потому что этим отменяется и упраздняется все остальное. Праведнику закон не лежит. Если точно и несомненно известно, что угодно Богу, то надо так и делать, не обращая внимания на все остальное. Но беда, если окажется, что думая угодить Богу, ты прельстился, и принял чье-то ошибочное суждение за волю Божью. Лучше вовсе не принести никакой жертвы, чем принести беззаконную жертву.
alojoshka
December 21 2016, 07:31:47 UTC 2 years ago
palaman
December 21 2016, 09:32:12 UTC 2 years ago
Нет, не так. Как я сказал, тайные сексуальные фантазии, даже если это фантазии о брачной близости, нарушают закон брака. Но тяжесть этого греха невелика, потому и лечится он очень просто: признанием супругу/супруге в этой слабости. То есть, именно утаивание является в данном случае грехом. Хотя бы уже потому, что вводит супруга/супругу в заблуждение относительно реального положения вещей.
Естественно, блудные фантазии (с участием третьих лиц) являются гораздо более тяжким грехом, и они требуют уже исповеди у священника. Что касается признания супругу/супруге в таких вещах - тут нужна значительная степень духовной зрелости обоих, готовности принять и простить грех ближнего, а эта готовность основана на сознании своей собственной немощи в борьбе с грехом.
Не знаю, откуда Вы сделали вывод, будто фантазии о близости с супругом являются таким же тяжким грехом, как блудные мечтания.
Но если глядеть на весь вопрос глубже - да, христианство имеет целью достижение полной внутренней чистоты, действительной свободы человека от греха. И всякое фантазирование, даже совершенно невинное по содержанию, на каком-то этапе духовной жизни становится грехом, так как истинное предназначение нашего разума - непрестанная молитва к Богу. Но это весьма и весьма высоко.
alojoshka
December 21 2016, 09:45:19 UTC 2 years ago
как раз потому и написал, что просто пока не могу для себя найти место таким фантазиям с точки зрения православия - являются ли отношения с супругом-супругой в воображении грехом, или они подпадают под брачные отношения с избранником. Согласитесь, "является меньшим грехом" это значит грехом является (про участие третьих лиц мы тут не говорим, имеем в виду семью православную и благочестивую). И соотвественно- если это грех, хоть и небольшой, то постепенно нужно стараться от таких фантазий уйти вообще и не возвращаться, а если нет - то "ради упражнения в посте и молитве" их ограничивать, ну скажем на время постов.
palaman
December 21 2016, 09:56:45 UTC 2 years ago
Мне кажется, тут нужен трезвый, разумный подход. Полное владение своим умом - это и есть святость. В мечтания (пусть совсем невинные по нашим меркам) впадают иногда даже святые, достигшие чистоты сердца. См. Вопрос 193. И полностью свободны от этого греха лишь люди, достигшие Цели христианской жизни, обожения.
> являются ли отношения с супругом-супругой в воображении грехом, или они подпадают под брачные отношения с избранником
В том-то и дело, что если они тайные, то они не подпадают под отношения с избранником. А если ты признаешься в них избраннице - то подпадают, по сути являются частью этих отношений. И тогда греха в них нет.
mindfactor
December 22 2016, 22:04:01 UTC 2 years ago
palaman
December 23 2016, 00:56:30 UTC 2 years ago
Философия жертвы
livejournal
December 26 2016, 07:20:12 UTC 2 years ago