Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Пьер Безухов - если глядеть без очков

Отрывки из текстов blackabbat

ДУМАЕШЬ ТЫ ЛЕВ ТОЛСТОЙ-2

ДУМАЕШЬ ТЫ ЛЕВ ТОЛСТОЙ-3


[Spoiler (click to open)]Он весь – Рефлексия. Он постоянно Размышляет, даже когда это не просто лишнее, а даже и вредит. Даже когда от него требуется что-то сделать, он ничего не делает. Вернее так.
Безухов делает Ничего.

В результате, он мучает себя, и, что намного страшнее, других.

Женившись на молодой фигуристой бабе в соку, он перестает с ней спать, задумавшись: "не отвратительно ли то, что я с ней сплю... а если я женился на ней только, чтобы спать... получается, мне только того и надо... какое же я чудовище". Напомню, речь идет о двух молодых здоровых людях в самом начале брака. В результате, он делает жену неврастеничкой, которая трахается со всеми подряд, а потом умирает в результате неудачного подпольного аборта.

В полном соответствии с жизнью в стиле «шаг вперед два назад четыре вбок, каждый третий – приставной» (гениальное предвидение художника – «план путина» уже в 19 веке, причем в семейной жизни) - Безухов ведет себя в отношении любовников жены.

Сначала он их, БЕЗ ПРИЧИН, долго терпит, дает - причем без слов, у себя в уме – сам себе какие-то отсрочки, постоянно подписывает какие-то Минские согла... В общем, Терпила.

Потом, точно так же БЕЗ ПРИЧИН, потому что ситуация уже зашла настолько далеко, что ни о какой оскорбленной чести и речи быть не может, - тут надо на развод, потому что со 100 человеками стрелять не будешь, анекдот - выходит из себя. Вызывает на дуэль первого попавшегося под руку - Долохова. Который, собственно, виновен лишь в том, что спит с женщиной, с которой Безухов не спит.

В чем повинна еще сотня-другая людей.

Итак. Граф и владелец богатейшего состояния России. Вызывает на дуэль. Шулера и афериста. Пусть это – нечистая игра Долохова - не доказано, но уже идут Слухи. Толстой нам это показывает. Выигрыш у Ростова - Очень странный. Ростов спровоцирован на игру после отказа Долохову девушки, которую тот хотел взять в жены. Очень похоже на месть и подставу. Репутации у Долохова - ноль. Он хамит Безухову – по привычке, как всем, и… Вместо того, чтобы позвать челядь и велеть выпороть и выкатить преступную дрянь, которую уже и в солдаты пару раз разжаловали, на телеге с медведем, Безухов… сам предлагает дуэль.

Ни один уважающий себя представитель класса Безухова (после получения титула – читай, наследства - официально он уже не бастард, он Аристократ) с Долоховым (это мелкопоместный дворянчик, который пошел в армию, чтобы не слиться в результате разорения с плебсом) стреляться бы не стал. Вопросы с людьми подобного уровня – как нам замечательно показал в романе про помещика Троекурова некто Пушкин – для Безухова уладят дворовые. Плетьми.

Но Пьер – решил стреляться.

Что называется – «мы не ищем легких путей». You’ re in the Russia now.

... Ну, ладно.

После этого происходит, собственно, дуэль.

По всем законам, и, в особенности, по законам художественной правды, за которую так ратовал Толстой, выиграть схватку должен Долохов. Почему? Потому что он - бретёр. Каким был, например, другой наш национальный гений, А. С. Пушкин, (просто Дантес, к сожалению, оказался бретером поопытнее).

Выигрывает же дуэль в романе - Безухов. Сильно близорукий, не умеющий стрелять и узнавший о том, что нужно снять предохранитель случайно, от секунданта, уже когда пошел вперед. Вот так. Заходит в кази… ступает на полян, случайно жмет на кно... спускает курок, и попадает в Долохова.

Толстой-морализатор подает это так, что Безухов стал победителем потому, что он был хорошим и нравственным человеком. Это прекрасно. Но это неправда. Еще ни один человек не выигрывал дуэлей потому, что был прав. Именно поэтому европейская юриспруденция отменила «суд божий» еще в Средние века. Кто не в курсе – «суд божий» это когда стороны тяжбы дерутся – кулаками, мечами, копьями - и кто победил, за того и суд. Поэтому для «суда божьего» нанимали профессиональных бойцов. Ну, у кого деньги были У кого не было и кто не был бойцом – не судились. Сразу понятно было, за кого бог:-)
Толстой-художник - в отличие от морализатора Толстого это гений, и он не может врать, - показывает Правду.

Безухов побеждает НА ШАРУ.

Такое везение случается, не просто очень редко, а Невероятно редко. 1 раз на миллиард миллионов. А побеждает всегда тот, кто лучше готов. Или хитер. Или...

Более того. Безухову в романе везет два (два!) раза. По правилам, раненый Долохов может стрелять. И все, даже секунданты противника, просят Безухова повернуться боком, и прикрыть тело пистолетом. Дантес, кстати, так и сделал. Это не была трусость. Кодекс дуэльный позволял. А Безухов – нет, не прикрылся и встал в анфас. И... снова у Долохова не получается. То есть, случилось Двойное Чудо.
Так, конечно, не бывает.

Но русские поверили морализатору-Толстому, а не художнику-Толстому. Что не удивительно. В славянской культуре много женского. Русские предпочитают верить ушам, а не глазам, слушать, а не смотреть.

Поверили и на этот раз.

Но центральная сцена этой Наивности – встреча Пьера Безухова на каком-то полустаночке с безымянным старичком, совершенно ему незнакомым. Старичок за камельком раскидывает Пьеру карти… глядит ему в глаза и рассказывает все, как есть.

Старичок: «Голубчик, ты чего такой грустный? Не грусти, садись я всю правду скажу… Звать тебя Петя, тебя 27 лет, у тебя нет масти в любви, отец твой был сановник, сам ты носишь очки…»
Пьер (нервно поправляя очки, про себя»): «Это, наверняка, месмерист. Ладно, все остальное, про очки – то как узнал?!».
Старичок, похлопывая по карманам Пьера, продолжает. «Ай, дорогой, какие часы у тебя, дай мне, погляжу, все скажу. Надо тебе попить мочи на рассвете, прыгнуть три раза лягушкой в поле маков. Деньги все свои положи в коробку, а ее – у колодца в поле. Вот координаты. Вырастет дерево. На нем будет Мировое Счастье»

Тем, кому кажется, что я преувеличиваю, мой совет обратиться к великому первоисточнику. Так все и есть. И характерна реакция Безухова. «Мне 30 лет, я аристократ, миллиардер, получил образование в Европе, и вот, цыган на полустанке говорит мне, что видит мое прошлое и будущее – господа, НЕВЕРОЯТНО, он все угадал! ухожу в секту китайского Кришны».

Напомню, что в тот момент Пьер – владелец крупнейшего состояния России. Он поссорился с женой – которую постепенно, но уверенно делает блядью, причем, как у русских принято, калечит чужую жизнь с наилучшими намерениями - и поехал, куда глаза глядят. На него, конечно, всем плевать. Но вот – деньги? Деньги аристократия из поля зрения не выпускает. Отец жены – сам аристократ, хищник, выдавший дочь ради денег Пьера. Мог ли он отпустить дело на самотек? Нет.
Он, само собой, «звонит Куда Надо».

А куда в то время Было Надо?

… Старичок оказывается главой масонской ложи России. Я не шучу – Толстой все прямым текстом и рассказывает. И, пока Пьер вместе с Толстым-морализатором умиляется тому, как все Случайно и Невероятно совпало – старичок случайно встретил Пьера в самый тяжелый момент его жизни, да еще и в снежную бурю это случилось, и там не было никого, кроме них, и поглядел ему в глаза и всю правду рассказал – Толстой-художник Показывает. А что?

Да ничего особенного. «Цыгане обувают на вокзале лоха».

Обуты… преображенный Пьер возвращается к жене. Сообщает ей, что будет жить на 2-м этаже, и формально оставаться ее мужем, - то есть, не оставляет бедной женщине выбора вообще, зато оставляет деньги в семье - и становится членом цыганского табо…. масонской ложи.

Обсуждает там проекты Великого Счастья, обеды по подписке, как нам обустроить мост через Фонтанку и т.п. вершины человеческой мысли. А по сути – сидит, как мышь, не дергается, и не трогает деньги. Чего и требовалось.

… забавное отступление. В финале книги Пьер вполне себе приземленно делает детей – одного за другим – Наташе Ростовой. Зачем надо было калечить показным евнушеством – да еще и при его темпераменте (Пьер не вылезал из борделей) - несчастную Елену Курагину, созданную для любви, одному Богу ведомо. И, конечно, его заместителю на земле, Петру Безухову.

Собственно, о чем говорит нам эпизод? О том, что чудовищем, в распоряжении которого власть, деньги, влияние… можно было манипулировать с легкостью необыкновенной. Почему? Потому что он, с одной стороны – атлант. С другой – обычный русский дурак, который дальше своего носа не видит, но при этом считает себя невероятно умным. Все его не так понимают. Простого человеческого счастья ему мало. Он Не Такой. А какой? А никакой. К нему прилетели из далекой Галактики пришельцы – Романовы – и засунули в голову чип. А там - круг, колесо, письменность, кодекс чести, другие ништяки! Он – с чипом же! - решил, что сам с усами.

Ну, и столкнулся на полустаночке со старичком, - случайно - который попросил наклонить голову, поковырялся в ухе Атланта, и поменял чип. Через каких-то 50-70 лет Атлант стал шипеть, ходить задом наперед и кусать Галактянина, который подходил к нему почистить провода, подстричь когти, проверить температуру, дать лекарств. Так наступила «Великая Февральская Революция».

Старичок, встреченный Безуховым, кстати, вовсе не такой беззубый, как нам кажется. Помимо манипуляции миллиардером, - ерунда какая - он может всякое разное другое. Что например? Ну-у-у-у….
Не казалась ли вам странной смерть Елены Курагиной? Давайте я напомню обстоятельства.

Война. Пьер Безухов - официально еще муж - попадает в концентрационный лагерь французов. В смысле не «концентрационный лагерь» французов, а – концентрационный лагерь французов. В 1812 году, да. Там русских кормят травой и гонят маршами смерти, пристреливая отставших. Да, и офицеров и гражданских дворян в том числе.

По свету – я, конечно, не о белом, а о Высшем, - разносится весть о том, что Пьер умер.

Еще раз. Его состояние – крупнейшее в России. Единственная наследница – Курагина (в замужестве Безухова). Она в это время вроде как принимает католичество и собирается замуж не очень ясно, за кого. Говорят, вообще за двоих! Ясно, что это – скандал, который может привести к санкциям императорской власти. В монастырь не сошлют, не 17 век, но из страны вышлют.

Говоря проще – гигантский куш вот-вот останется без присмотра. Муж умер, жена собирается вступать в полигамный «брак». А деньги?... «Раненый слон упал в воды реки Амазонка».

После этого Елена, до того благополучно отмахавшая тысячи эро-марафонов… случайно и сразу беременеет и умирает от подпольного аборта.

Княгиня в девичестве. Графиня в замужестве. Миллиардерша.

Зачем представительнице высшего общества, совершенно свободного в плане либертинажа – это и отличает высшее общество от плебса – это вообще делать? Женщины ее положения запросто рожали от любовников, и отправляли карапузиков в деревню. Так появлялись дворянские роды – Бобринских, Юрьевских, баронов Пасхиных и др.

Зачем было в стадии развития медицины, когда даже простые роды грозили смертью, рисковать собой как последняя крестьянская баба? Незачем.

Особое издевательство – официально Курагина, якобы, умерла сама в полном одиночестве, тк решилась сделать все тайком, и ни одной горничной рядом не оказалось. Это – о том самом обществе, где дворовой человек был не больше, чем вещью. И при котором могли спокойно справлять естественную нужду. Потому что дворовой был – животное. Как собака или кот. Кстати, в самом деле был. Человеком его еще только делали. Как 200 лет до того сделали людьми тех же Курагиных.
Поэтому княжна ну никак не могла поступить настолько абсурдно, нелепо и пойти против всех базовых установок поведения своего общества.

Да она и не делала она ничего. Пришел врач. Свой, проверенный. Семейный. Правда, перед этим заглянул к папА. Там сидел старичок. Все объяснили. Дал врач Элен лекарства, чтоб спать лучше или чтоб румянец ярче горел. Сука выпила. Сдохла. Князь Курагин вздохнул. Вытер слезу. Позвонил куда надо. «Спасибо, голубчики».

Безухов, кстати, объявился (третье чудесное спасение после дуэли). Но значительная часть денег уже куда-то «исчезла». «Княгиня много тратила». Пьер все понял, вопросов задавать не стал, сократившееся втрое состояние принял молча, с благодарностью. В суд не подавал, разборок не устраивал, причинами поправки дел тестя не интересовался. Само собой, там не только тесть.
Как говорили сборщики каучука в Конго, не выполнившие норму - «спасибо, что оставил мне вторую руку, белый маста». Кто не в курсе - там отстающим отхватывали половину состоя… конечностей:)
Тут мы плавно перемещаемся к финалу романа.

Сцена ссоры Безухова с Н. Ростовым.

Безухов – все еще дурак как личность (ищет Верховный Разум), но поумневший в плане социальных отношений (не рыпается). Он все понял, он не дергается, понимает, что ему Очень повезло: во-первых, живой, во-вторых, отобрали всего две трети имущества. Для начального расклада – «глупый бастард чудом получает наследство от папаши в бессознанке» - это Супер финал игры. Еще и жениться на ком хочешь разрешили. Фантастика! И Куда Надо звонить, если что, номер знает.

Бывший прямой военный дурак Н. Ростов тоже поумнел. Даже так – заматерел. Он – аллигатор, который за 10 лет в реке стал большим. Он отжал бабло Болконских у бедного наследника Николеньки, и поселил того приживалом в доме. В ожидании, когда жизнь сделает свое дело. 19 век, нет антибиотиков, высокая смертность, да и услать в Швейцарию на учебу всегда можно – а там, без присмотра, алкоголь, бордель, сифо… простуда… Шансы на то, что мальчик выживет – а если и дотянет до совершеннолетия, то получит деньги, - невысокие. «Господь приберет». Если не приберет – ничего страшного. Дадут мальчишке его долю. Одну пятую вместо пяти пятых. Тоже нормально.

Сразу скажу, что Н. Ростова не осуждаю. Он ведет себя как аллигатор в воде. То есть, Естественно. Аристократ – человек-собственность. Он – норманн, конкистадор, хищник, и окупает право владеть имуществом и распоряжаться чужими жизнями тем, что ведет за собой страну и гибнет за нее. Ростов имеет право бить по морде дворового, потому что благодаря ему дворовой жив. Иначе бы он умер в концентрационном лагере. Тогда – французском. Также Ростов имеет право сжить со свету Николеньку Болконского, потому что тот – слаб, и состояния не удержит. Приплывут другие акулы. Будет драка. Сожрут и Николеньку и всех его близких. Так что это жестоко, но справедливо. Проще льву Ростову удавить котенка Николеньку от чужого приплода, и быстро наплодить своих, чем разбираться с ватагой львов.

И вот, ссора. Безухов по привычке чешет что-то про Великий Идеал (царя, царя убить, короче), а Н. Ростов внезапно для себя говорит, что если ему прикажут, будет стрелять по таким, как Безухов. Безухову, кстати, подпевает старый дурак генерал Денисов (наш партизан Давыдов) , которому по службе не тот циркуляр прислали, и он теперь считает, что из-за этого надо «к ебени матери всю армию разогнать».

Здесь старый добрый Николай внезапно – дурак, дурак, а понимает, за что держаться надо - предстает перед нами в роли мученика Милорадовича, подло застреленного в спину подонком-«декабристом» Каховским. Жалко, что в 1917 году таких Ростовых в России почти не осталось… Но тогда, в далеких 20-хх годах 19 века, Ростов и Безухов, поспорив, расходятся спать.
2
Пользователь lesamohval сослался на вашу запись в своей записи «Пьер Безухов - если глядеть без очков» в контексте: [...] Оригинал взят у в Пьер Безухов - если глядеть без очков [...]
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Пьер Безухов - если глядеть без очков» в контексте: [...] Оригинал взят у в Пьер Безухов - если глядеть без очков [...]

Да, про встречу со старичком сейчас совершенно иначе читается, я тоже обратил внимание.
Еще заметил, что пытаясь нарисовать образ законченного мерзавца в виде Долохова, Толстой описал крайне модный нынче тип "высокоэффективного социопата", то есть психопата-манипулятора, прям в точном соответствии со специальной медицинской литературой, появившейся спустя полвека в Америке. Все сходится вплоть до выражения лица и взгляда.

Опять-таки, к вопросу о силе искусства.
Я тоже сторонник подхода, при котором цели автора и цели его таланта надо рассматривать отдельно. Причем если в литературе это проявляется только у наиболее талантливых людей, способных выстроить в голове огромную сложную систему, уже живущую там своей жизнью, то в кино, где задействованы тысячи людей, коллективное бессознательное вылезает в каждом фильме, даже (особенно) посредственном.

memento_iv_mo

February 6 2017, 18:12:49 UTC 2 years ago Edited:  February 6 2017, 18:14:11 UTC

Здесь я бы говорил не про героев, а про автора. Толстой гениальный писатель, но политический мошенник. Умудрился написать "войну и мир", обойдя главную интригу войны. О которой, как представитель российской элиты и дворянин, несомненно, знал. У меня об этом был пост, со ссылкой на историков и оригинал.
Ссылку не дадите? Вам самому же ведь проще найти!
Вот здесь.
(Я и так не слишком церемонюсь. А везде натыкаюсь на напоминание, что на себя ссылаться неприлично.)
Я не согласен с тем, что неприлично ссылаться на себя! КАКАЯ РАЗНИЦА, кто написал текст, если текст удачный? Принцип, согласно которому можно ссылаться на кого-то, но при этом нельзя на себя - это глупость какая-то, по-моему.
Я еще советую крайне интересную книгу О. В. Соколова "Битва двух империй". Вот автор, чтобы сразу было ясно : )

У него лекция была про молодого Наполеона недавно, на ютубе (у Гоблина-Пучкова). Ничо так, мне понравилась. Там будут продолжения.
А можете дать ссылку на эту лекцию у Гоблина?
\\\\ эту лекцию у Гоблина
3десь.
Но это всё "архитектура". А нас, стойких последователей хазинизма-щегловизма должны интересовать, как водится (барабанная дробь....) ротшильды. Которые (братья) банкуют в это время и в Британии, и во Франции. И рубят бабло на один семейно-клановый карман, в то время, как лохи рубятся на полях сражений.
Спасибо!

Нет, Щеглов очень недоверчиво относится к идее, что Власть якобы заставляет своих вассалов воевать между собой. Ведь в конечном итоге главная социальная функция Власти (объективно) - поддержание мира и порядка на подвластной территории.
Про ментовские войны слыхали? Подчиненные только и делают, что воюют за влияние на начальника, и только торжество гуманизма новейшего времени мешает министерским чиновникам или корпоративным менеджерам устроить коллегам кровавую бойню.
Каким образом сюзерен может быть заинтересован в серьезной войне его вассалов между собой?
Сюзерену, натурально, одна головная боль. В войне заинтересованы вассалы.
Опять-таки, какой же он им сюзерен, если не может их обуздать?
В таких случаях всегда стоит вопрос оптимизации энергозатрат. С одной стороны сюзерену нужно разводить по углам вечно конфликтующих вассалов. С другой стороны ему нужно вести войну с соседним вассалом за внимание и милости СВОЕГО сюзерена. Если увлечешься миротворчеством в своих рядах, пропустишь удар от коллеги.
С другой стороны, чрезмерные конфликты между вассалами снижают конкурентоспособность сюзерена. Поэтому должен существовать некий оптимальный уровень "здоровой" конкуренции вассалов между собой.
Я сейчас попытался порассуждать на эту тему, чтобы понять, как связан этот "оптимальный уровень конкуренции вассалов" с этажом в иерархии власти. Но не смог найти однозначного ответа.

Возьмем два крайних случая: король и барон. У короля нет сюзерена, и потому его вассалы - это всё, что он имеет во Власти (как и прежде, я считаю собственно корону и проч. лишь ресурсом управления, а не Властью в собственном смысле слова). Потому чрезмерная конкуренция вассалом между собой - это де-факто смерть всей группировки, разделение её на враждующие партии, то есть, смерть короля в качестве короля. С другой стороны, чрезмерное дружелюбие вассалов между собой тоже ослабляет позиции короля, а пределе - делает его излишним.
С другой стороны, для барона связь с его сюзереном гораздо важнее, чем связь с его собственными вассалами, так как они слабы и своих вассалов уже не имеют. Барону нечего бояться, что эти люди объединятся между собой и исключат его из игры, потому что даже вместе они ничто, а он для них - Власть. Потому у него нет мотива провоцировать их конкуренцию, зато есть мотив сдерживать эту конкуренцию, ибо какой от них толк, если они лишь дерутся между собой?
Итак, складывается гипотеза, что чем выше иерархический уровень, тем выше и уровень "оптимальной" конкуренции между вассалами.
Но когда я пытаюсь рассуждать дальше в этом направлении, картина запутывается. Излагать эту путаницу я не буду, просто констатирую факт, что всё сложно.
На этом этапе достаточно понять, что нет никакой идиллической группировки лично преданных друзей. Есть ожесточенная борьба на всех уровнях. И чем выше уровень, тем ожесточеннее борьба, просто потому, что ставки выше. Дворник, воюющий с уборщицей за расположение начальника ЖЭКа, добивается премии в 1000 рублей. А у министров, борющихся с сенаторами, цена вопроса - миллиарды. Тут ожесточишься.

Вы предполагаете, что выгода быть во Власти для вассала - доступ к ресурсам властной группировки. Но ресурсов - ограниченное количество, а вассалов много. И каждому хочется больше, ведь если у него не хватит ресурсов, его вообще устранят от раздела пирога.
> если у него не хватит ресурсов, его вообще устранят от раздела пирога.

Главное достоинство вассала - не ресурсы, а надежность, преданность сюзерену. Если это есть, то ресурсы дадут.
Ага, в демонстрации большей преданности и состоят вассальные войны. Ну и, разумеется, в ликвидации или хотя бы компрометировании конкурента.
Ну, умный сюзерен должен сказать "Мальчики, не ссорьтесь" :)
Я обычно видео, попадающее в ленту, вообще не смотрю. Но его двухчасовую лекцию о битве при Креси отсмотрел на одном дыхании. Он прекрасный лектор, а поединок двух настоящих рыцарей сразил студентов наповал : )
Если можно, разместите здесь ссылку на это видео. И вообще, не стесняйтесь размешать у меня ссылки на ресурсы, которые Вам нравятся: я вполне доверяю Вашему вкусу.
Спасибо!