Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Ленин в молодости

Цитирую:

[Spoiler (click to open)]Первая статья Ленина написана в 1893 году. Концом этого же года датируются первые дошедшие до нас письма.

Между тем по обстоятельствам жизни Ленин (родившийся в 1870 году) несомненно вёл активную переписку до 1893 года. Его адресатами были члены семьи, часть из которых постоянно находилась в других городах, а также многочисленные родственники со стороны матери. У Марии Александровны Ульяновой-Бланк было четыре сестры, все имели по нескольку детей и поддерживали с Ульяновыми тесные личные и деловые отношения.

Эта переписка с родственниками не сохранилось, также отсутствуют письма матери.

В эпистолярном наследии удивляет отсутствие переписки со школьными друзьями и вообще упоминаний о гимназической жизни. Видимо, это следствие того, что Ленин бойкотировался одноклассниками, как грубый и наглый любимчик гимназического начальства.

В опубликованной переписке нет также упоминаний об отце и старшем брате Александре. В подростковом возрасте у Ленина были конфликты с отцом на религиозной почве. Учитывая вспыльчивость и раздражительность людей, склонных к инсульту, можно предположить, что Илья Николаевич умер во время или сразу после очередной ссоры с сыном, и фигура умолчания в переписке объясняется подавленным чувством вины.

Что касается старшего брата, то Александр в семье считался не от мира сего, карьерные надежды целиком связывались со средним сыном. Ленин-подросток относился к брату скептически и всячески его высмеивал. После смерти отца в январе 1886 года Николай в отсутствие старшего брата и старшей сестры стал вести себя как глава семьи, грубо обходясь с матерью. На почве этого между ним и вернувшимися из Петербурга на летние каникулы Александром и Анной возник конфликт.

Участие Александра в подготовке покушения на царя он воспринял как идиотскую выходку, поставившую под удар благополучие семьи и прежде всего самого Ленина. Первоначально у Николая и в мыслях не было заниматься революционной деятельностью, в школе он был примерным учеником и намеревался поступать на юридический факультет Петербургского университета – исконное место учёбы государственных карьеристов.

Из-за казни брата в мае 1887 он был вынужден поступить во второклассный Казанский университет. Как последствие "чумного поцелуя" брата Николай воспринял и последовавшее вскоре исключение из этого учебного заведения.

Радикально настроенные студенты отнеслись к брату казнённого преувеличенно сочувственно, он был принят на равных в компании старшекурсников. На домашнего юношу, не пользовавшегося в гимназическом коллективе авторитетом, это произвело опьяняющее впечатление. Ленин под влиянием минутного настроения принял участие в студенческой стачке и был исключён с волчьим билетом.

Отрезвев, он горько раскаялся в содеянном и несколько лет упорно доказывал свою политическую благонадёжность, подавая прошения с просьбой продолжить образование, сторонясь любых нежелательных контактов. Некоторое время молодой Ленин даже пытался вести жизнь помещика, занимаясь сельским хозяйством в купленном в 1879 году имении Алакаевке.

Наконец осенью 1891 года ему удаётся получить диплом юриста и устроиться помощником присяжного поверенного в Самаре. Сдав экзамены экстерном в Петербургском университете, аутсайдер Ленин и по времени, и по "качеству" догнал сверстников, продолжавщих стандартное образование. Однако вскоре выяснилось, что никаких судебных талантов у начинающего адвоката нет. Судебные дела он регулярно проигрывал, отношения с коллегами у лично антипатичного и неуживчивого молодого человека не складывались. Некоторый интерес вызывало как раз то, что Ленин всеми силами пытался забыть, – близкое родство с "тем самым" Ульяновым. Для амбициозного карьериста такого положение дел было невыносимо, родственники вспоминают, что в это время Ленина довела до слёз чеховская "Палата №6".

В конце концов после очередной служебной неудачи Ленин продаёт самарское имение (тоже заброшенное и сдаваемое в аренду) и уезжает из провинции в столицу. С этого периода (осень 1893 года) и начинается его "революционная" деятельность.

В советское время "неправильное шестилетие" претерпело кардинальную идеологическую трансформацию. Реальные обстоятельства жизни молодого Ленина были объявлены несуществующими, а скудная фактическая основа заполнилась ничего не значащими обтекаемыми фразами: "участвовал в первых марксистских кружках", "поддерживал связи с революционерами", "изучал социалистическую литературу".

Поскольку данных о революционной деятельности Ленина в его ранней переписке не было, таковая благополучно "не сохранилась".

1. Инкубация (1887-07.1900)

Известие об аресте и казни Александра Ульянова – члена уважаемой в городе фамилии – произвело на жителей Симбирска (небольшого городка с 30-тысячным населением) впечатление разорвавшейся бомбы. Ульяновым объявили бойкот, они были вынуждены спешно, в течение месяца, уехать от позора. Местом жительства была выбрана Казань. Выбор объяснялся несколькими обстоятельствами. В Казани находился университет, в котором предполагал учиться Ленин, в Казани жили близкие родственники. Кроме того, 150-тысячная Казань по тем временам была крупным городом, в нём гораздо легче было сохранить анонимность.

В конце 1889 года Ульяновы переехали в Самару, а осенью 1893 года в Москву. Ленин в Москву не поехал и поселился в Петербурге. Там Николай устроился в качестве помощника к присяжному повереному Волкенштейну, но заниматься адвокатской практикой не собирался. Переезд в столицу знаменовал выбор карьеры радикального публициста. В этот момент Ленин ещё не планировал заниматься нелегальной деятельностью. Скорее его прельщала роль Михайловского: человека, страдающего пассивно из-за декларируемых убеждений, но не занимающегося подрывной деятельностью непосредственно. Именно по этому пути пошёл его сверстник и в определённой степни позитивное альтер эго Пётр Струве. Однако Ленин по обстоятельствам темперамента быстро втянулся в нелегальную деятельность. Эволюция была неизбежной, но вряд ли вполне сознательной.

Его первые литературные опыты оказались малоудачными. В общем, до конца жизни он так и не научился писать, хотя писал много, постоянно и на различные темы. Как литератор Ленин значительно уступает Бронштейну, Собельсону, Цедербауму и другим социал-демократическим публицистам. Однако он нашёл своего конька в нападках на народников, обратив на себя внимание безапелляционностью суждений, напористостью и даже руганью. Содержания в ленинской критике было ни на грош – по тому времени это было политкорректное ломление в открытую дверь, - но именно эта заурядность облегчила его вхождение в среду радикальной социал-демократической молодёжи.

В мае 1895 года Ленин впервые в жизни отправляется за границу. Поездка длилась свыше четырёх месяцев. Кроме посещения курортов, приятного времепровождения в Швейцарии, Германии и Франции, Ленин встречается с лидерами русской социал-демократической эмиграции Плехановым и Аксельродом. Молодой человек производит самое благоприятное впечатление, ему даются пароли и "домашние задания". Ленин воспринимает удачную аудиенцию как головокружительный успех и с азартом окунается в революционное подполье. Смысл его усилий заключается в попытках направить зарождающееся профсоюзное движение во вредительское антигосударственное русло. На этом этапе он лишь исполнитель воли Плеханова и Аксельрода. В дальнейшем забастовки планировалось использовать для оказания давления на русское правительство.

Через несколько месяцев крайне неумелой подпольной деятельности Ленина арестовывают, год содержат в предварительном заключении и весной 1897 года высылают на три года в Восточную Сибирь.

В антиленинской литературе всячески принижают выпавшие на его долю испытания. Год в тюрьме избражается чуть ли не оздоровительным курсом санатория, а сибирская ссылка - средиземноморским курортом. Тон тогдашней переписки Ленина, неизменно бодрый и шутливый, казалось бы, подкрепляет подобные спекуляции. Между тем и тюрьма, и ссылка в Сибирь – тогда далёкую колонию - были серьёзными испытаниями. Некоторые соратники Ленина сошли с ума, умерли, застрелились. Бодрое настроение ссыльного Ленина объясняется не лёгкостью обстановки, а эйфорией от всеобщего внимания и благожелательных протекций. Ленин впервые приобрёл некоторую популярность. Даже свои сердечные дела он довёл до счастливой развязки благодаря тюрьме и ссылке. Сосланная в Уфимскую губернию Крупская поехала отбывать наказание в Сибирь, чтобы стать супругой пламенного революционера (в Сибирь поехала и мать Крупской). А главное, Ленин прекрасно понимал, что правительственные репрессии – неизбежный этап карьеры профессионального революционера. Сравнительно небольшой срок по нашумевшему делу, при образцовом поведении во время следствия, да ещё учитывая повешенного брата-террориста, обеспечивал ему прочное положение в эмиграции.

Не следует переоценивать политический радикализм Ленина этого периода. По своим взглядам он был молодым левым интеллигентом, вроде Потресова, Цедербаума, даже Струве или Туган-Барановского.

В период ленинской ссылки разгорелась полемика с "экономизмом", неким течением в марксизме, якобы стремящимся сконцентрировать борьбу рабочих на узкопрофессиональных интересах. Это был ярлык, навешенный стариками из заграничной группы "Освобождение труда", боявшимися конкуренции со стороны русской молодёжи. Реально термин ничего не обозначал, например, Ленина можно упрекнуть в том же самом.

Мастером навешивать талмудические ярлыки был Аксельрод, через несколько лет он подведёт такой же "идеологический базис" под политическую грызню между большевиками и меньшевиками. Ленин и Цедербаум, отрезанные ссылкой от партийной жизни, яростно поддержали Плеханова и Аксельрода. Им было важно сохранить связь со старой эмиграцией и закрепить именно за собой имидж представителей нового революционного поколения. Благодаря этому была скомкана партийная карьера многих социал-демократических сверстников Ленина и Цедербаума. Часть из них подобно Струве была оттеснена к более терпимым кадетам, другие были допущены в ряды социал-демократии заведомо на вторых ролях и после предварительных покаянных процедур (Гольдендах, Пиккер). Третьи, подобно Тахтарёву зареклись впредь ступать ногой на идеологическое поле чудес. Благодаря этому никакого "ревизионизма" в русской социал-демократии не возникло. И большевики и меньшевики всегда были ортодоксальными "каутскианцами" плехановско-аксельродовского типа, то есть германскими социалистами образца 80-х годов ХIX века.
Что было бы, если бы Ленин и Цедербаум не были бы насильственно изъяты из столичного процесса кристаллизации отечественной социал-демократии? Скорее всего, они бы поддержали сверстников против Плеханова и Аксельрода, постаравшись их возглавить. Но такой вариант развития событий указывает тот факт, что даже после возвращения из Сибири Ленин рекомендовал для работы в "Искре" Струве, чем вызвал раздражение Плеханова.


2. Выбор цели (07.1900-07.1903)

В 1900 году Ленин возращается в Европейскую Россию, некоторое время живёт в Пскове, совершает ряд личных и деловых поездок по российским городам и в конце июля уезжает в Швейцарию. Проведя переговоры с Плехановым, перебирается в Мюнхен. Здесь он вместе с Цедербаумом и Потресовым издаёт социал-демократическую газету "Искра". В редакцию входят также "старики" Плеханов, Аксельрод и Засулич. С самого начала между старой и молодой частью редакции устанавливаются неприязненные отношения, до поры до времени сглаживаемые общей задачей. В эмиграции есть другой центр кристаллизации российских социал-демократов – группа "Рабочее дело". Все усилия "Искры" направлены на оттирание конкурентов от зарубежных финансовых источников. На фоне "рабочедельской опасности" искровцам удаётся сохранить единство.
В апреле 1902 года Ленин уезжает в Лондон, так как германское правительство запретило издавать на своей территории антирусскую газету.
Здесь следует остановиться на "проблеме локализации". Дело в том, что Ленин постоянно переезжал с места на место, у него никогда не было собственного жилья. Кроме того, из временного пристанища он постоянно совершал поездки, иногда весьма продолжительные. Подобная непоседливость объясняется не только служебной необходимостью, но и природными чертами характера. До революции вполне оседло Ленин жил только в Симбирске. Если принять за точку отсчёта относительно постоянное место жительство Ленина, то первая эмиграция распадается на мюнхенский период (август 1900 – апрель 1902), лондонский (апрель 1902 – апрель 1903) и женевский (май 1903 – ноябрь 1905).
Живя в Лондоне, Ленин в феврале 1903 года выезжает в Париж, где читает лекции в так называемой "Русской высшей школе общественных наук". Из числа слушателей и преподавателей РВШОН вскоре было сформировано руководство всех опозиционных партий России, её учредителем был глава русского масонства М.М.Ковалевский.
Внешне 1900–1903 годы - это продолжение периода "интеллигентного Ленина", в число его друзей и соратников входят такие люди, как Цедербаум, Плеханов или Потресов, в РВШОН он читает лекции наряду с Милюковым или Черновым. Но ожесточённая борьба с эмигрантскими группировками и до поры до времени скрытое, но всё увеличивающееся соперничество внутри искровцев быстро формируют Ленина следующего периода: расчётливого цепкого политика и одиозного скандалиста. Кроме того, в этот период формируется "Ленин-теоретик". Если в период ссылки он искренне считал себя рядовым марксистом, то теперь, ведя с Плехановым ожесточённые, хотя и скрытые от посторонних идеологические споры по поводу программы партии, Ленин начинает пробовать себя в роли партийного идеолога.
Втягивание с головой в эмигрантские кружковые дрязги отдаляет его от русской интеллигенции. В этот период происходит размежевание между "легальными марксистами", в своей массе имеющими высшее образование, и "ортодоксами", недоучившимися студентами, а зачастую и просто необразованными людьми. Струве, Бердяев, Булгаков или Туган-Барановский тоже занимались в этот период политической деятельностью, по русским условиям иногда весьма грязной, однако это всё-таки не демагоги и не политиканы, а ученые и философы. Полемика между ними и социал-демократами была встречей двух культур: с одной стороны - аргументы и стремление установить истину, с другой - ругань, заушение, навешивание политических ярлыков. Уже к периоду основания РСДРП с "социал-демократами" русским образованным людям было всё ясно. Произошло размежевание не партийное, а культурное.
Ленин по своему происхождению и воспитанию принадлежал к русскому образованному классу, но сознательно сделал выбор в пользу полуазиатских интеллигентов колониального типа. Возможно, им двигали карьерные соображения ("молодец среди овец"), но в какой-то степени и патологические, хулиганские черты характера. К концу этого периода закрепляется непередаваемый ленинский стиль ведения полемики. Примерно такой (в шутку я взял в качестве объекта ленинской критики предмет его обожания):
"Карл Маркс был типичным интеллигентским лежебокой, публичным мужчиной, живущим за счёт богатенького “друга”. Извольте полюбоваться на эту слюнявую размазню, всю жизнь прятавшуюся за женину юбку от звонких пощёчин настоящих рабочих лидеров. Если бы сей субъкт хотя бы несколько лет поработал у станка, пообтёрся в пролетарской среде, то сразу бы забыл свою заумную галиматью, призванную развращать сознательных рабочих. Ублажать языкоблудствующих толстосумов, играя в детские бирюльки рабочей партии, отвлекающей пролетариат от настоящей задачи повышения заработной платы, – задача для политического шута. Господин Маркс десятилетия канканировал перед аплодирующей почтенной публикой, взяв себе свою “науку” и охорашиваясь в ней, как свинья в помойной луже".


Цитирую по: https://www.facebook.com/comunita.bl/posts/2049151052029677

Интересный комментрий от Дмитрий Мирошников

"Из числа слушателей и преподавателей РВШОН вскоре было сформировано руководство всех опозиционных партий России, её учредителем был глава русского масонства М.М.Ковалевский"

Как раз недавно обсуждали с Maksim Soloĥin, что Ковалевский был не просто главой Масонства, а его деятельным создателем. Причем, Великий Восток народов России создавался параллельно с этими самыми политическими партиями.
Т.е. всю политику от февраля к октябрю (а точнее, от января к октябрю) делала одна широкая тусовка со спектром от октябристов до эсдэков), включающая, кстати, часть революционно настроенных великих князей (которых потом первыми и кинули).

Добавлю от себя, что находилась эта самая РВШОН, естественно, в Париже.
1
Кстати, еще раз про гастробайтеров)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Вам в коллекцию) Я когда первый раз читал, плохо оценил, насколько там все красиво.

Кстати, у других глав там тоже загляденье в био)))
Да, "картина маслом".
Готовая страничка ненаписанной книги "История русской революции в судьбах".
Кстати, давно хотел спросить. Вы писали, что Илларион Воронцов-Дашков покровительствовал масонам в РИ при их появление.

Но я такой инфы не нашел (если не считать масонами "Священную дружину")). А не уточните, где появлялась подобная информация?)

palaman

February 17 2018, 12:59:49 UTC 1 year ago Edited:  February 17 2018, 13:02:19 UTC

Не поверите: от масонов )))

Но надо уточнить: он покровительствовал не масонам вообще, а конкретно ВВНР, который с точки зрения нормальных (либеральных) масонов - организация еретическая.

dmitriy

February 17 2018, 13:27:47 UTC 1 year ago Edited:  February 17 2018, 13:28:32 UTC

Ну, ИМХО ВВНР еритическая с точки зрения любых законных масонов.

Хотя с людями в фартуха я разгворы задушевные не виду) Так книжки почитываю)

Опять же, насколько знаю об обладателях циркулей и наугольников, они склонны легендировать свою деятельность, преувеличивая и приуменьшая.

А Дашков был одним из крупнейших аристократов и землевладельцев в РИ, друг царя. Т.е. я покровительство как раз не исключаю, но и не вижу. А тут как с рассказам про ложу в Царском Селе. Может была может нет, кто знает.

Впрочем, предполагаю, что властную группировку после смерти Aiii возглавлял именно он, а не Дагмар.
Великий Восток нерегулярен, а ВВНР нерегулярен даже по стандартам ВВ.
Я что-то пропустил, или Ульянов стал Николаем?
Естественно пропустили.Он Имел много псевдонимов.
Зачем юного Ленина называть Николаем?

Это цитаты из книги ДЕГ Николай Ленин. ДЕГ поясняет, что именно таков был полный псевдоним Владимира Ульянова, так он подписывал статьи и письма, и так именует его всю книгу по соображениям, которые излагает в прологе.

>Это цитаты из книги ДЕГ Николай Ленин.

Как Вам книга? Стоит прочитать?
Только если вас очень интересует личность Ленина. Большая часть книги - цитаты его публикаций и писем. Читать это очень тяжело. Все равно, что нырять в бассейн с дерьмом. Ленин не псих, и не психопат. Но из книги видно, как далеко может зайти вполне здоровый ум, если пойдет не туда.
Спасибо. Как раз очень интересует его личность.

Яйцо Рудолюб

February 20 2018, 01:35:25 UTC 1 year ago Edited:  February 20 2018, 01:45:28 UTC

Между прочим его друзья и соратники осевшие в штатах,считали,что Ленин психопат. Title:Leites, Nathan. A Study of Bolshevism (The Study of Man) (Book Review) Author / Creator:Bell, Daniel Published: American Jewish Committee Language: English Is Part Of: Commentary, Vol.20, p.179 Identifier: ISSN: 0010-2601 Creation Date: Jan 1, 1955 Запрос: Lenin complex of latent homosexuality Источник: http://library.harvard.edu Из личного архива Г. Зиновьева (письма в В.И. Ленину) Письмо Ленина к Григорию Зиновьеву (1 июля 1917 г.): "Григорий! Обстоятельства сложились так, что мне необходимо немедленно скрыться из Петрограда. Далеко уехать не могу, дела не позволяют. Товарищи предлагают одно место, про которое говорят, что оно вполне безопасное. Но так скучно быть одному, особенно в такое время... Присоединяйся ко мне, и мы проведем вдвоем чудные денечки вдали от всего... Если можешь уединиться со мной, телефонируй быстрее - я дам указание, чтобы там все приготовили для двух человек...". Ответ (сентябрь 1917 г.) "Дорогой Вова! Ты не поверишь, как я скучаю тут без тебя, как мне не хватает тебя и наших с тобой ласк... Ты не поверишь, я не прикасался ни к кому с тех пор, как ты уехал. Ты можешь быть совершенно уверен в моем чувстве к тебе и в верности. Поверь, ни к мужчине, ни, тем более к женщине, не прикасался и не прикоснусь. Только ты - мой близкий человек... Приезжай, не бойся, я все устрою наилучшим образом". "Милый Вова! Ты не отвечаешь мне, наверное, забыл своего Гершеле... А я приготовил для нас с тобой замечательный уголок. Мы сможем бывать там в любое время, когда только захотим. Это - прекрасная квартирка, где нам будет хорошо, и никто не помешает нашей любви. Будет так же хорошо, как и прежде. Я вспоминаю, какое счастье было для меня встретиться с тобой. Помнишь, еще в Женеве, когда нам приходилось скрываться от этой женщины... Никто не поймет нас, наше чувство, нашу взаимную привязанность... Приезжай скорее, я жду тебя, мой цветок. Твой Гершель". В конце октября товарищи по партийной борьбе, наконец, встретились. Случился октябрьский переворот, и Ленин вернулся в Петроград. Зиновьев выехал в это время в Москву руководить там завершением переворота. Оттуда он пишет Ленину: "Ильич! Все, что ты мне поручил, я выполнил. А что еще не успел, обязательно сделаю... Здесь очень тяжело и непросто, но меня согревает мысль, что уже через несколько дней я увижу тебя и заключу в свои объятия. Хранишь ли ты наше гнездышко? Не водишь ли туда других? Я очень переживаю тут, и только надежда на твою верность согревает меня... Целую тебя в твою марксистскую попочку. Твой Гершель".
Ленин - гомосексуалист? Это интересно. Вы уверены, что воспоминания Зиновьева достоверны?

Прочитав однажды подборку личных впечатлений от общения с Лениным, описывающих его дичайшие манеры общения, я стал всерьез подозревать, что в молодости ему хакнули психику очень жесткими методами. Вероятно, это произошло в этот шестилетний период, от которого не осталось писем. А может быть, еще в Симбирске, в период смерти отца.
Он производит сильное впечатление закодированного, получившего глубокую обработку психики методами НЛП. НЛП тогда еще не возникло, как термин, но техники-то, перенятые нлпистами, были. Например, были люди, обучившие Гурджиева.
За Симбирский вариант - невероятное совпадение с Керенским. За более поздний - уничтожение писем, там Ленин мог назвать имена, а манера писем могли слишком резко меняться.

Обратите внимание на другого Ковалевского – Осипа Михайловича. Польский шляхтич, состоял в тайном обществе филоматов, кураторами которого были французы. После разоблачения должен был прямиком пойти в Сибирь, но каким-то чудным образом оказался в Казанском университете, на должности «дядьки» при студентах.
Опять-таки, чудесным образом, кто-то решил, что О.М.Ковалевский будет буддологом и специалистом по Азии. Был отправлен в Забайкалье, Монголию и Китай.
Дослужился до должности ректора Казанского университета. Что за рассадник нигилизма и революционного студенчества Казанский универ – известно всем. Кроме того, Казань – крупнейший региональный центр масонства в РИ,
Профессор О.М.Ковалевский воспитал ряд азиатских аборигенов – Банзарова, Гомбоева и проч. в духе «революционного просвещения». Все они, совместно с учителем и ещё одной лобковой вошью – о. Иакинфом Бичуриным (окончил Казанскую духовную семинарию) – неоднократно посещали ссыльных декабристов.
Если Ковалевский – создатель «монгольской грамматики», то Бичурин – «китайской». Именно через Бичурина французские иезуиты, окопавшиеся в Пекине, клепали и «знакомили мир» с китайской «историей». Доходило до абсурда –Бичурин находил «древние китайские рукописи», в которых иероглифами слово зонтик был записан параплюем, т.е. зонтиком по-французски.
И вот десятки возов такого дерьма «китайских раритетов» О.Иакинф вывез в РИ. Правда, власть не оценила вклад «ученого» и главу духовной миссии отправила простым переписчиком на Соловки.
Кстати, в Россию из Китая, Бичурин возвращался через Францию. И умер, впоследствии как последнее чмо.
Именно благодаря Ковалевскому и Бичурину мир узнал о «Сокровенном сказании монголов», «Китайских хрониках» и прочих фальшивках, которые до сих пор проходят по разряду «истины в последней инстанции».
Необходимо упомянуть, что казанская зараза оказала заметное влияние на сибирских областников, а через них, на последующее поколение подлецов – Корнилова, например.
И это ещё не все нити, за которые можно, при желании подергать.
Вот так работают Люди. Это вам не россиянская многоходовочка!