Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Почему я не философ

По образованию я физик и потому должен проявлять известную скромность в отношении гуманитарных предметов: мало ли, может быть, я просто не понимаю чего-то важного, причем не понимаю до такой степени, что даже не понимаю того, что я этого не понимаю. И потому я прошу не слишком строго судить мои робкие попытки сказать какое-то собственное слово в философии.

Физика - как и литература, к примеру - плод совместных усилий десятков и сотен тысяч людей на протяжении многих поколений. Причем из этих людей сотни умнейших, которым я и в подметки не гожусь, десятки гениев и единицы полубогов вроде Ньютона или Эйнштейна. Таких как я там были многие тысячи или даже многие десятки тысяч. Но все-таки, когда я изучал физику, я для глубокого усвоения накопленного веками материала пользовался особым приемом: я старался представить себе логику некоего воображаемого Человека, который придумал физику в одиночку, прямо с нуля, аки некий божественный Ономатет. Я пытался понять логику этого воображаемого человека, мысленно общался с Ним - и старался, насколько возможно, постичь физику от Него лично, "из первых рук". И таким образом как бы немножко самому стать Ономатетом, приобщившись Его мудрости. Теперь я понимаю, что такой человек в истории человечества был лишь один, и это был не простой человек, но Богочеловек Иисус Христос. А тогда я думал, что такого человека быть просто не может, что это лишь игра ума: люди просто не бывают НАСТОЛЬКО умны.

Философия отличается от физики тем, что здесь не единый Ономатет, но КАЖДЫЙ философ как будто начинает с нуля. Конечно, он опирается на тексты предшественников или даже на опыт живого общения с ними. Но для того чтобы стать полноценным философом, философ должен, как мне кажется, поистине сделаться Ономатетом. Вот тогда он философ. А пока этого не случилось, он не мастер, а ученик или в лучшем случае подмастерье, если не вовсе профан, выражаясь на масонском языке. Потому, в отличие от физиков, философы не создают единое здание единой Философии, но каждый философ рождает свою собственную философию. Сознавая свое заведомое бессилие на этом величественнейшем из поприщ, я никогда даже и не пытался стать настоящим философом, хотя время от времени и рождал тексты на философские темы. "Каждый сверчок, знай свой шесток".

Отсюда и мой скепсис в отношении философии. Я не вижу среди философов здесь на земле ни одного, кто мог бы достичь этой великой Цели и таки создать действительно заслуживающую внимания Философию. Хуже того. В этой реальности любая серьезная Вещь проверяется лишь на практике, и только практика может дать ответ на вопрос, соответствует ли данная философия Истине - или же является лишь игрой ума, создающего свою собственную отдельную реальность. В последнем случае я предпочитаю философии литературу и искусство, которые созданием реальностей занимаются более осмысленно и, так сказать, профессионально. Если реальность, созданная философом, чем-то существенным отличается от реальной реальности, философ должен на практике обнаружить нестыковку между той и другой реальностью. А сделать это можно лишь одним способом: попытавшись жить в соответствии со своей философией.

Между тем, в отношении практики философы обычно бывают крайне слабы. И за это упрекнуть их нельзя. Хорошо физикам: они изобретают, например, самолет. Изготавливают его (физики-инженеры) и летят на нем. Вот практика. Но эта практика опирается на опыт сотен тысяч физиков, десятка поколений физиков. А представьте физика, который в одиночку создал свою личную Физику и вздумал построить самолет. Взлетит? В лучшем случае, не взлетит. В худшем - влетит, но ненадолго. А потом костей не соберешь.

Вот например, материализм. Из теории материализма напрямую вытекает эвтаназия. Если верна философия материализма, то смерти нет. Я имею в виду, нет смерти с точки зрения самого умирающего. "Если есть я, то нет моей смерти. Если есть моя смерть, то нет меня." Настоящий философ, если он материалист, должен быть абсолютно бесстрашен в отношении смерти, и доказывать свое бесстрашие применением эвтаназии по всякому поводу. Материализм - это настоящая философия Ничто и Смерти как Абсолюта, к которому естественно устремляется всякий смертный человек, в котором он упокаивается как буддист в нирване. Материалист, боящийся смерти, так же смешон, как миллиардер, экономящий на еде или бытовых удобствах. А я ещё не встречал материалиста, который бы относился к смерти материалистически. Может быть, причина тут в естественном отборе? Может быть, настоящие материалисты прибегают к эвтаназии при каждом случае плохого настроения, когда случилось встать не с той ноги? И потому так редко встречаются в среде живых людей. А может быть, причина тут в том, что материализм - это философия халтурная по самой своей природе. Она и не рассчитана на практическое применение, но является чистой воды болтологией - теорией, изначально не рассчитанной на практическое применение.

Ненамного лучше обстоит дело и с философией бессмертия. Мне случалось общаться с философами, которые следовали этой теории на практике. Чем доказывается её гораздо большая реалистичность и серьезность. Если смерти нет, если нам гарантировано бессмертие - какие отсюда можно сделать практические выводы? Самые неожиданные и интересные! Например, отсюда можно заключить, что самоубийство есть вещь невозможная. Как бы ты ни старался себя извести под корень, тебе это не удастся! А тот факт, что мы время от времени наблюдаем самоубийц, приходящих к успеху, может служить (в рамках данной философии) доказательством, что реальность наша постоянно ветвится. И если в одной ветке мы наблюдаем труп философа, успешно покончившего с собой, то в другой ветке он живёхонек и наслаждается результатами практической проверки своей теории; он уже не просто болтун Блаблабла, но настоящий философ. Он построил свой самолет, и самолет полетел!

Один из моих друзей был именно таким, настоящим философом Бессмертия. Он ложился спать, подключив к себе адскую машину собственного изобретения, которая рано утром в заданный момент автоматически должна была пропустить через его тело 220 вольт. Этакий будильник-могильник. Кто из вас, дорогие профаны от философии, смог бы преспокойно уснуть, подключившись к этакой изуверщине?! И что же Вы думаете? Мой друг был настоящим Философом. На протяжении почти двух недель он просыпался на пару минут раньше установленного срока, спокойно отключал от себя провода и шел на утренний моцион - гулять по пустынным улицам спящей Москвы. Раннее утро - самое благодатное и благословенное время в городе! Каждый раз, просыпаясь живым и невредимым, мой друг получал новую порцию некой таинственной духовной энергии, энергии Бессмертия. В этом-то и состоит отличие просто теории, от теории, подкрепленной живой практикой: живая теория позволяет человеку летать. Потому что она дает Веру, а Вера - это сила, способная и горы переставлять.

Мы общались с моим другом-Философом, но он не слушал моих уговоров. Я убеждал его остановиться на достигнутом и не искушать Бога долее. Однако он желал двигаться дальше, идти до конца, так как хотел узнать, что там в конце. Я предупреждал его, что однажды он не проснется вовремя, адская машина сработает, и мы расстанемся навсегда. Ну, так что же, сказал он, смеясь. Это означает лишь, что наши реальности разойдутся, и ты потеряешь возможность общаться со мной. Так пользуйся ею теперь! От него действительно исходила какая-то Сила, которая с каждым днём возрастала; я её ощущал почти физически. Не знаю уж, была ли это сила Бессмертия, постепенно трансформировавшая смертного человека в бессмертного и бесстрашного, неуязвимого бога - или же дьявольская энергия самоубийцы, постепенно нисходящего во ад. Та или другая интерпретация зависит от системы отсчета, которой придерживаетесь лично Вы, уважаемый читатель.

Через пару недель он пропал. Не пришел на вечеринку, где мы обычно встречались. Я немедленно опросил всех общих знакомых и выяснил, что друг мой уже второй день не появляется в обществе. Полетел к нему в берлогу, и обнаружил там разлагающееся мертвое тело. Могу ли я предположить, что наши реальности разошлись, и где-то в параллельном мире он за эти годы, оставив в различных вариантах реальности тысячи тысячи смердящих трупов, уже достиг совершенной неуязвимости и может сегодня преспокойно выпрыгивать в окна небоскребов и гулять под пулями по минному полю? Моя православная вера удерживает меня от такого хода мысли, и я склонен думать, что несчастный друг мой убедился, что и реальность была лишь одна, и тело у него было одно-единственное, что милость Божья удерживала его на краю пропасти в эти последние две недели его земного бытия. И что "Бог долго терпит, но больно бьёт".

Конечно же, из философии Бессмертия не вытекают напрямую подобные чудовищные эксперименты над собой. Потому что эта философия - лишь первый робкий шаг на пути познания мира, притом шаг в правильном направлении. Если бы сознание моего друга не было поражено глупой инфекцией идеи "параллельных миров", ему бы и в голову не пришло делать из этой невинной философии подобные практические выводы, отвратительные и развратные с точки зрения Православия.

Но это как раз то, с чего я начал свою заметку: человеческая жизнь слишком коротка, а ум наш слишком слаб, чтобы мы могли успеть в этой жизни сделать в философии более чем первый робкий самостоятельный шаг. (Большинство и этого не успевает.) А любая практическая проверка, любой реально построенный "самолет" требует сотни таких шагов, иначе не взлетит - а если и взлетит, то скоро разобьется, как разбился самолет моего несчастного друга. Потому древние философы классической Античности философствовали не в одиночку. Они создавали школы, где помимо рассуждений практиковалась и мистика. Ведь что такое мистика? Это сравнительно осторожная и аккуратная проверка философии на практике, без адских машин и эвтаназий, при помощи лакмусовой бумажки "мысленного эксперимента", на уровне медитаций, видений и сновидений. В самом деле, имеет смысл сначала запустить бумажный самолетик, потом построить модель - а если она полетит, тогда уж рисковать жизнью. И то не своей, а для начала жизнью какой-нибудь морской свинки.

Потому я не философ, а мистик. Притом религиозный мистик, принадлежащий к определенной Школе и пользующийся опытом сотни предшествующих поколений. Такой путь я избрал, стоя над трупом моего друга и обоняя его густой аромат, наглядный плод философских заблуждений. Нет ничего более дорогого, чем глупость: за неё платят жизнью. А ошибочная философия - это наиболее опасная форма глупости, так как она поражает не отдельный аспект разума, но разум в его целом. Потому я не претендую на роль Мастера, а предпочитаю навсегда остаться скромным учеником, учеником единственного в мире истинного Философа и подлинного Ономатета.
Tags: философия
7
****Вот например, материализм. Из теории материализма напрямую вытекает эвтаназия. Если верна философия материализма, то смерти нет. Я имею в виду, нет смерти с точки зрения самого умирающего. "Если есть я, то нет моей смерти. Если есть моя смерть, то нет меня." Настоящий философ, если он материалист, должен быть абсолютно бесстрашен в отношении смерти, и доказывать свое бесстрашие применением эвтаназии по всякому поводу.

это не так, конечно
ошибочное рассуждение

я материалист и атеист

прекращение жизни это не только прекращение страданий, но и прекращение удовольствий, а также прекращение мыслительной деятельности
эвтаназия в данном случае поступок необратимое действие, которое прекращает мыслительную деятельность
вот из этого и надо исходить
Поводом для эвтаназии (в рамках материализма) является любая ситуация, когда количество удовольствия от жизни превышает количество страдания. Вот что я имел в виду, говоря "Настоящий философ, если он материалист, должен быть абсолютно бесстрашен в отношении смерти, и доказывать свое бесстрашие применением эвтаназии по всякому поводу."

Что же касается "мысленной деятельности"...

Мысленная деятельность сама по себе тоже не более чем источник страданий и удовольствий, и к ней тоже относится сказанное. Ведь мысленная деятельность так же прекращается в момент смерти материалиста, как и физическая деятельность!

У нас верующих это не так, и мысль продолжает жизнь после смерти тела. Потому для нас мысль более ценна чем это смертное тело. Но то у нас - но не у материалистов. "Особое" отношение к мысли унаследовано культурой материализма от христианства, чьи незаконнорожденным потомком материализм и является (внуком, от деизма), а самом материализме оно не имеет корней.
****А ошибочная философия - это наиболее опасная форма глупости, так как она поражает не отдельный аспект разума, но разум в его целом.

это верно
как и еще опаснее мистицизм

****Потому я не философ, а мистик. Притом религиозный мистик, принадлежащий к определенной Школе и пользующийся опытом сотни предшествующих поколений.

в частности догматический мистицизм восходящий корнями к малознанию и безграмотности

Вред от любой веры, философствований, медитаций, религий, заключается в генерации высоко приоритетных неадекватностей.
Любые идеи неадекватные реальности, но воспринимаемые как реальность, приносят вред.
Неадекватность реальности вредна.
Чем больше идея искажает реальность, тем больший вред она приносит.
Любая идея о реальности должна быть обоснована и проверена на реальности.
Доверие, уверенность, вера это личные убеждения на основе системы значимости.
Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно.
Точность мышления есть нравственная обязанность того, кто к этому мышлению приобщен.
Замусоренное сознание => неопрятное мышление.
https://deep-econom.livejournal.com/34008.html
> догматический мистицизм восходит корнями к малознанию и безграмотности

Что может быть более безграмотным, чем это утверждение, основанное исключительно на незнании?
****Что может быть более безграмотным, чем это утверждение, основанное исключительно на незнании?

только ваш вопрос )
Разве вопросы бывают безграмотными?

Вопросы бывают "глупыми". Но на свете нет ничего более ценного для развития ума, чем "глупые" вопросы.
бывают безграмотными )

palaman

July 5 2018, 05:11:10 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 05:11:33 UTC

> Чем больше идея искажает реальность, тем больший вред она приносит.

Совершенно верно!

Именно поэтому материализм - из числа самых вредных философий.
Ведь он чудовищно искажает реальность.
совсем не искажает )
идет обобщение повседневного опыта
выдвигаются теории, которые потом проверяются на практие

это сродни составления карты местности
не фантазируем о местности, а исследуем
Как проверить на практике, что после смерти ничего нет?

Ведь именно это написано на Вашей карте, не так ли?
> Вред от любой веры, философствований, медитаций, религий, заключается в генерации высоко приоритетных неадекватностей.

Вы уверены, что от ЛЮБОЙ веры?

Тогда Вы опровергаете сами себя. Ведь материализм - это тоже вера.

Вы не можете ЗНАТЬ, что со смертью все кончается. Вы лишь ВЕРИТЕ в это. Не так ли?
****Тогда Вы опровергаете сами себя. Ведь материализм - это тоже вера.

это миф о материализме, материализм это научная теория скорее
материализм не нуждается в вере
не путать веру, доверие, гипотезу, теорию
> материализм это научная теория

Вы по-видимому имеете о науке столь же смутное понятие, как и философии.
Попробуйте научно обосновать, что после смерти ничего нет.

Или для начала более простая задача: научно обоснуйте, что вообще хотя бы что-то существует.

deep_econom

July 5 2018, 05:25:14 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 05:26:25 UTC

***Вы по-видимому имеете о науке столь же смутное понятие, как и философии.

вполне имею

****Попробуйте научно обосновать, что после смерти ничего нет.

отсутствие достоверных свидетельств в пользу того, что там чтото есть служит причиной выдвижения гипотезы, что вероятнее всего нет
мат.метод вероятностный - метод наибольшего правдоподобия

****Или для начала более простая задача: научно обоснуйте, что вообще хотя бы что-то существует.

это тоже несложно
начинаем с декартового "мыслю, следовательно, существую"
далее постепенно усложняем модели мира и сверяем с реальность

ps
**Вы думаете, Б-га, что ли, нет?

думаем, а следовательно, нет ))
>> Попробуйте научно обосновать, что после смерти ничего нет.

> отсутствие достоверных свидетельств в пользу того, что там чтото есть служит причиной выдвижения гипотезы, что вероятнее всего нет

Верно! Это всего лишь гипотеза. И материализм строится на вере в истинность этой гипотезы.
Если Вы допускаете возможность, что после смерти что-то есть - то какой же Вы материалист? Если же Вы такой возможности не допускаете, стало быть, Вы верите в истинность данной гипотезы.
***И материализм строится на вере в истинность этой гипотезы.

это ваше неправильное понимание того, на чем строится материализм
Если Вы допускаете возможность, что после смерти что-то есть - то какой же Вы материалист?

palaman

July 5 2018, 05:34:26 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 05:36:40 UTC

>> научно обоснуйте, что вообще хотя бы что-то существует.

> это тоже несложно
начинаем с декартового "мыслю, следовательно, существую"

А откуда следует, что Вы мыслите?
Пока что это ни в чем не проявилось. Тут у меня появляются на экране какие-то буквы, но они могут быть и плодом работы какого-нибудь бота, нейросети, устройства, начисто лишенного субъективной жизни.
“отсутствие достоверных свидетельств в пользу того, что там чтото есть служит причиной выдвижения гипотезы, что вероятнее всего нет
мат.метод вероятностный - метод наибольшего правдоподобия”.

Такие вопросы не решаются методом вероятности.
> Такие вопросы не решаются методом вероятности.

Кстати, а почему бы и нет?
Товарищ просто заменил понятие "вера" на понятие "вероятность".
Но "вероятность" (говоря строго, априорная вероятность) есть ни что иное как количественная мера нашей веры.

Если мы абсолютно верим во что-то, то априорная вероятность этого равна 100%.
Если капельку сомневаемся - то уже 99.9%

Так тут товарищ, может быть, по-своему и прав!

palaman

July 5 2018, 05:17:20 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 05:18:35 UTC

> https://deep-econom.livejournal.com/34008.html

На это я ответил там:

https://deep-econom.livejournal.com/34008.html#t1361624

Цитирую:

Ваш подход к мистике подобен подходу человека, который решил узнать, что такое литература.

И пошел этот глупый человек - куда же? - конечно же, в книжный магазин!

Купил первые попавшиеся книги - и "познакомился". Попался ему детектив Марининой, сборник кулинарных рецептов и "Заговоры сибирской целительницы".

Познакомился :)
Теперь несчастный не просто глуп, он ещё и уверен, что "знает" литературу.
у меня весьма широкое знакомство было, весьма широкое
Это заметно :)
Вообще-то философия столь же кумулятивна, как и физика. Какую монографию про "философию ХХХ" ни возьми, везде 2/3, а то и 3/4 - влияние предыдущих философов. Другое дело, что философские открытия относятся к сфере "чистой мысли", то есть не работают сами по себе, как колесо или пулемет, поэтому и не изучаются в школе (мало шансов, что кому-то придется с ними столкнуться). Было бы занимательно написать "Историю философии в открытиях и изобретениях" :)

А по поводу эвтаназии - ошибка в горизонте планирования. Если он равен нулю, то прямо как я в плохом настроении - уронил вилку, я неудачник, жизнь кончена, здравствуй табуретик и петелька. А если чуток побольше (как в нормальном настроении), то начинается байесовский подсчет вероятностей. В результате которого, кстати, иногда появляется и судебный процесс против государства за право этой самой эвтаназии.
И все-таки в моих словах есть своя правда.

Всякая религия нуждается в мучениках, которые личным примером своей безусловной веры доказывают истинность её постулатов.
Материализм не является исключением, ведь и это религиозная по сути философия. ("Бога нет!" - это вполне себе активная позиция в отношении к Богу.)

28 (15) ноября 1911 года совершилось самоубийство Лафарга и его жены.

Поль Лафарг и его жена, дочь Карла Маркса, отравились в своем имении Дравейль посредством подкожного впрыскивания синильной кислоты.

В оставленном письме Лафарг написал, что, хотя он чувствует себя совершенно здоровым и умственно и физически, тем не менее, он предпочитает добровольно умереть раньше, чем неизбежная старость подкосит его умственную и физическую энергию. Он умирает с полной и радостной верой, что то дело, которому он посвятил все свои силы и за которое боролся 45 лет в недалеком будущем восторжествует, Письмо заканчивается словами: "Да здравствует коллективизм и да здравствует международный социализм!"

Между прочим, Лафарг по жизни был очень богатым человеком. Как и подобает настоящему коммунисту.

Вот идеальные, поистине пламенные материалисты! На примере этих людей можно прочувствовать мистику материалистической философии. А ведь в любом мировоззрении главная компонента - именно мистическая, именно она определяет самые глобальные и отдаленные последствия или результаты этого мировоззрения для человеческой души.
Понятно, что любая философия относится к сфере Веры, а не к сфере Знания, отсюда полное вырождение философии в 20 веке, когда ее решили таки сделать "позитивной наукой" (теперь в рамках философии устанавливаются строго научные факты - "в тексте ХХХ 17-м словом является "бытие"). Но все же я разделил бы материализм на философию (традиция Демокрита-Спинозы) и идеологию (традицию марксизма). В рамках первой мученики не нужны, это вполне определенный способ рассуждать на тему "если мы поверим, что материя первична, что отсюда последует?".

А вот с религиозным материализмом получается интересно: отрицая личное бессмертие души, он прям-таки требует от человека идентификации не с Богом, а с Обществом, "коллективизмом и международным социализмом". Общество в этой религии заменяет Бога, сделаться "солдатом партии", "винтиком в машине" - материалистический способ обретения бессмертия.

Так вот, с выдающимися мучениками-материалистами в Истории как-то кисло ("передайте товарищу Сталину, что я верен делу Партии" это верность банде, а не идеологии). Если это поверхностное наблюдение подтвердить статистикой, получится сильный аргумент в пользу идеалистических религий - отождествление с Богом (даже неправильное) дает больше "душевных сил", чем отождествление с Обществом.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
А! Так вы верующий. А я-то, было, к вам как к физику. И еще думаю: что-то для физика у вас с логикой проблемы серьезные, да и Оккама явно прогуляли. А оно вон как.

arcessio

July 5 2018, 07:59:17 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 07:59:41 UTC

А что, личные взгляды ученого, по вашему, мешают ему заниматься наукой? Тогда надо ньютоновскую физику отменять и не изучать, Ньютон же верующий был.

palaman

July 5 2018, 08:16:08 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 08:16:29 UTC

Ниже в этой ветке я привожу ещё более разительный пример :)
Замечательно. Вы тоже верующий?
Как и вы.
Что - как я? Я не верующий.
Та не. Вы же верите, например, что сейчас не спите?
Нет, не верю. Я знаю.
А может, Вам это снится - что Вы знаете?
Допустим, я ошибаюсь. Только какое отношение моя потенциальная ошибка имеет к вере в бога?
Если Вы допускаете, что ошибаетесь (а это допущение - необходимое условие научного метода мышления), то Вам придется признать, что Вы лишь ВЕРИТЕ в то, что (как Вам до сих пор казалось) ЗНАЕТЕ.

Отсюда далеко до веры в Бога. Это лишь первый шаг к освобождению Вашего ума от навязанной Вам (в детстве) концепции.
Вы объясняете с помощью большего то, что вполне объясняется с помощью меньшего. На этом физик, собственно, и кончается. А начинается обычное дремучее суеверие, оформленное современным вокабулярием.

palaman

July 5 2018, 10:03:05 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 10:04:13 UTC

Ничего большого мы с Вами в этом разговоре пока не касались. Если Вам привиделось что-то "большое", это лишь говорит о привычном для Вас масштабе мышления.

И объяснений пока никаких не было. Была лишь элементарная констатация элементарного факта: Вы принимаете свою ВЕРУ за ЗНАНИЕ, а чужую веру - за суеверие. То есть, Ваше восприятие мира находится на уровне средневекового фанатика: како мы веруем, истина есть; како они веруют - кака есть.

Что Вам почудилось в моих словах какое-то "объяснение" - это лишь говорит о привычной для Вас подвижности мышления. Вы принимаете за "объяснение" слова, которые другой вообще бы посчитал излишними, самоочевидными.

Но, кстати, замечу - в математике очень часто встречаются ситуации, когда более общая задача решается легче, чем частная. (Причина этого в том, что в большей общности больше симметрии.) Так что "объяснять с помощью более общего" - привычное дело для математика. А физик без математики то же, что танцор без ног.

Впрочем, плохому танцору и ноги мешают. В данном случае, как я уже сказал, не было ни "объяснений", ни "большего". Вам показалось.

Речь шла о вере и знании. Вы по наивности верите, будто бы Вы знаете что-то. А на самом деле Вы в это всего лишь верите. ВСЁ. Больше ничего и не утверждалось.
Уважаемый Максим Владимирович, а как же в Священном Писании прямым текстом написано, что Бога можно ПОЗНАТЬ? Не просто уверовать,а именно ПОЗНАТЬ?

Большая тема

palaman

July 5 2018, 13:30:10 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 13:34:23 UTC

На этот вопрос Церковь дала ответ в учении Григория Паламы. Собственно, "паламизм" (который суть теоретическое обоснование практики "исихазма") - именно об этом.

В двух словах, прежде всего надо понять, что слово "Бог" обозначает как неприобщимую и непознаваемую Божественную Сущность, так и Божественные Энергии, которые приобщимы и потому познаваемы. Об этом говорится "Во Свете Твоем узрим Свет". Святые познают Бога в Его энергиях, которые открываются им как сверхчувственный Свет, видение которого и составляет сущность опытного Богопознания.

Из святых последнего времени об этом подробно писал Софроний: Видеть Бога как Он есть.

Добавлю, что как раз в учении о природе Нетварного Света проходит одна из наиболее отчетливых границ между католическим и православным Богословием.
Это специфически православное учение, хотя среди католиков и попадаются люди, признающие его истинность.
Вы даже не поняли, что здесь "большее", а что "меньшее". Встретите свой диплом физика - выкиньте, эта бумага не про вас.
Мне стало интересно, а Вы-то кто такой, чтобы оценивать меня как физика?

palaman

July 6 2018, 03:52:46 UTC 1 year ago Edited:  July 6 2018, 03:53:50 UTC

Впрочем, нет. Не интересно.
Ещё не хватало, чтобы я опустился до Вашего уровня, встал на четвереньки и начал перетявкиваться с каким-то материалистом. Это явно лишнее.

Думаю, мы достаточно пообщались. С удовольствием прощаюсь с Вами навеки.
Бан.
Я вот вас обрадую. Я вам снюсь. Я проекция вашего сознания и все в этом мире. Это большой затяжной сон, от которого вы не можете проснуться. А пробуждение - смерть.

Как вам такая картина?
Вы меня удивить хотите нетривиальным ходом мысли, что ли? Не получится, я подобных фантазий за свою жизнь наслушался.

palaman

July 5 2018, 09:10:39 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 09:14:06 UTC

Почему "нетривиальный". Это самый очевидный ход мысли.
Не удивительно, что Вы "наслушались" подобного. Но не удивительно и то, что Вы не воспринимаете такие вещи. Причина этого в том, что у Вас стоит "заглушка". Вы не позволяете себе думать в этом направлении. Самоцензура.

А мы привыкли мыслить свободно :)

Но для Вас самоцензура необходима, чтобы не свихнуться. "Научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибет"

Вот в чем разница.

arcessio

July 5 2018, 09:10:53 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 09:20:37 UTC

Я хочу, чтоб вы взглянули на мир под другим углом. Что в этом мире нельзя что-то доказать, можно только верить.

Вы верите, что не спите. А кто вам это сказал? Или вы себя ущипнули, чтоб проверить? Как доказать, что мир, это не проекция вашего сознания? Не иллюзия, которую вам так хочется выдать за реальность?

palaman

July 5 2018, 09:01:27 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 09:03:46 UTC

Боюсь, слишком сложный уровень беседы задаете, arcessio.
С материалистами надо попроще. Начинать с манной кашки, в особо запущенных случаях - с молочка.
Я попроще не умею. Надо будет, чтоб вы меня научили, Palaman:)
Старцы как раз об этом толкуют, когда говоря о любви, что надо, мол, с любовью.

Младенец - существо крайне уязвимое, ранимое. Он всего боится, потому что он маленький и беспомощный, а живет в мире великанов. И главное, в чем он нуждается - это в чувстве безопасности. Его надо укрыть, согреть, приласкать. Тогда он переносит на тебя свою любовь и просто верит всему, что ты ему говоришь.

Это и есть "молоко".
Согласен. Абсолютно верно, нужно к этому стремиться.
А "манная каша" - когда ты осторожно предлагаешь младенцу то, что он в силах переварить, хотя это уже и не столь идеальная пища. Не молочко.
Задаешь нетривиальные задачки для его ума.
Тут важно не напугать, а не то случится аллергия и он надолго застрянет на стадии "молока".

palaman

July 5 2018, 08:15:34 UTC 1 year ago Edited:  July 5 2018, 10:16:08 UTC

Я намеренно перемежаю заметки, написанные с чисто научных позиций, с заметками, написанными с позиций религиозно-философских.
Цель такой политики - отсеивать дураков. Я не люблю с ними иметь дело и предпочитаю оставаться для них неизвестным.

Рад, что эта моя заметка в Вашем случае достигла своей цели.

Видите ли, перед тем, как начать пользоваться бритвой Оккама, надо вначале отрастить бороду. (О том, что сам Оккам был католиком, напоминать я считаю ниже даже Вашего достоинства: ведь и человеческая глупость тоже имеет свои естественные пределы.)
>перед тем, как начать пользоваться бритвой Оккама, надо вначале отрастить бороду.
Никогда не слышал такой формулировки. Красиво.
Мне кажется, это естественное продолжение метафоры.
Нелепо (да пожалуй и опасно), когда бритвой Оккама начинают размахивать сосунки. Ведь наверняка же сдуру отбреют себе лишнего.

uri_ben_cephas

July 6 2018, 11:42:20 UTC 1 year ago Edited:  July 6 2018, 11:43:15 UTC

Тут разные ассоциации: "борода гипотез", "лысый, притворяющийся бритым, сбривая недовыпавшие волосы". Надо бы расчёску придумать имени кого-нибудь.
Расческа Оккама - деликатное средство для интеллектуально лысеющих.
Если Вы - физик, то должны понимать, что такой инструмент как рассуждения (reasoning) имеет довольно серьезные ограничения в использовании, и пользоваться им нужно не только умело, но и аккуратно. Впрочем, сейчас этому нигде не учат. :-))
Верно. К тому же это такая вещь, которой вряд ли можно научить.
//А я ещё не встречал материалиста, который бы относился к смерти материалистически.

Я, лично, тоже не встречал, но в истории такие примеры были, - супруги Лафарги, из того, что первое приходит на ум. Но да, эти примеры очень редки, они составляют скорее исключение из общего правила.
Вот идеальные, поистине пламенные материалисты! На примере этих людей можно прочувствовать мистику материалистической философии. Ведь в любом мировоззрении главная компонента - именно мистическая, именно она определяет самые глобальные и отдаленные последствия или результаты этого мировоззрения для человеческой души.
Обсудили этот прецедент в Facebook, и что-то у народа возникли сомнения, насколько это самоубийство было действительно САМОубийством.

Цитирую:

Евгений Румянцев:
Я именно про это подумал. "Лафарг по жизни был очень богатым человеком"

Alexey Matveev:
Евгений Румянцев Способ не сказать, чтобы прям такой кофмортный, богатый человек мог бы застрелиться в кресле у камина. А тут -- шприцы, колоть, подбирать дозу, приобретать эту кислоту.

Евгений Румянцев:
Посмертная записка как лозунг из кино. Насколько известно комми всё же были прагматиками.

Alexey Matveev:
Стремящимися к богатству, кстати.

Евгений Румянцев:
Савва Морозов вспомнился -"Долг платежом. Красин"


Евгений Румянцев:
Так теперь мало кто сомневается в кровожадности комми. Через 6 геноцид устроили, а тут человечка убить. Делов-то. Зажился, говорить может стал лишнее, да и деньги для революции нужны. Известно, кто унаследовал?

Maksim Soloĥin:
О детях никаких сведений не нахожу.

Евгений Румянцев:
"Финансово поддерживались Фридрихом Энгельсом, после смерти которого в 1895 году унаследовали значительную часть его денег. " - тоже наверное завещали-"ленину" (он кстати речь на похоронах произнес.

Maksim Soloĥin:
Деньги Энгельса - Лафаргу, а через Лафарга - ? кто бы выяснил этот нюанс.


Alexey Matveev:
Собственно одно из определений коммунизма это доктрина, ставящая целью программирование субъекта на нанесение себе вреда. Действительно, есть 5% вероятность, что богатые люди запрограммировались, но 95% вероятность, что для написания записки просто взяли тексты вирусов и опубликовали, причем, наверняка еще и с пасхалками для понимающих. То есть фактически, вот эти разговоры про "счастье трудящихся" это и есть предсмертные записки убитых стран, поэтому и менять ничего не пришлось.


Евгений Румянцев:
Ну уж если "Да здравствует коллективизм и да здравствует международный социализм!"- то наверняка и завещание составили для помощи Интернационалу.


Maksim Soloĥin:
Отвечу, что их в любом случае убили. Убедить человека, что он уже свое пожил, что пора в дорогу - это в Кодексе характеризуется как "Доведение до самоубийства". Едва ли мы теперь уже можем точно узнать, насколько добровольным было их "мученичество". Но в сущности, это неважно. В любом случае их смерть на совести коммунистов-материалистов.
Хорошо сказано в Викпипедии:
Считая, что они уже не в состоянии чем-либо помочь движению, которому посвятили свою жизнь, 25 ноября 1911 года Поль и Лаура совершили самоубийство.
Типа - всё-таки помогли, чем смогли.

Alexey Matveev:
Это из серии "Родион Романович, можно ли как-то больше себя разоблачить?"
Позволю не разделить с вами вывод о бесстрашии к смерти материалиста. Мне кажется материалист зная, что после смерти он перестанет полностью существовать. Будет бояться смерти и всячески ее оттягивать. Пытаясь с помощью технологий максимально продливать свою жизнь, а в идеале стремится к материальному бессмертию. Как-то цифровое копирование сознание или может пересаживая свой мозг в новые тела, или копируя сознания в новые тела. Данных технологий сейчас конечно нет, но истинный материалист будет стремится к их появлению.
Также не разделю с вами отношение к смерти насчет философии бессмертия. Человек считающий, что он бессмертен. Все же понимает, что бессмертно его энергетическое сознание по другому называемое душой, а вот тело вполне смертно. И смерть тела приведет, просто к временному переходу в межмирье, дабы через некоторое время возродится в нашем мире в новом теле.
Такой человек будет все таки ценить свое тело здесь. Так как возрождения происходят не бесцельно, а с целью выполнения некой миссии. Выполнив ее увеличить свой опыт и стать тем самым более совершенным. Таким образом умерев слишком рано, прийдется заново проходить путь с момента младенчества, а это досадно.
Сократ, можно привести пример, тем более что от него пошла классическая философия, умер по своей философии. Считал, что умереть по суду справедливо, даже если приговор вынесли несправедливый, а манипулировать судьями для сохранения жизни - не справедливо.
У К-С Льюиса есть книжечка, "Переландра", в которой приведен показательный диалог материалиста с верующим о смерти. Верующий - это Рэнсом, а материалист - Уэстон, правда, похоже, уже бывший, причем бывшим он стал как раз после того как вкусил смерть.

"Уэстон снова огляделся.
— Понимаете, — сказал он, — это все правда.
— О чем вы? — спросил Рэнсом.
Вместо ответа Уэстон вдруг обрушился на него.
— Вам-то хорошо! — вопил он. — Тонуть не больно, умирать надо, то да се… Какая чушь! Что вы знаете о смерти? Сказано вам, это все правда.
— О чем вы говорите?
— Я всю жизнь занимался ерундой, — продолжал Уэстон. — Уверял себя, что мне важны судьбы человечества… убеждал, что как-то можно сделать этот мир хоть чуточку поприличней. Полное вранье, ясно?
— Разве вы нашли то, что истинней этого?
— Нашел, — сказал Уэстон и надолго замолчал.
— Лучше повернем рыб вон туда, — заметил наконец Рэнсом, разглядев что-то в море. — А то уплывем слишком далеко.
Уэстон послушался, как бы и не понимая, что делает, и они еще долго плыли рядом, не говоря ни слова.
— Я скажу вам, где истина, — внезапно заговорил Уэстон.
— Да?
— Ребенок пробирается наверх, в ту комнату, где положили его умершую бабушку, тихонько заглядывает туда, а потом убегает, и ему снятся страшные сны. Огромная бабушка.
— Что тут истинного?
— Ребенок знает о мире то, что наука и религия изо всех сил стараются скрыть.
Рэнсом промолчал.
— Он все знает, — продолжал Уэстон. — Дети боятся идти ночью через кладбище, и взрослые смеются над ними, но дети умнее взрослых. В Африке дикари по ночам надевают маски и проделывают мерзкие штучки, а миссионеры и чиновники называют это суеверием. Нет, черные знают о мире больше, чем белые. Грязные попы на задворках Дублина до смерти запугивают слабоумных деток. Вы скажете, это все темнота и глупость. Ну уж нет! Они ошибаются в одном — верят, что все-таки можно спастись. Нельзя. Вот вам истина. Вот вам — реальный мир. Вот его смысл.
— Я не понимаю… — начал было Рэнсом, но Уэстон его перебил.
— Вот почему надо жить как можно дольше. Все хорошее только здесь. Узенький, тоненький слой, который мы называем жизнью, — только видимость, он снаружи, а внутри — настоящий мир, ему нет конца. На один миллиметр толще слой, на один день, час, минуту — . вот что важно! Вам этого не понять, но это знает любой смертник. Вы говорите, какой смысл в отсрочке? Да весь, какой только есть!
— Никто не обязан идти туда, — сказал Рэнсом.
— Я знаю, во что вы верите, — отвечал Уэстон. — Вы ошибаетесь. Только кучка образованных людей верит в это. Человечеству виднее. Оно-то знает, Гомер знал, что все мертвые провалятся во тьму, в нижние круги. Ни смысла, ни склада, ни лада, так, одна гниль. Призраки. Любой дикарь знает, что все духи ненавидят тех, кто еще во внешнем круге, как ненавидит старуха красивую девушку. Да, духов надо бояться. Все равно, сам тоже станешь духом.
— Вы не верите в Бога, — сказал Рэнсом.
- Это другое дело, — ответил Уэстон. — В детстве я не хуже вас ходил в церковь. В иных местах Библии больше смысла, чем вы, христиане, думаете. Разве там не сказано, что Он — Бог живых? Так оно и есть. Может, ваш Бог и есть, это не важно. Сейчас вы не понимаете — ничего, еще поймете! Вы ведь не знаете, как тонок внешний пласт, этот слой, который мы зовем жизнью. Представьте себе, что Вселенная — огромнейший шар в тоненькой корочке. Только речь не о пространстве, а о времени. Корочка и в лучших местах не толще семидесяти лет. Мы родимся на ней и всю жизнь сквозь нее просачиваемся, туда, во внутреннюю тьму, в истинную Вселенную. Умерли — и все, мы там. Если ваш Бог и существует, Он не внутри шара. Он снаружи, как Луна. Когда мы попадаем вовнутрь, Он больше не знает о нас. Он не следует туда за нами. Вы скажете, что Он вне времени — и утешитесь! Но ведь это значит, что Он снаружи, на свету, на воздухе. А мы-то живем во времени. Мы «движемся вместе со временем». Значит, с Его точки зрения мы движемся прочь, туда, куда Он не ходил и не пойдет. Вот и все, что у нас есть и будет. Может быть, в так называемой жизни есть Бог, может быть — нет. Нам что за дело? Мы-то в ней совсем ненадолго.
— Это еще не все, — возразил Рэнсом. — Если б Вселенная была такой, мы — часть Вселенной — чувствовали бы себя вполне уютно. А если мы удивляемся, негодуем…"
продолжение ...
"— Да, — прервал Уэстон, — это разумно, но и разум разумен только на поверхности. Разум никак не связан с тем, что есть. Самые обычные ученые, вот хотя бы я сам, уже обнаружили это. Неужели вы не видите, в чем смысл этих разговоров о недействительности нашей логики, об искривленном пространстве, о неопределенности в атоме? Конечно, они не говорят прямо, но они еще при жизни догадались о том, о чем узнают все умершие. Реальность не разумна, не едина, не равна себе, у нее нет ни одного из тех качеств, в которые вы верите. Можно сказать, реальности вообще нет. «Реальность» и «нереальность», «истина» и «ложь» — это все на поверхности. Надавите — и они провалятся.
— Если это правда, — возразил Рэнсом, — какой смысл говорить об этом?
— Ни в чем нет смысла, — ответил Уэстон. — Весь смысл в том, что ни в чем нет смысла. Почему привидения пугают нас? Потому, что они — привидения. Им больше нечем заняться.
— Мне кажется, — сказал Рэнсом, — то, как человек видит мир, или любую постройку, зависит от того, где он стоит.
— Все зависит только от того, внутри он или снаружи, — сказал Уэстон. — То, что вы любите, — снаружи. Например, планета — Переландра или Земля. Или красивое тело. Все цвета и формы — только снаружи, там, где еще нет этого. А что внутри? Тьма, жара, гниль, духота, вонь.
Несколько минут они плыли молча, волны вздымались все выше, рыбы еле двигались.
— Конечно, вам и горя мало, — сказал Уэстон. — Вам, на поверхности, и дела нет до нас. Вас еще не тащили туда, вовнутрь. У меня был сон, только я еще не знал, что это правда. Мне снилось, что я умер. Лежу себе в больничной палате, вокруг лилии, лицо подкрасили, все чин-чином. И тут пришел человек, весь в лохмотьях, словно бродяга, только это не одежда, а плоть висит клочьями. Встал в ногах кровати, и ненавидит меня. «Ну-ну, — говорит. — Ну, ну. Думаешь, ты очень красивый? Еще бы, на чистенькой простыночке, гроб готовый блестит!.. Ничего, я тоже так начинал, все мы с этого начали. Погоди, увидишь, во что ты превратишься».
— Право же, — скачал Рэнсом, — хватит, больше не надо.
— Или вот спириты, — продолжал Уэстон, не обращая на него внимания. — Я раньше думал, это чепуха. Нет, не чепуха, все верно. Заметьте, всякие красоты о смерти идут от преданий или от философов. Опыт обнаруживает совсем другое. Из брюха у медиума выползает эндоплазма — мерзкие, скользкие пленки — и складывается в огромные бессмысленные лица. Самописка пишет и пишет всякий вздор.
— Да вы в самом деле Уэстон? — резко спросил Рэнсом, обернувшись к собеседнику. Нудный, назойливый голос выговаривал слова то так отчетливо, что нельзя было не прислушаться, то так невнятно, что слух поневоле напрягался, пытаясь их разобрать. Он просто сводил Рэнсома с ума.
— Не сердитесь, — заскулил голос, — не надо на меня сердиться. Пожалейте меня. Это ужасно, Рэнсом, ужасно. Вы ничего не понимаете. Глубоко-глубоко, под всей толщей мира. Похоронены заживо. Пытаетесь думать — ничего не выходит. Голову отняли… никак не вспомнить, какая там жизнь на поверхности. Одно ясно: в ней с самого начала смысла не было.
— Кто вы?! — закричал Рэнсом. — Откуда вы знаете, что такое смерть? Бог свидетель, я бы с радостью помог вам, если б знал, как. Объясните мне. Где вы были эти дни?
— Тише, — прервал его тот, другой, — слушайте!
Рэнсом прислушался. В окружавшем их созвучии шумов появился новый звук. Море сильно волновалось, ветер крепчал. Вдруг Уэстон протянул руку и вцепился в руку Рэнсома.
— Господи! — завопил он. — Рэнсом, Рэнсом, помогите! Нас убьют! Убьют и сунут во тьму! Рэнсом, вы же обещали помочь! Не отдавайте меня им!"