Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Церковная власть и авторитет

Назначение церковной иерархии - возвещать волю Божию. Для этого она создана, для этого существует. Личный авторитет того или иного лица в Церкви должен зависеть только от того, насколько он справляется с этой задачей. Личное мнение члена церковной иерархии любого уровня (от Патриарха до прихожанина) никакого значения не имеет. Чем больше отсебятины говорит кто-либо, тем ниже его авторитет. Именно и только повиновение воле Самого Бога является тем послушанием, которое ведет человека ко спасению. Потому и всякий начальствующий в Церкви должен во всяком деле говорить не свое мнение, но изволение Бога. Говорить в Церкви от себя - не почетно, а позорно. (Хотя многие по своей духовной слепоте не ощущают своего позора.)

Однако помимо авторитета Церковная иерархия обладает также и властью. Только святой, который в каждом случае жизни имеет указание от Бога, как следует поступить, может справляться со своими служебными обязанностями, не привнося в дело ничего от себя, но всецело следуя воле Бога. Грешный человек, исполняя свои церковные обязанности, то и дело вынужден принимать решения по своей воле и по своему рассуждению. И те, кто ему подчинен, вынуждены следовать не воле Бога, а поврежденной воле и погрешительному рассуждению данного человека. Это необходимо, так как в противном случае Церковь не могла бы существовать как единое целое.

Сам Бог благословляет нас повиноваться воле начальствующих в том случае, когда эта воля не противоречит Его воле. Таким образом, даже повиновение человеческой воле становится духовно-полезным для нас, когда мы повинуемся начальствующему не просто так, не ради личной выгоды (человекоугодия), но ради славы Бога, от Которого и поставляется всякая власть на Небесах и на земле. Но невозможно повиноваться начальствующему ради славы Бога в том случае, когда начальствующий превышает пределы своей власти, нарушая тем самым установленную Богом иерархию.

Каковы же эти пределы?
Если присмотреться к реалиям церковной жизни, то обнаруживается, что эти пределы весьма узки. Жизнь в Православной церкви устроена таким образом, что формальная власть начальствующих над подчиненными за редким исключением (монастырь) весьма ограничена. Основой костяк, базис церковной дисциплины в Православной церкви - неформальный авторитет человека, облеченного саном. И это не случайно, а закономерно. Ведь само по себе участие человека в церковной жизни - сугубо добровольно. Никто не принуждает и не может принудить нас служить Богу, так как это служение по самой своей природе - добровольно. И само наше пребывание в Церкви - добровольно. А потому и вытекающая из этого пребывания решимость подчинить себя формальной власти того или иного начальствующего - дело нашего внутреннего произволения.

Эта неустранимая добровольность церковного служения является главным механизмом, который вопреки всем порокам человеческим обеспечивает доминирование в Церкви именно Божественной воли. Потому что следовать воле человеческой - бесполезно и бесплодно для духовной жизни.
Благодаря этому механизму Церковь продолжает жить вопреки заблуждениям и глупым амбициям начальствующих, как бы высоко они ни стояли. Их начальство - временно, а Церковь - вечна.
"
Назначение церковной иерархии-возвещать волю Божию"
Вот ни хрена себе!
А что не так?
Тот факт, что эта мысль кажется Вам или кому-то странной, означает лишь то, что иерархия не справляется со своей миссией.