> Библия. Книга Бытия. Четвертый день творения.
> Вопросы. 1. Твердью названо небо и мы знаем, что светила не находятся на нём (и поставил их Бог на тверди небесной) 2. Какое светило управляет днём? Подозреваю, что имеется ввиду Солнце, но оно не управляет днём. 3. Какое светило создал Бог для управления ночью и как оно ей управляет? 4. Каким образом эти светила отделяют свет от тьмы ?
На эту тему у разных авторов есть множество разных мнений, и ни одно из них лично меня не удовлетворяет до конца.
Если угодно, могу изложить мое личное мнение.
Я полагаю, что книга Бытия повествует о творении не только материального мира, но и духовного, прикровенно. И странности, которые мы сегодня обнаруживаем в описании творения материального мира (а мы в этом веке материю неплохо изучили, хотя верить данным науки тоже не всегда следует; там не все достоверно) связаны именно с духовной составляющей этого описания.
Думаю, слово "небо" - омоним, обозначающий как материальный космос, так и духовное "небо".
А "твердь небесная" обозначает именно материальный космос.
Впрочем, эта "твердь" является символом беспредельности духовного мира.
День и ночь явились ДО творения солнца и луны - отсюда явно, что речь идет не просто о материальных дне и ночи, а о чем-то большем, образом чего являются день и ночь.
Солнце - материальное солнце - управляет днем в том смысле, что именно свет солнца в материальном мире сегодня символизирует ту духовную реальность, которая названа "днем" в духовном смысле.
Впрочем, мы все это интуитивно чувствуем. Например, дети боятся материальной ночи именно потому, что она символизирует духовную ночь.
Луна "управляет ночью" в этом же смысле.
Вообще, Отцы говорят, что материальный мир присутствует в духовном своими логосами, а духовный в материальном - своими символами.
То есть, материальные вещи суть символы духовного. И нет материальной вещи, которая не несла бы и какой-то духовной (смысловой, символической) нагрузки.
Светила отделяют свет от тьмы в том смысле, что с появлением солнца ночь завершается и начинается день.
А с появлением луны (даже днем) ощущается какое-то присутствие ночи.
Как и в псалмах говорится: "Да не опалит меня солнце днем и луна ночью"
Все это звучит почти как магия. Но меня лично это не пугает. Мне одна схимница так прямо и сказала: православие - это и есть настоящая магия, - такая, какой магия должна была бы быть, если бы не было грехопадения. Настоящая магия - изначальная! - это не общение с бесами, а общение с Богом, который сотворил все вещи и ведает их суть, как материальную, так и духовную.
> Я понимаю, что это "формула безопасного мышления" раз что-то не совпадает с нынешними знаниями о материи, то писано прикровенно о духовном. Но как-то неубедительно звучит. Моисей писал о творении видимого мира когда писал о травах, животных, человеке. Также он должен был писать и о звезде по имени Солнце и о камушке под именем Луна, которую он видел лишь потому, что она отражала солнечный свет. Светила вообще никак не регулируют день и ночь, их регулирует вращение земли вокруг своей оси и Вы это знаете лучше меня. Также они, ну никак не могут отделять свет от тьмы, поскольку тьма это всего лишь отсутствие света. День и ночь это вообще понятия которые невозможно отнести ко всему человечеству разом, только если собрать всех в одном полушарии. Мой разум говорит мне, что Моисей, как и всё человечество до 15 века, считал Землю центром мироздания, то есть был приверженцем геоцентрической схемы мироздания.
Что "звучит неубедительно"?
Моисей писал о видимом мире, раскрывая его духовный смысл.
Потому что мудрость цельна и не отделяет одно от другого.
Это не просто "формула безопасного мышления", а отражение реальности, в которой мы действительно живем.
Например, когда ты спишь и видишь сон, если там во сне ты начнешь лететь вверх, все выше и выше, то ты попадешь не в космос, а на небеса - если, конечно, сумеешь пройти воздушные слои, в которых обитают демоны. А если в теле сновидения спустишься в глубины земли, то обнаружишь там не просто магму, но самую настоящую преисподнюю с чертями. У мира наших снов иная "география".
Моисей, конечно, не отделял материальное от духовного, потому что они суть одно. А раз так, то земля действительно является центром мироздания, потому что именно на земле воплотился Христос.
Если же говорить в чисто материальном смысле, мысленно отделяя материю от духа (хотя ведь в духе и смысл её бытия! "чистая" материя вообще лишена каких бы то ни было смыслов), то у материального мира вообще нет центра.
Даже с точки зрения теории Большого Взрыва, Вселенная расширяется таким образом, что нет центра, "из которого" она расширяется. Она раздувается как воздушный шарик. Центр разувания шарика находится за пределами поверхности шарика. Если эту поверхность принять за образ трехмерного пространства, где мы обитаем, то так же точно "центр" расширения Вселенной - за пределами нашего трехмерного материального мира.
Сама по себе идея отделить материю от духа - магическая идея. Дело в том, что человек - хозяин именно материального мира ("земли" в общем смысле этого слова), но не духовного ("неба" в символическом смысле). В духовном мире (мире наших снов) мы вообще овечки, излюбленная добыча и изысканное угощение для древних духов.
И абстракция материального от духовного - магическое действие, усиливающее духовную мощь человечества.
Вот что надо бы понять всем физикам, чтобы вернуться в глобальный метаконтекст человеческой культуры.
Физика - это МАГИЯ, человеческая магия.
> Вариант 1. Моисею не было открыто Богом о том как Он сотворил наш видимый мир (относительно того, что описано в четвёртом дне творения) и Моисей писал из собственных представлений об этом, при этом он ошибался. Вариант 2. Моисей писал о нечто большем (духовном) чем сотворение нашего видимого мира. Вывод: в любом случае НАШ ВИДИМЫЙ МИР сотворён Богом не так как описано у Моисея в четвёртом дне творения.
> Если отделить материю от духовного, то у Моисея не про это. Мы не можем сказать, что книга Моисея о сотворении материального мира в чистом виде. Верно?
Естественно, это магическое (физическое, научное) видение мира не стыкуется с Библейским, которое дает цельную картину мира.
Ты воспитан в среде, где материалистическая наука считается критерием истины. Но материалистчиеская наука не есть конечная истина, так как основана на принципиально ограниченной процедуре - отделении материи от духа. Описание мира, которое она дает, принципиально неполно и противоречиво!
Научная картина мира внутренне противоречива! Например. Мы все знаем, что мы обладаем свободной волей, однако материальное не может обладать свободой. Оно знает лишь действие законов природы и (может быть) слепого случая. (Впрочем, понятие "случая" по сути уже духовно.) Но для свободы там нет никакого места!
В этом пункте материалистическая картина мира явно противоречит эмпирическому опыту. И это кричащее противоречие, так как человек не может отказаться от идеи своей собственной свободы даже ради повышения своего могущества :). Ибо зачем могущество, если нет свободы?!
Но если мы все-таки будем настаивать на том, чтобы отделить материю от духа, то да, придется признать, что Моисей был неправ. Не стыкуется его описание реальности с нашей магией. А магия материализма нам нужна, очень нужна! чтобы свободно оперировать в материальном мире без оглядки на неудобный для нас духовный, "иррациональный" его компонент.
Тут мы, как древние ассирийцы, вавилоняне или персы, например, оказываемся перед выбором: или принять Библию как руководство к жизни, или держаться своей магии.
Можно и попытаться совместить одно с другим, чем я и занимаюсь, выстраивая картину мира, в которой Библия совмещается с рационализмом Нового Времени.
Как совмещается? А вот это я и описал выше.
Я просто возвращаю духовное на подобающее ему место в моем мировоззрении. Но при этом не отказываюсь и от возможности абстрагировать материальное от духовного, когда мне это выгодно.
Но требовать от Библии, чтобы она полностью стыковалась вот именно с нашей материалистической магией - это чересчур. Магия в каждом веке своя, а Библия - одна на все века. На этот век, и на будущий.
Кто сегодня откажется от Библии, то тактически выиграет что-то, но стратегически проиграет, потому что этот век не будет длиться вечно.
> Вы согласились, что то о чём пишет Моисей в сотворении мира и то, что я плотской, и миллионы других людей, видим своими глазами и падшим умом - суть разные вещи. Можно было бы ещё пообщаться, но мне пора в материальный мир, монетизировать на благо семьи своё бесценное время.
Конечно.
Уточню лишь, что "своими глазами" мы как раз видим не материальный мир, а естественное единство двух реальностей, в которых мы обитаем одновременно - материальной и духовной. Когда мы созерцаем красоту небес, мы видим не просто материю, а нечто большее. И видим именно "своими глазами".
Наоборот, нам необходимо некоторое усилие (не совсем естественное), чтобы отделить материю от духа и поглядеть на мир холодным взглядом владельца.
Детей мы обучаем десять лет в школе, пока не появляется уверенность, что они более-менее освоили такой (европейский) способ глядеть на мир.
Но замечу, что даже европейская культура не сводится к холодному материализму. Он там обязательно разбавлен всякого рода гуманитарщиной. Абсолютно материализованной человек мало-помалу неизбежно сходит с ума и начинает терять контроль, увлекаться Кашпировским. Бросается в противоположную крайность. Европейская магия, как и любая магия, в конечном итоге довольно вредна для здоровья. И нужна высокая культура, чтобы человек сумел по-настоящему воспринять, переварить эту магию, и применить её на деле. Потому в школе помимо математики, физики и проч. обязательно идет литература, история и проч.
medved_kuznets
September 28 2018, 06:49:24 UTC 9 months ago
Несколько вопросов.
1. "И абстракция материального от духовного - магическое действие, усиливающее духовную мощь человечества." Почему именно духовную мощь?
2. А как Вы себе как христианин-физик объясняете чисто "духовных существ" в плане - откуда они черпают энергию для существования? Духи вообще вне материи, включая закон сохранения энергии?
palaman
September 28 2018, 09:58:28 UTC 9 months ago
По своей природе - да, конечно. Хотя они должны сообразовываться с материальными энергиями, когда/если воздействуют на материю.
> А как Вы себе как христианин-физик объясняете чисто "духовных существ" в плане - откуда они черпают энергию для существования?
Духи - иная сущность, и этой сущности свойственны иные энергии. Эти энергии и нам не чужды, так как и мы сами - духи, только облеченные плотью. Духовные энергии нам понятны из опыта. Например, когда мы говорим "сильная, убедительная мысль" - мы констатируем именно духовную энергию данной мысли.
> "И абстракция материального от духовного - магическое действие, усиливающее духовную мощь человечества." Почему именно духовную мощь?
Потому что власть над материей, вытекающая из наличия у нас материального тела (которым бестелесные духи не обладают) - это наш козырь в духовном мире. Ещё раз: материальный мир имеет символическое значение и потому не безразличен для духов и духовного мира. (Ну, самый очевидный пример влияния материи на дух: святая вода имеет значение для духовного мира.) И потому власть над этим миром имеет духовное значение. Физика и вытекающая из неё научно-техническая мощь человечества - это вещь и в духовном плане немаловажная.
medved_kuznets
September 28 2018, 11:34:58 UTC 9 months ago
С духовными энергиями сложнее. Конечно, они сообразуются с материей, но изначально они могут и без неё существовать? Или только Бог существует безотносительно к материи?
На счёт "сильной убедительной мысли" - в другой момент времени она ведь может таковой и не показаться - Вы именно это имели в виду?
palaman
September 28 2018, 12:42:28 UTC 9 months ago
Например, в Евангелии сказано об Иисусе Христе: Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма... Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их...
Ясно, что речь тут идет именно о материальном действии, а не о "галлюцинациях" Христа. И ясно, что дьявол искушал Его не по Его указанию.
> духовные энергии могут и без существовать без материи?
Конечно. Духовный мир был создан и устроен прежде материального.
> Или только Бог существует безотносительно к материи?
Если бы так, то дух не был бы сущностью, а только акциденцией или энергией материи. Но он сущность, то есть "существует сам по себе".
> На счёт "сильной убедительной мысли" - в другой момент времени она ведь может таковой и не показаться - Вы именно это имели в виду?
Да, мысль не является сущностью, она существует не сама по себе, а лишь как некое движение/энергия в духовном мире.
medved_kuznets
September 28 2018, 12:55:39 UTC 9 months ago
staerum
September 28 2018, 10:00:32 UTC 9 months ago
medved_kuznets
September 28 2018, 11:26:27 UTC 9 months ago
staerum
September 28 2018, 09:55:46 UTC 9 months ago Edited: September 28 2018, 09:56:25 UTC
palaman
September 28 2018, 10:01:01 UTC 9 months ago
uri_ben_cephas
September 29 2018, 11:00:56 UTC 9 months ago Edited: September 29 2018, 11:01:43 UTC
Более осмысленным со стороны оппонента было бы спросить: почему небо - твердь :) (в еврейском тексте: "расплющенное", "растянутое", что навевает ассоциации с расширением вселенной, хотя я и не доверяю научным моделям происхождения).
В общем, оппоненту сначала надо бы исправить проблемы с простым пониманием слов.
uri_ben_cephas
September 29 2018, 11:28:13 UTC 9 months ago
Отделить материю от духа не просто? Но и соединить "не просто". Один философ рисовал картинку, вот мол объекты, а субъект их наблюдает, а если он попробует порефлексировать, то он добавит к объектам ещё что-то, но не себя. Так сказать всё - объект. Тем не менее, там, за картинкой кто-то есть, очевидно, что по крайней мере, ты сам, но невозможность разместить его на картинке многих приводит к постулату, что там нет никого. Видимо, чтобы не думать, есть ли там ещё кто-нибудь. Вы говорите, что такая "антимагия" - тоже магия. Так?