Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Венеция и Пиза

Мне не оставляет надежда однажды завершить цикл Краткое изложение истории христианского мира, начатый мною два года назад и до сих пор далекий от завершения по необъятности материала (даже в самом "кратком" его изложении). Христианский мир породил постхристианство, которому суждено было овладеть планетой земля как целым. Глобализация была начала католической империей Габсбургов (завоевание Америки), продолжена протестантами Голландии и Англии и завершается на наших глазах носителями светской культуры. Католичество, протестантизм и гуманистизм - новая религия самопоклонения Человека - это три больших ступени инволюции Православия. На каждой из них европейская культура сохраняет какие-то черты Христианства, шаг за шагом утрачивая его соль, по пророчеству Самого Христа: "Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою." Недаром было сказано Спасителем: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою."

Христианство с веками мало-помало потеряло силу вследствие разделения внутри самого христианского мира. Такие разделения случались с самого начала; от Церкви то и дело откалывались новые и новые деноминации, но отколовшиеся не имели силы и терялись в веках и необъятных пространствах Земли. Роковым же для истории христианского мира стало отпадение от Православной Церкви католичества, которое не затерялось, не исчезло, но крепко встало на ноги и какое-то время доминировало в Европе, пока не было побеждено новым внутренним расколом в ту самую эпоху, когда попыталось овладеть всей Вселенной.

Потому-то Великая Схизма является ключевым, поворотным моментом истории Христианского мира. До этого момента Господь сводил на нет, делал ничтожными отколовшиеся от Вселенской Церкви деноминации. С этого же момента Он начал возвышать и прославлять их, дал им всесокрушающую политическую силу, перед которой не смогло устоять ничто в мире, так что и Православные царства в конечном итоге пали к ногам - но к ногам уже не католиков, а протестантов и гуманистов. И это очень интересное обстоятельство, требующее историософского осмысления.

Почему Западное христианство, отпав от Православия, не впало в ничтожество подобно арианам, несторианам, армянам и коптам, ещё в древности отделившимся от Вселенской Церкви, но само приобрело характер Вселенской Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать историю его отпадения, понять логику этой истории и её внутренний смысл. Без преувеличения, это главный вопрос и "командная высота", овладев которой можно обозреть историю не только Христианского мира, но и человечества в целом.

В данный момент я отвлекся от этой ключевой темы (как и от истории вообще), но я спокоен за неё, потому что эту золотую жилу разрабатывает arcessio. И разрабатывает очень продуктивно!

arcessio нашел роковую ошибку в моих рассуждениях по этой теме - ошибку, которая на два года затормозила изложение Краткой истории христианского мира. Дойдя до середины Средневековья, я друг ощутил какое-то препятствие, мешающее мне продвигаться вперед. А теперь ошибка осознана и исправлена исправлена заметкой arcessio

"Норманны, раскол церквей и крестовые походы. Кто стоял за всем этим?",

к которой я и отсылаю моего дорогого читателя.
Суть же моей ошибки была проста: оказывается, ВОВСЕ НЕ венецианцы были врагами православной Византии в ключевой момент Великой Схизмы. Более того! Венецианцы были главными союзниками Византии в её тяжкой борьбе против нового страшного врага. Врага, на сей раз появившегося не извне, не из Аравии или Персии, не с Великой Степи, но из Центральной Европы. Первым таким врагом был для Византии Карл Великий (около 800 года), попытавшийся создать новый политический центр внутри Европы и лишить Византию европейской гегемонии. Дело окончилось войной, в которой Ромеи отстояли свои позиции, и не случайно в этой войне именно Венеция оказалась главным форпостом Востока, сумевшим отразить натиск с Запада. Затем Византия предприняла дипломатические усилия, помножившие усилия Карла Великого на ноль. Но вот - посеянное им семя взошло спустя три столетия и дало плод в виде Великой Схизмы:

Эта знаменитая на весь мир Башня является неплохим символом Великой Схизмы.

А как же Четвертый Крестовый Поход (1204) - спросит внимательный читатель. Не Венеция ли нанесла Византии самый страшный, смертельный удар, захватив великий Царьград руками франкских крестоносцев? Оказывается, нет. Оказывается, захватывая Царьград, Венеция в известном смысле освобождала Византию, которую к этому времени уже завоевала Пиза. Завоевала изнутри, впервые в истории Европы обратив против хитрых ромеев их собственную хитрость. На протяжении долгих веков ромеи доминировали над полудикими европейскими народами, используя решающее интеллектуальное превосходство. Тайная дипломатия - вот что было главным оружием ромеев (а отнюдь не "греческий огонь"!), главным инструментом их гегемонии в Средние Века. И вот теперь этим оружием овладел их противник. Сначала Пиза, потом Венеция, потом Генуя, Милан, Флоренция... и "далее везде". Но началось по-видимому именно с Пизы.

И ещё одна важная деталь. Оказывается, и Генуя на первом этапе борьбы была вовсе не противницей Венеции, а её союзницей! И по-настоящему поссорились между собою венецианцы и генуэзцы лишь после того как Генуя отжала у Венеции захваченный во время Четвертого похода Царьград (1262). Но эта ссора стала возможной лишь после того как Венеция и Генуя совместными усилиями уделали Пизу, навсегда оставив её покосившуся башню назидательным зрелищем.

Итак, читайте статью "Норманны, раскол церквей и крестовые походы. Кто стоял за всем этим?". Насколько я понял, эта статья будет играть роль оглавления, и по мере написания более детальных текстов по этой теме, arcessio будет проставлять в ней ссылки на них.
Tags: историософия
3
Ув. Максим, надеюсь, что отсутствие комментариев не остановит Вас от продолжения цикла?
(Замечание чуть в сторону) А насколько государство франков можно считать именно новым центром? Оно появилось на территории, принадлежащей до того Сиагрию - на землях последнего осколка Западной Римской империи. Не идут ли тут корни в раскол Римской империи?

Re:

palaman

October 15 2018, 20:05:15 UTC 9 months ago Edited:  October 15 2018, 20:06:41 UTC

Вот!
Вы прямо наши мысли прочитали. Это то, о чем мы сейчас постоянно думаем с arcessio.
До сих пор я выводил Новую Европу из Византии через Венецию. А теперь стало ясно, что Пиза предшествовала Венеции. И из Византии её никак не выведешь. Значит, надо искать другие корни. А где их искать, если не в рухнувшей Западной Империи?!
Тогда выходит, что Восток погубил Запад (наслав готов) и попытался прибрать к рукам в эпоху Юстиниана, но кто-то на Западе имел свои планы. Недаром явились лангобарды и в одночасье обнулили все усилия Юстиниана. И Карл - конечно же, Карл явился не на пустом месте. Но вот что неясно: он ведь боролся с лангобардами. Означает ли это, что за лангобардами и за Карлом стояли разные силы? Или просто у лангобардов случилось головокружение от успехов и пришлось их ставить на место?
Но связи между Пизой и лангобардами просматриваются...
Тут вижу несколько фрагментов мозаики, которые надо всячески крутить и пытаться сложить в целостную картину.
1) Условные Италия и Франция периодически конфликтовали аж с III века - пример Галльской империи (попытка построения альтернативного Рима на бывших кельтских землях).
2) Неоднородность германцев и наличие среди них конфликтовавших друг с другом племенных союзов. Наиболее значительные - франки, готы, лангобарды, бургунды. Тут надо смотреть их связи с представителями Рима: кто, где, как, по чьему приглашению. По крайней мере три первые союза на первый взгляд смотрятся самостоятельными игроками.
3) Думаю, довольно интересный момент. Арианство. Эта христианская ветвь активно распространялась среди германцев и явно была завязана на какие-то группы в Риме. Но комментариев по этому поводу дать не могу, не интересовался ранее.
4) Вандало-аланский союз. Чрезвычайно интересное явление, притом нанёсшее Западному Риму серьёзный удар.
5) Фактор Аттилы и выход на историческую арену славян в качестве его союзников. В той разрухе, что он устроил по всей Европе, вполне могли вырасти молодые голодные властные структуры - старый баланс был явно нарушен.
Был бы ОЧЕНЬ благодарен Вам, если бы Вы углубились в этом направлении. Я просто разрываюсь между сразу несколькими крайне важными и актуальными темами. Слава Богу, что хотя бы arcessio подключился. В одиночку я что-то стал слегка унывать последнее время.
Максим, я попробую - но быстро и сходу не обещаю, во-первых Европы касался только в плане её взаимоотношений со славянами и Русью, потому надо поднимать литературу.
Вот какой из перечисленных моментов Вам интереснее? Они, конечно, все взаимосвязаны, но надо же с чего-то начинать.

И второе. Сомневаюсь, что смогу истолковать события в христианском духе, потому больше внимания - фактам, а не трактовкам.

palaman

October 28 2018, 20:19:37 UTC 8 months ago Edited:  October 28 2018, 20:20:08 UTC

Ариане разрушили Запад и явно были в союзе с Востоком. Потом ещё много веков воины-ариане служили в византийской армии. Потому с арианами, грубо говоря, "всё ясно". Их пас кто-то в Царьграде.
Атилла тоже почему-то решил сражаться с Западом, а не с Востоком.
А нас больше всего интересует теперь корни и козни Запада.

Потому пункт, который кажется наиболее важным - это 2: франки, готы, лангобарды, бургунды. Насколько я понимаю, именно эти люди первыми начали систематическое противостояние гегемонии Константинополя после того как Рим пал. И мало-помалу добились таки в конце концов падения самого Царьграда.

О вандало-аланском союзе я почти ничего не знаю и был бы благодарен, если бы Вы подвели краткий итог его деятельности: они были, грубо говоря, за Царьград или против? Qui prodest?
а ведь было ещё, и такое интересное, Амальфитанское герцогство ))
Да, Амальфи - это интересная глава.
Но Амальфи, насколько я знаю, всегда был в союзе с Венецией, потому в плане истории политической борьбы он не усложняет общую картину, а лишь немного обогащает её. То есть, Амальфи - часть коалиции, которую возглавляла Византия. (Как и Венеция до XII века.)

Пиза - иное дело. Если её учесть, совсем другая картина получается! Это отдельная, независимая от Византии Власть со своей историей.
весьма похоже!

кстати, в 11 веке именно амальфийские купцы восстановили госпиталь для христианских пилигримов в Иерусалиме, с охраны которых и начался такой орден как Госпитальеры!
Отсутствие комментариев чуть-чуть обескураживает, но не остановит. Уж больно интересная тема. У тому же, там работает arcessio, и мы друг у друга подогреваем интерес. Так что - нет, не остановит!