Когда ув. krylov спросил меня, какую разновидность токайского я избрал для своего эксперимента по расширению сознания, сразу я не ответил. Будучи человеком простым и непритязательным, я не обдумывал заранее ни количество путтоней, ни год сбора винограда. Но вчера я наконец добрался до магазина и купил Tokaji aszú 5 puttonyos 2008. Вино оказалось великолепным на вкус и произвело на меня именно такое действие, какого я ожидал. Едва я сделал несколько глотков, как все мои чувства обострились, а память необычайно прояснилась. Первым делом я вспомнил своё любимое место из "Войны с персами" Прокопия Кесарийского. В этом эпизоде описывается восстание Никá, начавшееся с волнений на ипподроме в Константинополе (VI век от Рождества Христова согласно общепринятой хронологии). Cенат выразил поддержку узурпатору Ипатию, повстанцы овладели большей частью города, германские наёмники перешли на иx сторону, и даже дворцовая стража проявила нестойкость. Вот что произошло дальше:
"Василевс Юстиниан и бывшие с ним приближенные совещались между тем, как лучше поступить, остаться ли здесь или обратиться в бегство на кораблях. Немало было сказано речей в пользу и того, и другого мнения. И вот василиса Феодора сказала следующее: "Теперь, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагой. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, не остается ничего другого, как только устроить их лучшим образом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение, и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тому, кто появился на свет, нельзя не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, василевс, это не трудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы тебе, спасшемуся, не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть - прекрасный саван". Так сказала василиса Феодора. Слова ее воодушевили всех, и вновь обретя утраченное мужество, они начали обсуждать, как им следует защищаться, если кто-либо пошел бы на них войной."
Кончилось всё хорошо. Верный Нарзес перекупил неверных сенаторов, на помощь Юстиниану пришли Велизарий и Мунд со своими закалёнными ветеранами, восстание было подавлено (Прокопий одной строкой сообщает, что погибло около тридцати тысяч человек). Но Феодора... Какая женщина! Юстиниана определённо никто не назвал бы мякишем. Напротив, он вошёл в историю, как величайший византийский император - победитель вандалов и готов, строитель храма св. Софии, кодификатор римского права, государь, безжалостный к врагам империи и церкви. Однако настал момент, когда Юстиниан Великий дрогнул. А Феодора - не дрогнула.
Отдавая власть в Византии не одному из василевсов, а святой василисе Феодоре, создатели игры "Цивилизация" знали, что делают
В момент восстания императрице должно было быть немного за тридцать (точная дата её рождения неизвестна). К тому времени у неё за спиной были детство в неполной семье, работа сначала артисткой в цирке, а потом - проституткой в Александрии, где один любовник бросил её без средств к существованию, длинная череда абортов и то ли случайное, то ли тщательно продуманное знакомство с будущим императором. Когда они встретились, Феодоре было двадцать с чем-то, а Юстиниану - ближе к сорока. Чтобы жениться на ней, он отменил закон Константина Великого, запрещавший неравные браки подобного рода. Семь лет спустя это спасло ему трон.
В этой истории мне нравится всё. Мне нравится, что её героиня - грешная женщина, которую православная церковь почитает, как свою святую (Иоанн Эфесский в "Житиях восточных святых" так и назвал её - "Феодора из борделя"). Мне нравится, что воля к власти играет в этой истории решающую роль, а действующие законы и происхождение персонажей - не играют ровным счётом никакой. Мне нравится, что те, кого мы называем византийцами, называли своих государей василевсами. Это слово можно перевести как "царь" или "император". Но можно и не переводить, и тогда его оригинальное звучание заиграет неожиданными красками (чтобы оценить их по достоинству, я делаю ещё глоток токайского).
На ум тут же приходит василиск. Греческое слово βασιλίσκος переводится, как "царёк", но его никто никогда не переводит. Василиск остаётся василиском в большинстве европейских языков (англ. basilisk, фр. basilic, нем. Basilisk, чеш. bazilišek); лишь на латыни его называют regulus, т.е. маленький царь. Этого небольшого крылатого змея можно встретить только в пустыне, потому что он всегда превращает в пустыню всё вокруг себя. Его дыхание разбивает скалы и сжигает траву. Его когти и клыки источают яд. Более того, даже тело василиска настолько ядовито, что если всаднику удастся пронзить его копьём, то от смертельного отравления погибнет не только сам наездник, но и его конь. Впрочем, подобраться к василиску на расcтояние удара копьём отнюдь не просто - он умеет убивать одним взглядом.
В геральдике василиск - символ могущества и царственности. Собственно, это воплощение власти как таковой.
Слева: самое знаменитое изображение василисы Феодоры - мозаика в Равенне. Справа: старинное изображение василиска. Делая носителя власти драконом, Евгений Шварц следовал старой и богатой традиции. Они и сами видели себя драконами и василисками. Например, на гербе миланских Висконти был изображён змей, поглощающий младенца.
У европейских текстов часто бывает двойное, а то и тройное дно. Прокопий из Кесарии приводит прекрасную речь Феодоры, в которой цитируется одно древнее изречение. Некогда попавшего в аналогичную ситуацию сиракузского тирана Дионисия Старшего кто-то из его друзей побудил к действиям словами "Тирания - прекрасный саван". Фраза стала афоризмом, но за истекшее между эпохами Дионисия и Прокопия время термин тирания получил негативный оттенок. В итоге речь святой Феодоры звучит несколько двусмысленно. Когда ради сохранения существующей власти на ипподроме изрубают в куски тридцать тысяч человек, некоторым гражданам невольно хочется спросить: "А это случайно не тирания?"
Однако Боже упаси от искушения давать кому бы то ни было в истории этические оценки. Тем более - христианским святым (помимо православных, Феодору почитают и некоторые протестантские деноминации). К тому же, широкая публика считает, что в ситуации, когда власть находится под угрозой, правитель должен действовать именно так, как действовала Феодора - без колебаний. Если эта мысль кажется Вам спорной, вспомните всеобщее презрение, которое снискал Янукович, так и не решившийся изрубить в куски своиx тридцать тысяч мятежников и выбравший бегство с деньгами на кораблях. Впрочем, чёрт с ним, с Януковичем, он действительно всегда был ничтожеством. Но ведь и многие блестящие государи изрядно подпортили себе репутации, вовремя не потопив в крови свои майданы.
В своё время я писал, что Людовик XVI был одним из величaйших королей во французской истории. При этом государе Франция освободила Америку и покорила небо (см. Герой двух миров и лучшая из республик). Но если вы отзовётесь об Освободителе Америки и океанов в таком же духе, в каком о нём говорю я, к вам гарантированно набегут оппоненты, знающие об этом правителе только одно: Наполеон назвал его трусом, пототому что он не расстрелял революционеров из пушек. Сам Буонапарте в таких случаях не раздумывал - сразу же вводил в город артиллерию и просто выкашивал недовольных картечью. Само собой разумеется, что в его величии никто не сомневается.
Однако психологию толпы оставим кому-нибудь другому. Я обещал вам, что буду говорить о психологии элит. Поэтому вернёмся к Феодоре. Насколько можно судить по прошествии столь долгого времени, императрица ромеев была сделана из того же теста, что и император французов. Эта поднявшаяся с самого социального дна женщина предпочитала скорее умереть в тридцать два года (или сколько ей было в момент восстания Никá), нежели смириться с тем, что её перестанут называть госпожой, и ради сохранения своего положения с помощью одной блестящей речи обрекла на смерть тридцать тысяч человек. Проанализировав поведение святoй василисы, любой психолог отметит следующие её черты:
- сосредоточенность на одной цели
- чувство собственной грандиозности
- склонность манипулировать другими людьми
- внешний шарм
- отсутствие эмпатии
- отсутствие страха
Постепенно мы разберём все эти свойства, а пока остановимся на последнем из них. В народе считается, что настоящий государь ничего не боится и никогда не уступает. Данный стереотип обыгрывается в одной рекламе крушовицкого пива. Реклама эта любопытна тем, что существует в двух почти идентичных вариантах. Разница между первым и вторым вариантами заключается в нескольких кадрах, длящихся каких-то 8 или 9 секунд. Понятия не имею, почему авторы пересняли ролик. Но у них получилась прекрасная иллюстрация к моему посту. Более наглядного видеоряда я и сам не смог бы придумать.
По сюжету король (вполне обычный malý král, мне так и хочется назвать его regulus или василиск) приходит в пивную в тот самый момент, когда барменша наливает последнюю кружку крушовицкого. Однако на пиво претендует и Томаш Ржепка (чешский футболист с репутацией очень крутого и злого парня). Не откажите в любезности, посмотрите оба варианта дальнейшего развития сюжета. Они длятся всего по 30 секунд.
КОРОЛЬ НИКОГДА НЕ УСТУПАЕТ. ТЫ ИЛИ КОРОЛЬ ИЛИ НЕТ (вариант 1)
КОРОЛЬ НИКОГДА НЕ УСТУПАЕТ. ТЫ ИЛИ КОРОЛЬ ИЛИ НЕТ (вариант 2)
Король в обоих случаях ведёт себя по-королевски. Но в первом ролике он мужественно преодолевает страх, а во втором - просто не испытывает его. Это кажется странным, ведь страх - одна из базовых человеческих эмоций. Для объяснения этого феномена мне нужно выпить ещё токайского. Одним глотком тут не отделаться. Я выпиваю целый бокал и погружаюсь в пучину времени...
... Двести двадцать миллионов лет назад... Это действительно пишу я? Ай, да токайское!.. Двести двадцать миллионов лет назад на Земле жили рептилии. В их миниатюрных мозгах существовало ядро, ответственное за две базовые эмоции - страх и гнев. Собственно, это ядро и управляло их бесхитростным поведением. В ходе последующей эволюции мозги населяющих планету видов всё разрастались, усложнялись и совершенствовались. Когнитивно-бехивиоральная психотерапевтическая школа говорит о трёх моделях мозга - динозавровой, тигриной и человеческой. Мозг млекопитающих (не только гомо сапиенсов, но и приматов, слонов, дельфинов и китов) развился до такой степени, что его обладателям стали доступны, например, сочувствие или альтруизм. Однако в самой глубине нашего мозга сохраняется оное наследие динозавров, отвечающее за страх, гнев и радость.
По латыни оно называется corpus amygdaloideum (англ. amygdala, фр. l'amygdale, чеш. аmygdala, рус. миндалина). Все последние двести двадцать миллионов лет миндалины (строго говоря, у нас их две, по одной в каждом полушарии) выполняют свою работу, формируя наши положительные и отрицательные эмоции. Однако среди нас есть люди, чьи миндалины функционируют не вполне нормально. Нарушение работы миндалин может вести к аутизму, депрессии, фобиям и т.д. А может - к отсутствию эмоций. .
Есть люди, чьи миндалины работают, если мне будет позволено так выразиться, наоборот. Если миндалины не реагируют на сигнал опасности, у человека не возникает чувство страха. В опасной ситуации эти люди обретают ледяное спокойствие, их физические и психические способности переходят в оптимальный режим. Таких людей среди нас насчитывается от 1 до 3 процентов. Бытовашее до недавнего времени предствление, что они в принципе не способны испытывать эмоции, ныне считается преодолённым. Новейшие опыты показали, что в лабораторных условиях у них всё-таки можно вызвать страх. Но столь специфическими способами, что в повседневной жизни этим можно пренебречь.
Некоторые из них превращаются в серийных убийц. Составляя от 1 до 3 процентов населения, они ответственны за более чем 20 процентов всех наиболее тяжких преступлений. Но те из них, кого не привлекает карьeра душителя или потрошителя, становятся директорами корпораций, блестящими хирургами, святыми, шпионами, успешными биржевыми маклерами, пожарными, банковскими грабителями и главами государств.
Для целей этого цикла мне захотелось назвать таких людей василисками. В ЖЖ подобные вещи вполне допустимы. Но в науке принята другая терминология. В конце прошлого века Всемирная организация здравоoхранения по соображeниям политкорректности попыталась ввести в оборот термин "личностное расстройство". Однако чтение специальной литературы, в том числе новейшей, изданной в 2011-2013 годах, убедило меня, что уважающие себя и своих читателей авторы в эту игру не играют. Профессионалы по-прежнему предпочитают старое доброе понятие психопатия.
Не приходится сомневаться, что если бы Феодоре довелось пройти тест на психопатию, она набрала бы очень, очень много очков. Эта василиса была прирождённым василиском.