Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Вопрос дня: Привидение

If you died and became a ghost and could only haunt one place, which place would you choose, and why?

Я бы выбрал алтарь православного храма. Потому что там нет демонов, которые могут меня, маленького призрака, похитить.
Tags: writer's block
Ватикан. Или надо ещё более конкретно? Тогда собор св. Петра. Чтобы быть не только под защитой, но и в курсе всех новостей.
Демоны есть везде. В алтаре их тоже полно.
Зависит от того, в какой ты конфессии
Каким образом?
Алтарь алтарю рознь.
Это да.
Но, демоны всё равно везде есть.
Что несложно проверяется личным присутствием в любом алтаре, в течении нескольких минут.
Нет, тут надо различать присутствие демона в физическом мире и его действие на на ум (для чего физического присутствия вовсе не требуется, так как наш ум сам выбегает из алтаря и бродит невесть где).
Физическое присутствие демона где бы то ни было - ведь достаточно специфическая.
В алтаре они (в норме) не присутствуют в этом смысле, хотя Бог может и это допустить с особой целью...
Вопрос о "физическом присутствии демонов" (сиречь об их телесности и соотношении с материальным миром) - мягко говоря дискуссионен.
Я склонен разделять т.з. ряда святых (ближайшим к нам по времени, авторитетным представителем этой линии является св. Феофан Затворник) о том, что демоны нематериальны, и потому никакого специфического "физического присутствия" в этой Вселеной у них нет, а есть только те или иные виды их восприятия людьми.
Мой понимание недалеко от понимания Феофана Затворника.
Демоны могут влиять на материальный мир. Когда они это делают, они в какой-то степени подчиняются его законам и "правилам игры" - в частности, обретают некоторую локализацию.
Потому что демон не может влиять на весь мир сразу - это превышает его силы.
В это смысле вполне можно и законно говорить о "присутствии".
Ну, тогда можно отметить, что (по свв. отцам) демоны могут, во время богослужений, оказывать влияние не только на помыслы, но и непосредственно на тело человека (в виде тех или иных несвоевременных физиологических проблем, например - типа расстройства пищеварения, головной боли или сонливости).
Да, это интересное возражение.
НО во-первых, такого рода "функциональные" расстройства могут возникать и без непосредственного физического воздействия (как реакция ожога под гипнозом) - вернее, каналом такого воздействия служит наша собственная психика, те же самые помыслы.
Я бы на Вашем месте спросил: а зачем тогда призраку прятаться в алтаре? он же - призрак, то есть, тоже нематериален.
Ну, сама коллизия с призраком воспринимается мной как "условно-фентезийная", и потому не интересная.
В отличие от вполне реально существующих (согласно моему вероисповеданию) демонов.
И алтарей. :)
А я вот воспринял вопрос вполне серьезно и серьезно на него ответил.
По смерти, когда душа выходит из тела, хорошо бы сохранить молитвенное расположение духа, наилучшим символом которого является пребывание в храме, а лучше - в алтаре.
Конечно, бесы постараются не допустить такого развития событий, рассеять ум - то есть, не допустить его в алтарь...

То есть, на самом деле я изначально вел разговор не про физическое присутствие в алтаре, а про сосредоточение ума в молитве. Которое на уровне зрительного восприятия, может выражаться, в частности, и как присутствие в алтаре.
А, педагогическая метафора исихии.
Тогда понятно.