papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про "Преступление и наказание"



Современный типический пейзаж Коломны

Прочел во френд-ленте один пост про «Преступление и наказание», и вышла там у нас дискуссия весьма плодотворная. Не то, что в интернете называют срачем, а именно обсуждение. Позиции у нас были разные, но мы не ругались, а приятно беседовали. И это, замечу, хорошо.

Обаче решил по итогам свое видение утрамбовать здесь. Сразу говорю, что это есть исключительно мое видение романа. Видение как читателя. Кому не интересно, можно не читать.

Итак, поехали.

Маленькое вступление из воспоминаний детства.

У меня, как и у всякого человека была бабка. Родилась она еще до революции, глубоко до революции, и посему помнила давнопрошедшую жизнь очень даже хорошо. Я очень любил слушать рассказы ее и ее сестры, как они ходили в Филипповскую булочную, какие баранки продавали на Андреевском рынке. Что было в Питере в кровавое воскресенье 1905 года, и т.п. и т.д. Весьма познавательно и поучительно.

Поучительно тем, что в отличие от рассказов моего деда, сына необъятного генерала со зверообразными эполетами и аксельбантами, бабушка и ее сестра были, как теперь говорят, из семьи среднего класса. Но не такой простой, не какие-то там врачи, учителя, аблокаты, а из семьи полицейского офицера. Посему в их рассказах присутствовали и истории из службы их отца, т.е. моего прадеда по линии бабки. Весьма поучительные истории, даже детективные порой.

Прадед был из обедневших остзейских баронов. Жил со службы. Т.е. поместий и иных доходов не имел. Какое-то время он служил в гвардии, а когда женился, с военной службы ушел и поступил в полицию, потому как человеку с семьей в гвардии без стороннего дохода прожить просто не на что не было – надо марку держать, а это расходы. Пока семьи не было, жил, питаясь в основном «бедным рыцарем» – похлебка такая из крошенного ржаного хлеба и жареного лука. Жену «бедным рыцарем» не покормишь. Ну, и так к слову, хоть к делу и не относится. Был он очень набожным, хотя и принадлежал всего ко второму православному поколению в их семье. Речь любил уснащать словечками из славянского языка. Он даже Апостол иногда в приходской церкви читал по воскресеньям. В общем, его будущий сват, мой прадед по деду, был для него, если не небожителем, то столь вышним начальством, что в облаках и не разглядишь, откуда на тебя кулак мыслящей руки свалится.

Брал ли он взятки? Думаю, что брал, потому как ничем иным дом в Гатчине, купленный для проживания на пенсии, объяснить не возможно. Иметь шестерых детей и приобрести домик, пусть и не великий, на его жалование по всем моим прикидкам ну никак не получается. Впрочем, его извиняет то, что тогда брали почти все и не из какой-то звериной тяги к потреблению, что мы видим сейчас, а исключительно из заботы о собственной старости. Пенсионы тогда были маленькие, да и жилье служебное у вышедших на пенсию отбиралось. Так что брали именно на дом, чтобы было, где старость провести, чтоб потом не мыкаться. Нет, были тогда и прямо-таки жуткие мздоимцы, но для особо увлеченных этим делом существовало правило: «Не по чину берешь!». Так что вполне можно было и в Сибирь попасть, если не по чину брать.

Ну вот, чуток про прадеда рассказал. Теперь про одно дело в самом начале его полицейской карьеры. История то ли 1890-го, то ли 1891-го, может, и попозже, но никак не позже 1895 года.

В Нарвской части убили отставного майора ХХХ и его десятилетнего сына-пажа (кадета Пажеского корпуса). Майор жил в небольшом своем доме у Нарвских ворот. Жил с пенсии и ростовщичества. Убили летом. Таки к осени нашли.

Суть такая. Навела на дело кухарка майора. Она была организаторшей и наводчицей. Была у него приходящей кухаркой месяца три. Вызнала, где майор хранил деньги и заклады, а потом нашла лихого человека. Лихой человек был из вечных студентов. Убил он майора и его сына обухом топора. Во всем они сознались и даже показали, где были спрятаны заклады (деньги они поделили).

Так вот при допросе его, студента, спросили:

– Да зачем вы на это дело пошли, ведь у вас отец коллежский советник и столоначальник в вашей губернии? Ведь вы могли вернуться домой, поступить на службу, иметь честный и прямой доход и готовиться к сдаче экстерновых экзаменов?

И вот что он ответил:

– С отцом у меня нет никакой связи. Он душитель свободы.

Вот такой вот реальный раскольников, правда, 90-х годов, но все же. Вот убить ребенка он может, а с отцом примириться не может. По политическим, т.е. высоким мотивам.

И таких раскольников в Коломне и Нарвской части были целые тучи.

***

А теперь про «Преступление и наказание». Для краткости буду его называть «Преступление».

Я лично считаю, это мое мнение, что с художественное точки зрения «Преступление» – самое лучшее произведение Достоевского. Ведь вкусно по языку написано. И драйв есть. Нет этого часто заунывного разжевывания, как в «Братьях Карамазовых», и рваности, как в «Униженных и оскорбленных», нету.

С драйвом вообще-то понятно, откуда он. Ведь по жанру «Преступление» – полицейский роман. Сейчас этот жанр умер, сменившись детективом, а тогда по всей Европе был очень популярен. Зачинателем его был Франсуа Эжен Видок (François Eugène Vidocq; 23 июля 1775 — 11 мая 1857). Бывший преступник и даже пират, а заодно зачинатель дела уголовного розыска в современном его виде. Фигура во всех смыслах примечательная. Он даже немного был фактическим главой французского правительства. Писал он бойко, но говорят, что за него писали литературные негры.

Эжен Сю вывел Видока в «Парижских тайнах» (тоже полицейский роман) под именем Родольфа Герольштейнского, на что Видок ответил романом «Настоящие тайны Парижа» (Les vrais mystères de Paris, 1844). У Бальзака Видок выведен под именем Вотрена, у Гюго в «Отверженных» он стал прототипом сразу двух – Жана Вольжана и инспектора Жовера. Его еще куча писателей использовала как прототип. Больно уж яркая личность была. В общем, это он запустил полицейский роман.

В России самым известным полицейским романом был «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского. Целая эпопея, вначале публиковавшаяся в «Отечественных записках», а потом вышедшая отдельно в четырех томах.

Так что с драйвом все понятно. Ну нельзя было в полицейском романе шибко уж разлюли малину выдавать, не формат это, говоря современным языком. Вот и вышло «Преступление» самым читабельным романом Достоевского.

Теперь про «главного героя», беру в кавычки, ибо мне сдается, что настоящий главный герой вовсе не он, но об этом чуть ниже. Вот кто такой Родион Раскольников? Вот давайте поймем, кто он. Просто, без всяких там идей. Вот идем мы по тогдашней Садовой улице и видим его бредущего от Сенного рынка или от Никольского. Вот что бы мы про него могли сказать? Кто он такой на общем фоне петербургских жителей.

А вот тут все просто. Вечный студент, имеющий проблемы с успеваемостью, а потому не могущий пробиться в число казенокоштных студентов, за обучение которых платила казна. Скажу сразу, что попасть в их число особого труда не составляло. Нужно было просто «успевать» по ряду предметов. Многие питерские студенты, проучившись за свой счет первый год, попадали в их число. Да, не сладко жилось, бедно жилось. Многие весь период учебы питались «бедным рыцарем», да подрабатывали уроками. Даже иногда подрабатывали тем, что грузили баржи с хлебом на том же Никольском рынке. Но они учились и учились успешно, грызли гранит науки. А он не грыз. Он идеи имел. Даже вот статью опубликовал пасмурную с довольно людоедскими идеями.

И таких вот раскольниковых, вечных опустившихся деклассированных студентов было в тогдашнем Питере пруд-пруди. Особенно много их было в Коломне, где и происходит действие романа. Замечу, что Ф.М. Достоевский сам жил в ней и очень точно все описал. Многие дома до сих пор стоят. Вот даже место, где Порфирий Петрович служил, полицейский участок, так даже и назначение не сменил – знаменитый 2-й отдел милиции СПб, куда часто свозят теперешних крамольников. Коломна вообще место фантастическое. Тут тебе и Офицерская улица, и дом Хвостова, где умер Суворов, и пышнейший собор Николы Мокрого, и Мариинский театр, и такие улицы и дворы, что и сейчас с опаской заходишь, а они уже тогда были. Некоторые черные лестницы так пропахли еще с тех времен «бедным рыцарем» и картошкой «жареной» на воде, что запах до сих пор стоит, не выветрился. Кстати, Акакий Акакьевич тоже в Коломне жил.

Вот в этом вот месте и жила большая часть вечных студентов. Именно из них и вышли все эти каляевы, каракозовы и прочие борцы за лучший мир, за святую свободу. И они тоже думу думали и мысль имели. И многие из них, кстати, имели куда вернуться. Вот даже Раскольников мог вернуться. Замечу, что и в службу поступить мог. Ну получал бы он в месяц рублей тридцать как коллежский регистратор. Ну, да не Стива Облонский, что восемь тысяч в год огребал, но жить-то можно было и не так уж бедно. Да и мать-старушка уход имела, а не жила бы в нищете, жуя беззубым ртом моченое яблоко.

А теперь посмотрим на поступок Раскольникова. На его, как говорят во Франции, жест, что в свою очередь можно перевести на славянский язык словом «подвиг» (Шансон де жест – Песня о подвиге). Вот в чем был «подвиг» «не твари дражащей»? Вот не знаю, многие ли такое видели в своей жизни, и многие ли имеют столь живое воображение, чтобы этот «подвиг» вживую представить. Я видел. Не буду ни кому желать его увидеть… В общем, паскудный вид это все имеет – проломленный череп, залитая кровью голова, часто выпученные глаза жертвы, куски и брызги человеческого мозга… Хреново это все выглядит. Кто хочет дополнительно понять, отсылаю к атласам судебной медицины… Вот такой вот жест, т.е. подвиг совершил «право имеющий». Такой вот поступок у титана мысли.

Да, Достоевский его не без положительных черт описал. Ну так оно понятно. Напишешь без положительных черт, читатель следующую книжку журнала не купит. А это гонорар автора. Достоевский с него жил и жил неплохо. И маркетинговую составляющую своей профессии он туго знал. Они даже вдвоем с Щедриным публичные скандалы на раутах устраивали для поднятия тиражей, а потом вместе тайком укатывали в Петергоф, где кутили в вокзальном ресторане и совсем даже морды друг другу не били и за бороды не таскали. А Толстой с Тургеневым только злились на этакую их рекламно-скандальную деятельность. Так что нельзя было Раскольникова страшным убивцем делать, никак нельзя. Да и у Достоевского, я думаю, тут другая цель была.

Вот давайте вот вдумаемся, вот кто положительный-то герой «Преступления», кто противостоит и как противостоит убийце и душегубу? И ведь идейно противостоит, не просто так, а и идеям Раскольникова? А вот Порфирий Петрович ему противостоит.

Кто есть по большому-то счету Раскольников и ему подобные, наводнявшие тогдашнюю Коломну? Да умственные трусы они есть. Им проще старушку или ребенка топором ухайдакать, чем признаться, что их высокоумные идеи довели лично их до положения парий. И домой к родителям им вернуться тяжелее, чем человека убить. Даже до Базарова не дотягивают. Увы. И это действительно сложная в психологическом плане вещь уметь быть честным с самим собой, уметь признаваться в собственных ошибках. Вот японцы не умеют. Они до последнего не признаются в них. В морской юстиции есть даже термин «японский синдром», когда капитан, однажды приняв ошибочное решение, прет на аварию как баран. Когда японцу становится очевидно, что поступал он и мыслил ошибочно, он выпускает себе кишки. В рамках христианства это невозможно. Это слишком простой и, если честно, трусливый способ. Вот ты попытайся переменить себя, понять, что ты жил по лжи. Да, часто это связано и с позором, но ты обязан пройти и через это, ибо и это часть отриновения в тебе ветхого человека. Это и есть часть покаяния. Кстати, покаяние по-гречески и есть «перемена себя».

Но ведь гордецы так не могут. Они же титаны мысли. Вот и Раскольников тоже себя титаном считал, не знаю как на счет отца русской демократии, идеи его больше к нечаевщине ближе, но титаном считал: «Тварь я дрожащая или право имею?»

А кто такой Порфирий? Полицейский следователь, чиновник. Не очень и большой. Речь простая, но с заковырками, выдающими его любовь петь по субботам и воскресеньям на клиросе в приходской церкви, читать "Часы" и, вероятно, Апостол. Т.е. обыватель в самом пошлом значении этого слова.

Но ведь этот обыватель все правильно в статье Родиона понял. Более того, этот филистер даже высмеял, при том весьма колко, основные положения статьи Раскольникова. Он же Раскольникова дураком, пардон, выставил. Червяк и размазал титана мысли! С чего это вдруг? Так, может, Порфирий-то совсем даже и не дурак, может, он потому и размазал, что что-то в жизни-то больше знает и понимает. И судя по тому, как размазал, выходит, что и Порфирий когда-то из таких же студентов-недоучек. Он сумел гордыню побороть и остался человеком, пусть и со своими тараканами, но не душегубствует.

Вот и получается, что главный-то герой «Преступления» совсем даже и не Раскольников, а Порфирий Петрович. Думаю, поэтому тогдашние прогрессисты как пираньи на Достоевского набросились, потому что все правильно поняли, поняли, что единственный, кто в этом романе живет не по лжи, так это не Раскольников, а Порфирий, пусть он иногда и не пропустит то, что ему само в руки плывет, но он единственный настоящий человек в романе. И самое им тогда обидное было то, что в жизни все примерно так и было, что их «имеющие мысль» собратья по большей части были умственными трусами и подлецами. Ведь тот же Нечаев, чьи мысли во многом перекликаются с мыслями Родиона тоже подлецом был, при том довольно жутким. Вот этого и не могли потерпеть тогдашние вольнолюбцы.

А обаяние у Родиона есть. Особливо его остро чувствуешь, если посмотришь фильм с Тараторкиным, а потом роман перечитаешь. Кстати, перечитывать хочется, вкусно написано.
Tags: Записки на манжетах
"Преступление" - это классический роман о неудачнике. Что есть неудачник? Существо, у которого амбиции расходятся с возможностями.
Конфликт "Родион - Порфирий" - весьма классический. Что есть Порфирий (как явление) глазами неудачника? Порфирий есть часть системы, которая ему, неудачнику, "мешает жить". Можно заменить Порфирия Петровича на Пал-Палыча Знаменского, а Родиона превратить из убийцы в фарцовщика... Да все фарцовщики времен Пал-Палыча о том и кричат-с, что их "система душила", от того они фарцовщиками и сделались. Больная, понимаете ли, совесть, заставляла иконы на джинсы выменивать-с... Обычное дело-с!
Отчасти верно, но только отчасти. Раскольниковы становились не потому, что они были неудачниками по жизни, а потому, что вместо учебы они увлекались "идеями". Я тут у себя воспоминания Ключевского постил как раз про эти годы. Ведь толпы студентов вместо учебы занимались "общественной жизнью". Фарцовщики, что я помню от "общественной жизни" держались в стороне. У них и интеллекту на это не хватало.
Вы не понимаете, как мне кажется. "Идеями" увлекаются потому, что больше ни на что нет способностей. Просто у Вас способностей было много, Вам и непонятно. Мне, как существу бесталанному, соблазн заделаться Раскольниковым являлся лет до двадцати пяти регулярно. Не в плане зарубленных старушек, а в плане "идей".
Что до фарцовщиков - любой ветеран той старой фарцы с охотой Вам расскажет про то, как его система душила. Не верите?
Да что ж не верить? Такое иногда плели, но ума у них в массе не было, а у тех, у кого он был, он был полностью заточен под уголовщину. Кстати, многие из них потом "авторитетами" стали. Но до "идей" ни один из них не дорос.
Так кажется, потому что идеи уж больно неоригинальные, да и выразить их нужно уметь. Но среди знакомых лично мне уголовных авторитетов было очень много, к примеру, откровенных ницшеанцев. Правда Нитче они наврядли читали. Тут уж каприз ноосферы, я полагаю.
Ну, тут ничего дивного нет. Практически все уголовники ницшеанцы по жизни. При этом, как вы счастливо заметили, про самого Ницше они и не слыхивали. Правда, один считал его детским учителем Гитлера и сильно обиделся, когда его назвали ницшеанцем.
Чудны люди в многообразии своем!

А ниже в комментариях верно сказано - роман глубже, роман о покаянии, об искуплении. Порфирий (ах, как бы его сыграл Питер Фальк!) на самом деле внутренняя деталь самого Родиона. И он, и Соня, и Мармеладов - это все душевные струны самого Раскольникова.
Так я и написал, что Порфирий и есть Раскольников, но смогший переменить себя (покаяться), а потому и оставшийся человеком, единственным человеком в романе (Вот я написал: "...судя по тому, как размазал, выходит, что и Порфирий когда-то из таких же студентов-недоучек. Он сумел гордыню побороть и остался человеком, пусть и со своими тараканами, но не душегубствует).

А остальные. Остальные, увы, мебель, нужная для развития сюжета.
Не согласен, что остальные - мебель. Практически все персонажи Достоевского - это сам Федор Михайлович (он сам об этом говорил неоднократно).
Ф.М. весьма непростой человек был. С двумя, а то и тремя днами. Вот вся Россия думала, что они с Щедриным непримиримые враги, а они в Петергофе в ресторации в это время заседали. А на публике скандалы публичные закатывали, впечатление такое у людей было, что если вот прямо сейчас не подерутся, так друг друга на дуэль вызовут, а они на следующий день ехали в Петергоф и спрыскивали удачно проведенный спектакль по продвижению своих без всякого сумнения литературных шедевров.

А то что написаны все персонажи непроходно, правдиво, с мясом, так мастер был Федор Михайлович. И, конечно, да, дополнительных мыслей он туда тоже напихал, а не только главную.
Да, с Щедриным - это они ловко.

Мне вот спрыскивать нечего, а то, пожалуй, тоже закатился бы в Петергоф... да хоть бы в Старую Деревню. Чудный там прежде был цыганский хор...
Подвиг не в том, чтобы убить (какое уж тут), а в том, чтобы раскаяться.
Прошу прощения, но когда я это
http://proza.ru/2007/11/25/515
писала, немного интересовалась историей написания, газетной публикацией, с которой все началось. Собственно, если проследить, сюжетные истории для большинства романов ФМД брал из газет и самой жизни, т.сказать. И вы слишком строги: ни Нечаев, ни Раскольников не заслуживают "подлецов" - это слишком прямолинейно, там сложнее все было, запутанее (имхо).
Истории Раскольникова в Коломне и Нарвской части происходили постоянно вплоть до 1914 года.
А после 1914, как отрезало:)

Там была конкретная история. И, если мне память не изменяет (завтра уточню), не в Коломне вовсе.
Там пошла другая история. А для Колмны и Нарвской части до 1914 года все было вполне типически. "Вечные студенты" были вполне обычным явлением среди душегубов.
Меня водили в дом Раскольникова - я Питер не очень хорошо знаю, но мне кажется это где-то с левой стороны от Вознесенского проспекта по направлению к Сенному рынку. Кажется, на перекрёстке Гражданской улицы с какой-то ещё. Это разве Коломна?
Это и есть Коломна, самый восточный ее край. Недалеко от Львиного моста, славного тем, что там в 1960-е - 1980-е годы стояла пивная бочка, содержимое которой однажды скупил один известный ленинградский поэт и герой Соцтруда, и поил из нее окрестных мужичков.
Нет, не Коломна. Коломна за Крюковым каналом, а Раскольников жил в Столярном переулке рядом с Сенной по правую сторону от канала.
Я-то имела в виду то, что история с прототипом Раскольникова произошла вообще не в Петербурге, а в Москве, И убил двух женщин не студент, а купеческий сын.
Коломна отнюдь не за Крюковым каналом только. Это была полицейская часть, которая и сейчас "окормляется" 2-м отделом милиции.

А то, что прототип Раскольникова был из Москвы, роли не играет. Вообще. Это частый прием, когда типическое преступление переносится в другое место.
Думаю, все же играет.
И как играет? Вот тут мне действительно очень интересно.
И еще. Для меня любой душегуб - подлец. Просто подлец. Особенно, когда он свое душегбство "идеями" оправдывает.
Эка вы их ранжируете.
Ну, можно и так, наверное.

Не совсем согласна с вашей трактовкой образа Раскольникова, но прочла с интересом.
Вы просто этих подонков живьем не видели, а я как сотрудник советской прокуратуры нагляделся и наобщался. Вот я не понимаю, как можно, подобно Нечаеву, человека убить (я сам убивал, если что, но в армии (на флоте)), но я не могу понять чтобы вот так взять и душу человеческую изнечтожить. А этот подонок смог. И оправдания этому убивцу нет. Просто нет. Отброс и гадина. Вот мое мнение.

И на людей с разбитыми черепами я не только в СССР нагляделся, я их и потом в Германии видел. И маман, что малолетних девочек и мальчиков продавали дальнобойщикам.

Так что гадостную сущность всех этих "прогрессистов" я и в конце 20 века видел, своими глазами. В Германии даже чуть не спился, если честно.
Нечаева я как раз понимаю. Т.е. понимаю, откуда ноги растут такого его выбора. Незаконный сын помещика Епишкова. Все, чего добивался, добивался через пот и унижения. Талант налицо, желание учиться есть, а жить нечем. Места учителя Закона Божия в Андреевском приходском училище столице добился своим лбом. Как вольный слушатель, поступил в университет, где встретился с Ткачевым - и покатилось.
Но! Существует вполне обоснованная версия, что он был внедренным агентом полиции (Герцен был того мнения).

По Раскольникову: таки не петербургский студент был конкретным прототипом Родиона Романовича, а купеческий сын из раскольников, двадцати семи лет от роду. Преступление было совершено летом 1966 года и не в Петербурге, а в Москве. Весной того года ФМ жил в Висбадене, а летом и в начале осени гостил у сестры Веры Михайловны под Москвой - в Люблино.

Я немного не о том, не по реальному прототипу Раскольникова, я про то, что тип "вечного студента", постепенно опускающегося и впадающего в ничтожество, был типическим именно для Коломны и для Нарвской части. И Достоевский, живя в Коломне, видел их каждый день. Так что Раскольников весьма типичен и для Питера той поры, да и идеи у него весьма типические.

И про версии.

Мнение Герцена или кого-либо еще совсем даже не доказательство. Это только версия. Пока нет фактов, она находится на уровне "может так, а может и не так". Так что прятаться за нее не нужно. Улик связи Нечаева с полицией нет. Точка. А Герцен мог иметь любое мнение.
а как с такими бороться?
Ведь пришибив такого душегуба, самому придется стать душегубом
Для этого и существует юстиция.
а если душегубы руководят юстицией и работают в ней?
А вот это уже то, что я лично называю бесплодным умствованием. У юстиции есть свои нормы, так что хочет кто или не хочет, но даже душегуб вынужден следовать ее нормам, если он внутри ее.

Вот был Гитлер в Германии. Ну, был и что? Вот что? Мало кто знает, но большая часть законов, принятых при Гитлере, продолжают действовать и поныне.
-/А вот это уже то, что я лично называю бесплодным умствованием.

можно подумать, это я отказывался брать взятки работая в юстиции.

-/У юстиции есть свои нормы, так что хочет кто или не хочет, но даже душегуб вынужден следовать ее нормам, если он внутри ее.

вот именно.
А я говорю про тот случай когда "если нельзя, но очень хочется, то можно"
И начинается отмазывание своих и замазывание чужих.

-/Вот был Гитлер в Германии. Ну, был и что?

действительно, ну и что?

советником канцлера Аденауэра (того самого, которого Хрущев в своих речах честил во все корки) работал некто Ханс Глобке — создатель печально знаменитых «Нюрнбергских расовых законов», западногерманской КГБ (Федеральной службой по охране конституции), руководил бывший начальник службы сбора информации РСХА Эрих Венгер, внешней разведкой заправлял бывший сотрудник СС и СД Райнхард Гелен, немецкую полицию (BKA) создавал выпускник командной школы СС в Шарлоттенбурге Пауль Дикопф.

-/большая часть законов, принятых при Гитлере, продолжают действовать и поныне.

так я ведь не про абстрактные законы спрашивал, а про конкретных исполнителей.
С ними как быть?
Вы опять нагородили кучу бесполезных сущностей. Я же вас просил отказаться от форумного формата.

Сведите все к одному вопросу, а то, право слово, даже и не совсем понятно, что вы хотите спросить.
я и спросил,
"что делать если душегубы руководят юстицией и работают в ней?"
Так я и ответил. Разве нет?
нет конечно
бесплодным умствованием можно назвать постройку моста Москва -Нью-Йорк, а не привычную нам коррупцию, множество примеров которой я вам накопаю по новостям за пару минут.
И я не имею в виду привычные подношения а-ля чаевые(от них никуда не деться), а отмазывания убийц от тюрьмы и сажание в тюрьму людей по сфабрикованным обвинениям, или же банальные убийства диагностируемые как "он сам об мои сапоги головой бился".
Как правило и это все получает воздаяние рано или поздно.
как христианин я с вами соглашусь, каждому воздастся по делам его, и все они будут гореть в аду.
Но людям пострадавшим от этого - не легче.
Да и наказания могут быть очень мягкие "как для своих", вроде условного заключения.

примеры
http://medkorr.livejournal.com/8069.html
http://www.democracy.ru/article.php?id=2596
http://www.grani.ru/tags/police/m.183791.html
http://www.livejournal.ru/themes/id/6878
И к чему все эти тучи ссылок? Вы же сами счастливо сказали, что верша правосудие напрямую, берясь за топор, проламывая головы душегубам, сам таковым становишься. Так что пускай это все-таки делает юстиция, какая бы корявая она ни была.
ну вот, я надеялся дождаться от профессионального юриста ответа на вопрос, что делать с убийцами, оказавшимися во главе механизма по борьбе с ними.
а мне порекомендовали, расслабиться и получать удовольствие. :(

а говоря о том, что я говорил, то я все таки различаю любовь по согласию и изнасилование.
И если у юстиции есть право на насилие и даже убийство нарушителей общественных правил, то у душегубов такого права нет. Вот меня и заинтересовал ответ, как можно бороться с теми, кто может тебя убить не боясь наказания и прикрываясь корочками.
Вы берете пограничную ситуацию и принимаете ее за норму. Исходить все же нужно из нормы.
скорее это вы берете среднестатистическую ситуацию и растягиваете ее прикрывая границы, а я всего лишь интересуюсь, что скрывается под прикрытым?
я не отрицаю того, что юстиция направлена на борьбу с убийцами, но еще древние римляне говорили Quis custodiet ipsos custodies? (кто устережет самих сторожей?), т.е. это очень старая проблема.
Правильно. Не согрешишь – не покаешься. А чтобы покаяние стало подвигом, и грех должен быть сурьезный.
Ну зачем Вы так все упрощаете? Вот зачем? Нет, я даже понимаю, но зачем?

Вот, если честно, вот будь рядом со мною такой раскаявшийся Раскольников, нечто я бы ему поминал? И нечто бы я считал его подвиг выше, чем подвиг простой вдовицы, что лепту принесла? Ну зачем?

Я просто молчу. И никогда не скажу, что люди просто делают, ибо не нужно это.

Неправы Вы. Просто неправы. Вот бывает так у человека, вот говном он был, а стал Человеком. И хорошим ЧЕЛОВЕКОМ он стал. Так что? Его всю жизнь попрекать? Да как же он станет человеком-то, если его вечно в дерьмо макать? А почему-то радоваться нельзя, что говно ЧЕЛОВЕКОМ стало?

Я про то, что Порфирий смог Дьявола из себя изгнать, а вот Родион бесенка холил и лелеял, пока тот толстым и жирным не стал и Родиона на душегубство сподвигнул. Вот взял и сподвигнул обычного слабого человека, хотя и умного. Вот я об чем.
Дык ведь, собственно, здесь не про Раскольникова и не про попреки ему. Вот вы, видя раскаянье молчите и тихо радуетесь. И очень правильно.

А кто-то считает раскаяние подвигом, восхищается этим подвигом, да и не тихо. А от восхищения плавно можно и до “причисления к лику” прийти. Михал Борисыч тому очень яркий пример.
А я вот восхищаюсь раскаянием. Вот действительно. Тут же себя надо переломать. Я столько видел тех, кто душегубствовал, и только одного раскаявшегося. Вот честно. Просто человек стал ЧЕЛОВЕКОМ.

И еще вот два разбойника рядом со Христом висели, ведь тоже душегубцы скорее всего. И один сказал просто, даже ничего не попросил:

- Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем.

Все, что он и сказал. Даже имя этого разбойника не знаем. А что Спаситель ему в ответ?

- Днесь со Мною будеши в раи.

Вот так.

Вот просто и так.

Так что раскаяние, исповедь, не то, что ты набубнишь батющке, как в новгородцы говорили, повозить попа в лукошке, а искренняя исповедь перемена себя, она дорогого стоит. Человеку менять себя, ломать через колено приходится. А это куда сложнее, чем японцы себе кишки выпускают, или некоторые немецкие бароны пачками себе в 1945 году пули в висок пускали. И Гитлера не любили, но и не хотели признаться себе, что дьяволу во плоти служили. Гитлер, кстати, очень обаятельный человек, но ведь зверь, и вот всем этим князьям zu, пфальцграфам zu und von, графам и баронам von было проще застрелиться, чем признать, что служили-то дьяволу...

Раскаяние, исповедь (перемена себя, как это Церковь понимает) куда тяжелее, чем горло себе перерезать, кишки пустить или пулей себе половину черепа разнести. Это, если честно, без вранья.

И нельзя человека искупленным грехом попрекать. И сам во грехе, ибо за счет него свою гордыню тешишь, да и его искушаешь.

Зачем? Зачем возвращать Зло в мир? Ненужно это.
Вы так и не поняли, о чем я. Не попрекаю я раскаявшихся искупленным грехом. Я, так же, как и вы, этому тихо радуюсь. Попрекаю я не согрешившего, а тех, кто делает из чужого раскаянья фетиш, публично им восхищаясь, и, по моему мнению, вводя тем самым в соблазн кого-то, кто еще и не согрешил.

Вот был у Лескова рассказ, названия не помню, как два дикаря везли двух попов по тундре. Один дикарь был крещенный, усвоивший идею покаяния, а второй поклонялся своим дикарским духам. И как по-разному повели они себя в экстремальных условиях. Первый своего попа бросил, решив, что позже покается за этот грех. А второй, рискуя собой, своего попа спас, так как у духов раскаяние было не предусмотрено.
Тут у обоих дикарей неправильно, мне кажется. Один, просто подлец, знавший про "вывоз попа в лукошке" (ложное покаяние), да и второй, как посмотреть, если бы про вывоз попа в лукошке знал, не известно как поступил бы.

И попы тут не причем. Вообще. На их месте может быть любой человек, хоть я, хоть Вы. Нет морали тут. Просто нет.

Да и на попов я разных навидался. Всякие есть и были. Вот Серафим Чичагов или Вениамин Петроградский. Оба митрополиты, оба на одной кафедре, оба святые. Вениамин ведь рабочим епископом прозывался. Он же по домам рабочих ходил еще когда викарным архиереем был, требы как обычный поп творил. Того покрестит, того отпоет, Синод даже в 1914 году неудовольствие выражал, что Архиепископ как обычный поп по требам ходит. Или вот Серафим Чичагов, герой войны 1878 года. Вот артеллерист-полковник и даже АРИСТОКРАТ (вспомните его предка адмирала Чичагова), вот взял и пошел в попы. Вот каково его-то жене, когда ее муж попом-то стал? А ведь он Христу до смерти верен был. Как назначили на кафедру, так с обновленцами воевать начал, да так начал, что почти все храмы в три года вернул. А потом у него раны вскрылись, я тут прадеда вспоминаю. А потом и его с сочащимися сукровицей ранами взяли и стрельнули. И на геройство не посмотрели, и на раны, и на старость, что он сам в гроб уже смотрел.

Вот у меня двоюродный дед был поп, митрофорный протоиерей, вот сын этого самого полицейского подполковника. Вот Вы бы этого Николая Николаевича в День Победы видели! Грудь вся в орденах! И кулачищи потомственного гвардейского остзейского барона и отчасти русского купчины! А видели бы Вы его на службе, как он искренне плакал, когда служил (он просто все Евангелие во время службы переживал, а Литургия и есть встреча со Христом), и как к нему люди на исповедь-то бегали. А ведь у него в войну и жену и детей убило, жену его и младшего сына его соотечественники убили, вот просто взяли и под Ригой расстреляли жену советского офицера вместе с ее сыном... И он тоже не дурак-солдатик, он тоже артдивизионом командовал. И не из призывников, он две войны офицером оттопал (Финскую и Отечественую).
Истинно.
Спасибо. Прочел ваши рассуждения с большим интересом. Давил и давлю в себе “идеи”.
:)))

Но идеи как таковые, я лично полагаю, давит не надо. Не надо, чтобы они превращались в зло для других людей. Главное, чтобы нечаевщины и наполеонства не было.
Вопрос сложный. Любая, даже самая позитивная, любых, даже незначительных масштабов, идея состоит из, скажем, технической части и статусной части.
Техническая часть содержит способ “осчастливить человечество”.
Статусная часть – как и сколько с человечества слупить за осчастливливание.

И любая, даже самая позитивная идея становится злом, если баланс между этими частями нарушен в пользу статусной части. Возможно, я и не прав, но я всю жизнь в своих идеях статусную часть сознательно придавливал.
+1

читается, что называется, на одном дыхании
без лести скажу: хорошо пишете
Спасибо. Ну хоть в чем-то согласны?
с трактовкой ПиН? согласен, я к Раскольникову вообще брезгливо отношусь
но суть-то не в этом - даже если бы был категорически не согласен, пишете всё равно хорошо )
Пасибки. :)))
Чуть другой срез: психологи назвали бы Раскольникова типичным нарциссом. Нарцисс - человек с болезненной любовью к себе (к своим идеям), который уверен, что все говно, а он один д'Артаньян. К сожалению для статистики и к счастью для Раскольникова, он не мог просто принять на веру свою уникальность. Его разум потребовал доказательства чувств к самому себе. Внутренний демон затребовал жертву. И вот уже принеся эту жертву, его внутренний рационалист, который сначала сподвиг его на убийство, теперь же начал сомневаться в необходимости совершённого.
По-сути, Раскольников изобрёл велосипед: экспериментально доказал самому себе, что убивать бабушек не есть хорошо. Некоторым это очевидно с детства, некоторые заново открывают это для себя в период переоценки ценностей, ну а Радион пошёл самым сложным путём. На фоне этого не удивительно, что он относился к категории "вечного студента". Не мог же он просто выучить то, что хотели от него преподаватели, ему нужно было обоснование и причина для всего подряд.
Тут есть одно "НО". Убийство вот таким именно макаром выдает человека, преступившего даже элементарные правила брезгливости. Это допустимо на войне, в бою, но это мерзко при обычном убийстве в бытовой обстановке. Говорю как человек, видевший разбитые черепа и в бою и на обычных убийствах, даже бытовых. Так может самоутвердиться только уж совсем большой подлец. Выродок так самоутверждается.
Это бесспорно, то что я написала не делает его менее отвратительным.
Мне кажется, что этап "преступания элементарных правил брезгливости" у него благополучно закончился ещё когда он только начал развивать свои идеи. Дальше он, будучи абсолютно замкнут внутри собственного умствования, отрезав себя от других людей, не воспринимая их, в своём поведении ничем не отличался от двухлетки таскающей за шерсть кошку. Кошка может орать и вырываться, а ребёнок будет сосредоточен на собственных ощущениях, на том какова эта самая шерсть на ощупь. Он ей даже шею ненароком свернуть может.
Кстати, ведь старушке в книге выделено вообще мало места. Старая, род занятий: процентщица, одинокая, вредная (со слов ГГ). Вот и всё, что мы знаем об одной из форм священной человеческой жизни. Любила ли она чай с ватрушками?
Зато, личность Раскольникова описана досканально, со всеми душевными метаниями. Но и ему старушку не жалко, его больше беспокоит не каково ЕЙ, а каково ЕМУ после того, что он сделал с ней.
Вот мне и кажется, что на момент совершения, вопросы элементарной брезгливости были давно задвинуты в область абстрактного, на соседнюю полку с отетственностью за свои поступки.
-/будучи абсолютно замкнут внутри собственного умствования, отрезав себя от других людей, не воспринимая их, в своём поведении ничем не отличался от двухлетки таскающей за шерсть кошку.

абсолютно несогласен.
ибо если бы он был замкнут внутри себя, убить хоть десяток старушек ему было бы столь же легко как убить муху.
А Родя разглагольствуя о праве старушки на жизнь и прочих тварях дрожащих накручивает себя, пытаясь отгородиться от реальности своими "идеями".
Я ниже там дописала почему я так думаю. Аналогия с ребёнком не настолько прямая.
Вот вы пишете "пытаясь отгородиться своими идеями", и я говорю, что он был за счёт этих идей практически изолирован от общества, пока не убил старушку, что вызвало достаточный стресс для того чтоб заставить его пересмотреть свою личность, пусть и нехотя. Но недостаточный для того что бы подумать о ком-то кроме себя, частности о бабушке, которую он убил. Именно вот эта зацикленность на самом себе и своих переживаниях и роднит его с ребёнком мучающим кошку.
Русская революционная клоака состояла большей частью из двух типов людей - идейных сволочей (Раскольников) и идейных дураков.
По части "идей", а не носилось во времена "фарцы" заразы никакой в воздухе. Да и сейчас не носится, по большому счету. Вот и нету "идейных" в количестве. Тогда-то, во времена Федор Михалыча, все это было свежо, Свобода, геволюция, брожение в умах. А сейчас что? Левая идея сдохла (немногочисленные шмуклеры невсчет) , нацики разве что остались, но тоже боян, да и примитив же, не тянет на Идею. Это так, биологическое скорее.
Вот интересно даже, а появится ли что еще для этой целевой аудитории, юношей бледных