papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про бунт 1825 года при восшествии на престол Николая Павловича и одну тайну



Если говорить серьезно, отбросив разлюли-малинную шелуху про высокие идеалы, а равно и то, что навертели советские историки, в том числе и те, что тайно диссиденствовали в 70-е - 80-е годы, то от бунта на Сенатской площади за версту разит не революцией, как ее принято понимать, а дворцовым переворотом в понимании осьмнадцатого века.

Нет, были, конечно, дурачки, замечу, малообразованные, совершенные Иваны Федоровичи Шпоньки, набитые идеалами дуэльной морали, но их просто использовали, как в свое время использовали и Державина, участвовавшего в перевороте, приведшем к власти Екатерину Алексеевну. Державину повезло, что тогда у заговорщиков все выгорело, а то бы покончил он дни свои в Сибири, коли не оказался бы колесован. Ему бы еще и шулерство припомнили. И не было бы великого русского пиита и одного из создателей современного русского языка.

Но отличие бунта 1825 года от других лейб-компанейских проделок в том, что мы так и не знаем, кто стоял за всеми этими событиями. Почитать Пестеля, этого пустоголового садиста идейным вдохновителем, может, и можно, но только вдохновителем шпонек, да и то в "Южном обществе". Почитать организатором бунта, т.е. человеком, что спланировал его, князя Трубецкого смешно. По отзывам современников в ссылке он совершенно опростился и выказывал себя очень недалеким человеком. Это можно было бы почитать игрой, но играть на протяжении тридцати лет?..

Кивали на Сперанского, кого заговорщики почитали видеть в числе членов своего правительства. Но Сперанский тогда совершенно был не у дел. Т.е. он не имел никаких рычагов власти, чтобы как-то организовать смуту. Жил фактически частным человеком.

Еще одной фигурой был приятель Сперанского адмирал Мордвинов, что единственный из членов следственного комитета по делу декабрьского бунта отказался подписать смертный приговор. Но Мордвинов, при всей интересности его фигуры (англоман, что может вывести на "гадящую англичанку", либерал и т.п.) вовсе не служил по воинской части. Он был в тот момент председателем департамента гражданских и духовных дел Государственного совета, а также был членом Финансового комитета и комитета министров. Т.е. Мордвинов в тот момент не служил по воинской службе, хоть и был вполне настоящим и заслуженным адмиралом. Но боевым адмиралом он был очень давно. И кроме того, в 1825 году ему был 71 год. И хотя Николай Семенович дожил аж до 91 года, все-таки 71 год не тот возраст, когда составляют комплоты.

Была еще одна фигура, которую иногда все-таки мельком называют организатором. Но советские историки и историки либерального толка стараются всячески ее не поминать, ибо коли окажется, что организатор декабристского бунта именно этот человек, вся история этого "рывка к свободе" заиграет новыми причудливыми красками.

Вообще-то, Николай Павлович держал под сильным подозрением человека, на которого и подумать-то сложно. Он подозревал Аракчеева.



Тут такое дело. Алексей Андреевич был начальствующим над военными поселениями. Почему-то все считают, что они были только в Новгородской губернии. Фишка в том, что большая их часть была на Юге. Но самое любопытное, что большая часть членов "Южного общества" были офицерами полков военных поселений на Украине.

В июне Аракчееву поступил рапорт от унтер-офицера 3-го Украинского уланского полка, входившего в корпус военных поселений и расквартированного в Новомиргороде, Ивана (Джона) Шервуда о деятельности "Южного общества". В июле Шервуда доставили к Аракчееву в Грузино, а потом отправили в Петербург, где он был представлен Александру I. Шервуда отправили взад, якобы с августейшим заданием войти в состав членов общества и доносить обо всем лично Аракчееву нарочитыми депешами.

История с Шервудом довольно мутная. Очень похоже, что все полученные от него депеши Аракчеев клал под сукно.

Во всяком случае, в середине лета о деятельности "Южного общества" было известно столько, что всех тамошних шпонек можно было брать с потрохами.

Был и еще один момент, вызвавший очень большие подозрения Николая Павловича к Аракчееву. Аракчеев был единственным военным сановником, что приняв присягу на верность Николаю Павловичу в Зимнем дворце, не участвовал в подавлении бунта.

Из материалов декабристского дела совсем не ясно, нарыли ли что-то на Аракчеева или нет. Но факт остается фактом, что в начале 1826 года Аракчеев был отправлен в отставку и скоропостижно уехал из России "в путешествие". Отставка и отъезд были столь стремглавые, что Аракчеев даже не передал дела по занимаемым им постам.

Вернулся он в Россию только в конце 1833 года за несколько месяцев до своей смерти.

Но повторяю, никаких иных фактов против Аракчеева, кроме истории с Шервудом, неучастии в подавлении бунта, личных подозрениях Николая Павловича и скоропостижных отставки и отъезда из России, нету. И, вероятно, никогда не будет найдено.

Но если кто-то из историков нароет еще косвенных фактов, что позволят говорить с высокой степенью вероятия, что за декабристским бунтом стоял Аракчеев, это будет номер.

Да если окажется, что Аракчеев с большой степенью вероятия был в числе высших реальных участников заговора, а не тех шпонек, что вышли на Сенатскую площадь, то вся история с этим бунтом примет совсем иной оборот. Тут сразу всплывают несколько сюжетов: старец Федор Кузьмич, Государственный совет, что так и не стал парламентом, и т.д. и т.п. Все это к свободомыслию не имеет никакого отношения.

Но самое важное то, что отмахиваться от гипотезы, что Аракчеев был причастен к декабристскому заговору, невозможно, ибо царские подозрения были, а подозрения у царей редко возникают на пустом месте. Уж такие цари люди. Т.е. если подозрения Николая Павловича были беспочвены, нужно ДОКАЗЫВАТЬ, что он ошибался. И пока этого никто, на сколько я знаю, не сделал.
Tags: die kunstkammer, Николай Павлович
Я грешу на Милорадовича

gur64

December 25 2012, 07:13:48 UTC 6 years ago Edited:  December 25 2012, 07:22:03 UTC

И не вы один.
Но за Милорадовичем в полный рост встает maman Мария Федоровна:)

Кстати вот вопрос - Допустим, что А.А. Аракчеев причастен к делу. Вряд ли в случае успеха он собирался вводить республику. Еще менее вероятна его собственная коронация:) Значит, он переворот в пользу кого то мыслил. Кого?:)
Я тоже слышал, что маменька имела серьезные амбиции. Но отдала бы военная хунта во главе с Милорадовичем ей власть - вопрос. Что касается Аракчеева, то в его заговорщические планы мне верится с трудом. Однако почему он решил отсидеться в Грузино в то время, как император Александр отправился в Таганрог на войну с Турцией - вот вопрос.
У maman с 1801 года были амбиции. Уроженки Штеттина - они в этом плане бойкие:)
Заметьте, и Милорадович, и Аракчеев - люди, к старому двору близкие.

"военная хунта во главе с Милорадовичем"
В хунте состоять кто-то должен.
Кто?
а пуркуа бы не Константин?
Да уж... Косвенные доказательства следует рассматривать в их совокупности. Ждем-с)