Могила Рамо рядом в Пантеоне с могилой Люлли. Но если Люлли - воплощенная чистая страсть к музыке, что даже умер из-за своей страсти, то Рамо - француз возлюбивший музыку. Люлли - итальянец, что по воле короля-Солнца стал французом. Именно французом, будто никогда и не был итальянцем. Люлли такой же француз, как и все остальные, впрочем, он дворянин с титулом и замком. Но он француз. И совсем не потому, что так ему повелел король. Он ничуть не итальянец по своему устройству мозгов, но он любит музыку со страстью итальянца, он не мыслит себя вне ее, а потому и погибает ради нее.
История про дирижера, что умер от того, что проткнул себя дирижерской палочкой вполне реальна - это Люли. Он и умер. Истоия именно про его смерть, про смерть великого Люлли. Только во времена Люлли короли музыки дирижировали огромными посохами с золочеными набалдашниками. Такой посох с острым концом был и у Люлли. Им он и проткнул себе ногу...
Рамо - совсем иное. Он тоже француз. Но он француз Церкви. Он сух, и в общении, и как человек. Нет, в молодости он был прекрасным, подобно Аполлону, но он сух. Он очень силен физически - он может топором снести в два удара молодую сосну (я могу сказать, что это очень сильный человек), Но он крайне сухонький при этом телом, т.е. о его физической силе и не догадаешься, пока этот старичок, тебя не придушит.
Рамо как человек был бесстрастен, но он и один из самых страстных композиторов за всю историю музыки. Математик, что всегда ходил со шпагой. Рамо простолюдин, в отличие от дворянина Люлли, что никогда не носил с собой никакого оружия, полагаясь целиком на свою невероятную физическую силу.
Дебюси как-то написал в письме: "Чем больше я постигаю Люлли, тем больше понимаю, что без него вообще не могло быть никакой современной музыки, ровно так же как и без Рамо не могло быть современной национальной французской музыки. Люлли - огромная гора, Рамо - высокий шпиц."