С подачи князя Евгения Николаевича Трубецкого у нас пошло гулять выражение "умозрение в красках". Как и всякое красивое выражение, а оно несомненно красивое, будучи оторвано от контекста, оно начинает нагружаться такими смыслами, о которых и автор, полагаю, не думал.
Тут думаю, следует определиться, считать ли русскую иконопись частью мирового художественного процесса, корни которого уходят в Др. Грецию и Рим, или она нечто особенное, возникшее ниоткуда. Сразу оговорюсь, что говорить о русской, да и о иконописи вообще, нельзя без учета того, что это искусство несущее духовную нагрузку.
Я просто постараюсь показать на примерах развитие искусства эпохи Возрождения, проследя его от фресок Помпей практически до самого старта Высокого Возрождения.
Замечу сразу, что следует различать греческую вазовую живопись и живопись фресковую и станковую (энкаустику). Они развивались параллельно, но это были разные искусства и живопись станковая и фресковая очень мало повлияли на живопись вазовую.
Да, и еще на полях. Сейчас уже мало у кого вызывает сомнение, что все развитие искусства Индии, а через ее посредство и стран ЮВА, Китая и Японии имело очень сильное греческое влияние. Это прослеживается и в архитектуре, и в скульптуре, даже в живописи. Даже такие, казалось бы самобытные, китайская, японская и корейская школы живописи имели своим истоком страну, о существовании которой их жители и не догадывались - Грецию. Тут спасибо надо сказать Александру Македонскому и элинистическим государствам, что образовались в Средней Азии на обломках его империи.
Но вернемся к иконописи. Поехали.
Фрески из Помпей.
Тут прошу обратить внимание на манеру изображать складки одежды. Абсолютно такая же манера будет и у русских иконописцев.
Здесь посмотрите на лессировки белым. Абсолютно так же будут применять их русские иконописцы.
Я намеренно опускаю известные фрески в помпеянском лупанарии, хотя там широко представлена такая декорация, как фресковая имитация завешивания стены тканью. Опускаю по вполне понятным причинам. Но, чтобы было понятно, о чем речь, дам фото, как это выглядит в Грановитой палате (кусочек из моего фото):
Идем дальше.
Знаменитая помпейская фреска "Жертвоприношение Ифигении". На ее связь с древнерусской иконой обратил внимание выдающийся историк древнерусской живописи Виктор Никитич Лазарев и подробно ее исследовал.
Разумеется, речь не идет о том, что русские иконописцы знали про эту фреску. Про нее и греки и итальянцы-то ничегошеньки несколько веков не знали, но дело в том, что греческая живопись, а расписывали Помпеи в основном греки или их ученики, хоть и не была такой косной, как египетская, но тоже состояла из определенного набора, как теперь сказали бы, штампов.
Теперь перенесемся в Египет.
У большинства египтян, даже очень богатых, на саркофаг денег не хватало, а личину покойника сохранять было надо. Обходились просто - писали его портрет на особливой дощечке. Иногда это даже не портрет был, а уже нечто готовое, где просто имя покойника писали - все одно, египтяне так изображали человека, что даже его близкие не всегда могли его распознать. Не фараоны, чай.
А тут вдруг греки Египет полонили, ну, и натурально ввели свои обычаи. Портреты сразу стали много схоже с оригиналом. Вот эти портреты со знаменитого кладбища в Фаюме и посмотрим.
Писали такие портреты на дереве в технике энкаустики (восковые краски). Про саму технику опущу. Важна не она. Важна манера письма и материал. Дерево. При том, что сами доски делали почти так же, как делают для икон сейчас. Несколько досочек, соединенных двумя или тремя шипами. Иногда и нарочитое углубление делали.
Теперь про собственно иконы.
Вот две одни из самых древних икон. Обе сделаны в технике энкаустики. Шестой век по Рождестве Христовом. Обе были найдены на Синайском п-ве, но совсем не факт, что там написаны. Их вполне могли и в Греции и в Риме написать, даже в Испании или еще где.
Свв. Сергий и Вакх
Христос Вседержитель
В обоих этих ранних иконах мы видим как преемство с живописью из Помпей, так и то, что будет в живописи Второго Рима, Италии и Древней и Московской Руси.
А вот теперь я намеренно отставляю живопись православную, а именно греческую (Второго Рима), давшую миру даже больше примеров "умозрения в красках", чем Русь, и живопись Руси, и целиком обращаюсь к живописи Италии. КАТОЛИЧЕСКОЙ ИТАЛИИ. Той, что была сердцем латинского мира. Даю просто в хронологии.
Запрестольно-выносной крест из собора св. Матфея в Пизе. Конец 12 века.
Образ Спасителя (на фотографии плохо виден крест в нимбе, но он есть):
Клейма с этого креста:
Кто-то скажет, что тут "прослеживается влияние Византии". Но дело в том, что так писали по ВСЕЙ Италии. Это не пресловутое "влияние Византии", это - общее культурное наследие и единое культурное пространство.
Еще один запрестольно-выносной крест, но из Болоньи, и собора св. Доминика. Середина 13 века. Художник - Ченни ди Пепо (знаменитый Чимабуэ, кого Джотто считал своим учителем)
Клейма Богородицы и Евангелиста Иоанна:
Мадонна из собора в Сиене. Есть точная датировка (была подарена собору в 1267 году).
Св. Франциск Ассизский в житии. 1270 год. Художник - Гвидо ди Грачиано.
Клеймы жития:
Как видим, если сам святой изображается уже с некоторыми робкими попытками реализма (ноги, руки, лик), то жития вполне даже и не отличимы от манеры письма православных иконописцев той поры, как греческих, так и русских. Если бы не треугольный верх - дань готике, то такая икона вполне органично смотрелась бы и в православном храме. Замечу, что некоторые древние иконы из храмов Новгородской и Псковской земель до сих пор вызывают вопросы, а не католические ли они. Не были ли они привезены вначале из Италии в ту же Ливонию, а потом и на Русь.
Фрагмент фрески крипты собора в Сиене. 1280-е годы.
И вот уже Джотто (Giotto di Bondone) (ок.1267 — 1337)
Крест из ц. Санта Мария Новелла, Флоренция. (1290—1300)
Крест из ц. Св. Франциска, Римини. (1310-17)
Крест из Лувра. 1315 год.
Фреска "Поцелуй Иуды". Падуя, капелла дель Арена.
Собственно, родоначальником Ренесанса в изобразительном искусстве считается Чимабуэ, но фактически все началось с Джотто. Но заметьте, ведь и он не так далеко отошел от традиции живописи, что имеет свои корни в Древней Греции.
В общем, кто хочет углубиться в тему, отсылаю вас к работам Виктора Никитича Лазарева. Собственно, я тут просто конспективно изложил его мысли. В принципе, с его смерти, история искусств, я имею ученых всего мира, мало чего нашла в этом вопросе дополнительного. Просто переливают из пустого в порожнее.
И еще раз. Я намеренно не рассматривал тут греческую и древнерусскую иконопись. Почему? Да потому.
И про сам термин... Всякий раз, когда ученый вводит новый термин, а Е.Н. Трубецкой таки ввел это "умозрение в красках", он должен очень осторожно относиться к нему. Термин не должен быть слишком красивым, "пленительным". Ведь от пленительности до прелести один шаг. И часто те, кто говорит о древнерусской иконописи, говорят так, будто не было и нет иконописи греческой, а там есть просто фантастические по силе образы, ни той же итальянской, а она была и, замечу, есть.
И даже скажу для кого-то "ересь". Для меня Эль-Греко - тоже умозрение в красках, да и Рафаэль, его Мадонны, тоже. Когда я впервые увидел Сикстинскую Мадонну, я был просто ошеломлен ею. Из нее шла такая сила! Такая мошь именно горнего мира... Увы, ни одна репродукция не передает этого.
PS. И еще. Для лучшего понимания того, что такое православная живопись, как греческая, так и русская, а равно и для лучшего понимания их родства с живописью итальянской полезно выкинуть из головы пустой термин "Византия". Ввел его в оборот Томас Гоббс, хоть и числящийся по разряду философов, но человек весьма неумный и недалекий (как и большинство английских философов, которые, за редким исключением, скорее риторы, чем философы). Называть следует просто - Константинополь или Второй Рим. Кстати, тогда многие и многие вещи культурологического плана встают на свои места, и тут же аки дым исчезают "византинизм" и прочая лабуда, что поселилась в головах большей части нашей интеллигенции, любящей по рассуждать на кухне за бутылкой теплой водки, да под гитару "о Судьбах России и Кровавом Режиме". Меньше разлюли-малины, а больше знания и понимания. Меньше образованьщины и бардовских песнопений.
olelookoyeah
June 25 2011, 11:53:24 UTC 8 years ago
История живописи, Лазарев, развитие техники письма... Джотто, да, начало "возрождения", всё это понятно, но всё не то...
"умозрение в красках", да, и у гельмана тоже "умозрение в красках".
Я о разнице в идеологии, в философии, в подходе.
Со времён великой схизмы церкви нам с францисками, хоть ассизскими, хоть какими, разговаривать не о чем.
что такое исихазм и его выражение хоть в творчестве, хоть в человеческой жизни.
Что такое молитвенное правило схимника и что такое общение с бесами, тут тоже, надеюсь, объяснять не надо...
Никак не могу собраться с мыслями, т.к. сижу на кухне, тут челядь, суета, подготовка к празднику...
поговорим ещё за "тёплой водкой" ;)
papa_gen
June 25 2011, 12:17:14 UTC 8 years ago
А есть и разлюли-малина, граничащая, а порой и переходящая грань прелести. И когда практику исихазма объявляют чуть ли не главной доктриной православия - это тоже прелесть. Не сам исихазм, а именно настаивание на том, что это единственная правильная вариация православия. А от этой прелести недалеко уже и до имяславия, а там и как один из теперешних монастырей на Афоне, что от всех отпал.
Все это плоды гордыни. Как же! Мы единственно правильные! Погрязли латиняне во гресе!
А знаете ли Вы, что определением Синода РПЦ от 1959 года православные могут причащаться Св. Тайн в католических храмах? Конечно, при условии, что нет православных храмов. При том только на Пасху, Рождество, а равно в случае болезни.
И ведь никто спасительность латинских тайн не отрицает. Даже священство их в православие принимается без совершения хиротонии, а сущими в сане. Т.е. представитель католического духовенства в присутствии православного епископа громко во время Великого входа на Литургии приносит покаяние, облачается во священные одежды и служит службу дальше. БЕЗ ХИРОТОНИИ.
Священство признаем, таинства признаем, а вот разговаривать с ними нам не о чем?
Слишком много в этом напускного. И католики являли нам образцы верного исповедания веры. Уже и после Великой Схизмы.
И еще раз. Схизма вовсе не значит ересь. Схизма есть отпадение от полноты Церкви, но не отпадение от пути спасения и от богословия.
Но это уже особый разговор.
И еще. Часто тирадами про "говорить не о чем" просто прикрывается грех филэтизма. Такой тоже есть.
olelookoyeah
June 25 2011, 13:15:16 UTC 8 years ago
и так далее...
Ну да ладно, нам же с Вами детей не крестить...
papa_gen
June 25 2011, 13:17:45 UTC 8 years ago
olelookoyeah
June 25 2011, 13:49:19 UTC 8 years ago
А Вам невдомёк какая политика ведётся католической церковью многие века и особенно последние, по отношению к православной церкви например?
papa_gen
June 25 2011, 14:15:23 UTC 8 years ago
Но я так же знаю, что Св. Церковь признает все таинства Римской Церкви, а потому все римо-католики присоединяются, тут важен даже этот, на первый взгляд малозначащий термин, ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ, а не принимаются, через миропомазание, если миропомазание не было совершено уже в римской Церкви, или через таинство покаяния, если миропомазание (конфирмация) было совершено. За покаянием следует таинство причастия, за которым присоединенному усваивается имя в православии (у греков и сербов, где привязки к святым нет, присоединенный может носить любое имя по выбору).
Священнослужители римской Церкви присоединяются к православию сущими в сане. При этом, проводится проверка не был ли такой священнослужитель под запретом в Римской Церкви и с чем связан запрет. Если с недостойным поведением, то в присоединении в сане может быть отказано.
Чин присоединения одинаков как для католиков латинского обряда, так и для католиков греческого обряда (униатов).
Присоединение католического духовенства совершается с благословения Св. Синода епархиальным архиереем или его викарием, в той епархии, где священнослужителю надлежит служить.
Если принять во внимание Ваши слова, то все эти определения Св. Синода, восходящие еще к деяниям 12-13 веков, являются бредом и ересью. Но тем не менее это - факт, и это - повседневная практика Церкви. Если отставить в сторону присоединение католиков-униатов, а взять только католиков латинского обряда, то в РПЦ сейчас на территории РФ служат не менее четырех священников, присоединенных из православия. А уж про пратриаршие приходы в США и Зарубежную Церковь я вообще молчу. Добавлю, что в Лондоне, в соборе Св. Иоанна Крестителя (РПЦ) по просьбам присоеденившихся из католичества прихожан раз в неделю служат Литургию латинским (Медиоланским) чином, т.е. мессу, но с причащением под обоими видами, и православным исповеанием Символа Веры.
olelookoyeah
June 25 2011, 14:23:40 UTC 8 years ago
То же самое спрашивают у католических священников, когда они переходят в православие.
papa_gen
June 25 2011, 14:33:57 UTC 8 years ago
Вопрос не в этом, вопрос в том, что эти "догматы", относящиеся по большей части к телогуменам, т.е. частным богословским мнениям, вполне даже допустимым, пока они не навязываются всей полноте Церкви как единственно правильные. И они, эти телогумены, став "догматами", вполне могут породить и часто порождают уклонение людей в еще большую прелесть. Т.е. сами эти догматы к отпадению от Бога не ведут, но весьма способствуют умножению прелестей, что сильно распространено у католиков. Особенно т.н. "чувственные переживания".
И потом, это - новшество, а главное в православном богословии: ничего нового, кроме того, что сказано в Писании. Толкования допустимы, пока не входят в противоречия с ним, а равно и с умозрениями ранней Церкви.
Я постарался ответить Вам наиболее точно, а потому ответ получился несколько великоват.
olelookoyeah
June 26 2011, 01:03:17 UTC 8 years ago
Чтобы приоткрыть завесу, сообщу Вам, что я давний любитель и почитатель творчества великого философа А.Ф.Лосева.
papa_gen
June 26 2011, 07:36:21 UTC 8 years ago
olelookoyeah
June 25 2011, 14:09:39 UTC 8 years ago
papa_gen
June 25 2011, 14:16:56 UTC 8 years ago
papa_gen
June 25 2011, 14:20:54 UTC 8 years ago
papa_gen
June 25 2011, 14:56:29 UTC 8 years ago
Вот, кстати, весьма любопытная гравюра, где он запечатлен с епископской панагией, но в партикулярном платье, т.е. до совершения чина присоединения к православию:
Замечу, что сам он активно присоединял в православие не только униатских священнослужителей, но и священнослужителей латинского обряда. При нем из латинского обряда в православие перешло 19 приходов вместе со священниками.
sir_nigel
June 26 2011, 06:48:37 UTC 8 years ago
Подпись: Схизматик. ;)
papa_gen
June 26 2011, 07:31:07 UTC 8 years ago
Я только конспективно изложил труды В.Н. Лазарева. Замечу, что во Франции и Испании преемство в изобразительном искусстве было прервано и там иконописи, в отличие от Италии, как таковой не было.
saloniq
July 3 2011, 00:00:16 UTC 8 years ago
По композиции на мой взгляд любопытно сравнение с фракийскими табличками римского периода.
Например вот такие: http://s005.radikal.ru/i212/1107/a6/cf52005af632.jpg
(корявенько получилось конечно, сорри. но основной посыл по-моему виден)