Кадр из фильма "Плохой хороший человек", снятого по "Дуэли". Эпизод разговора про разжижение мозгов
У французов есть понятие "суть профессии" (métier de profession). Раньше, в средние века, чтобы поступить в цех, человек должен был доказать, что он владеет этой самой сутью, ремеслом. Для этого ему нужно было сделать chef-d'œuvre. И потом уже человек, вступив в цех, мог не подниматься до своего прежнего уровня, показанного в шедевре, но все знали, что этот человек ремеслом владеет добре.
Писатель в отличие от перчаточного мастера или мастера сундуков, так поступать не может. У него, если, конечно, это хороший писатель, проходных работ, выставленных на публику быть не может. Нет, они могут быть, но на публику они не выставляются обычно.
И в этом смысле очень показателен А.П. Чехов. Ведь у него все работы отделаны и очень тщательно.
Вот показательная штука. Повесть "Дуэль".
Там есть один момент, показывающий, что Чехов мастер, владеющий ремеслом. Т.е. он понимает, как должно писать. Не как ему хочется, но как должно.
"Самойленко потребовал белого вина со льдом. Когда выпили по стакану. Лаевский вдруг спросил:
- Скажи, пожалуйста, что значит размягчение мозга?
- Это, как бы тебе объяснить... такая болезнь, когда мозги становятся мягче... как бы разжижаются.
- Излечимо?
- Да, если болезнь не запущена. Холодные души, мушка... Ну, внутрь чего-нибудь."
Заметьте, как профессиональный врач А.П. Чехов, врач хороший, написал этот диалог. Он совсем не пустился в медицинские детали, хотя и мог. Он не грузит читателя. Вообще. А ведь он тут, мог, подобно Улицкой, только профессионально, целую сагу про разжижение мозгов написать. А не написал.
Почему? А потому что знал, что рядовому читателю это будет не интересно.
Зато он довольно подробно написал про то, как статский советник военно-медицинской службы Самойленко пьет свой утренний кофе:
"Каждое утро ему подавали на подносе чашку кофе, высокий граненый стакан с водою и со льдом и рюмку коньяку; он сначала выпивал коньяк, потом горячий кофе, потом воду со льдом, и это, должно быть, было очень вкусно, потому что после питья глаза у него становились маслеными, он обеими руками разглаживал бакены и говорил, глядя на море:
- Удивительно великолепный вид!"
И очень четкая, краткая и четкая характеристика:
"С большой стриженой головой, без шеи, красный, носастый, с мохнатыми черными бровями и с седыми бакенами, толстый, обрюзглый, да еще вдобавок с хриплым армейским басом, этот Самойленко на всякого вновь приезжавшего производил неприятное впечатление бурбона и хрипуна, но проходило два-три дня после первого знакомств, и лицо его начинало казаться необыкновенна добрым, милым и даже красивым. Несмотря на свою неуклюжесть и грубоватый тон. эго был человек смирный, безгранично добрый, благодушный и обязательный. Со всеми в городе он был на "ты", всем давал деньги взаймы, всех лечил, сватал, мирил, устраивал пикники, на которых жарил шашлык и варил очень вкусную уху из кефалей; всегда он за кого-нибудь хлопотал и просил и всегда чему-нибудь радовался. По общему мнению, он был безгрешен, и водились за ним только две слабости: во-первых, он стыдился своей доброты и старался маскировать ее суровым взглядом и напускною грубостью, и, во-вторых, он любил, чтобы фельдшера и солдаты называли его вашим превосходительством, хотя был только статским советником."
И еще. Чехов-писатель и Чехов-врач нигде не пересекаются. Чехов-публицист с Чеховым-врачом пересекаются, а Чехов-писатель нет.
denisslavin
August 12 2013, 04:39:05 UTC 6 years ago
papa_gen
August 12 2013, 04:52:56 UTC 6 years ago Edited: August 12 2013, 04:54:39 UTC
Чехов очень хорошо знал один принцип, что часто забывают травильшики анекдотов и посредственные писатели: не следует рассказывать в смешанной компании анекдотические случаи на производственную тематику - либо не поймут, и придется объяснять в чем соль, либо поймут не так, а могут и воспринять как нечто ужасное, например, большинство анекдотов из работы следователей или врачей могут вызвать у слушателей "не в теме" заикание. Равно и писателю не следует углубляться в процессы прокатки труб большого диаметра. Большинство читателей такую книгу просто выбросят.
Ну, а писателям на военные темы лучше меньше писать про панорамы, дульные тормоза и прочее, что не понятно тем, кто всего этого в живую не щупал.
Вот я знаю, что такое кабельтов, мой отец очень хорошо знает, что такое кабельтов. Но моя мама этого не знает. И моя жена этого не знает.
Тут ведь важно, чтобы читатель зевать не начал. И Чехов это очень туго как писатель знал.
denisslavin
August 12 2013, 06:17:19 UTC 6 years ago
В любом случае, я вашу мысль о том, что писателю не стоит зацикливаться на деталях в узких темах, понял (уже из самого вашего поста). Более того, я с этой мыслью согласен. Я лишь желал присовокупить высказанное в первом комменте мнение к вашему. Тем более, что они разрез не идут, а дополняют друг друга. Согласитесь, метод, избранный Чеховым во взятых вами фрагментах, исполняет функцию, о которой я сказал (раскрытие характеров героев), и при этом не нагружает читателя информацией.
papa_gen
August 12 2013, 07:51:52 UTC 6 years ago
denisslavin
August 12 2013, 07:55:57 UTC 6 years ago
papa_gen
August 12 2013, 08:04:37 UTC 6 years ago
А пускаться в пустопорожние домыслы про мог-не мог оставим фантастам. Ведь мы же с вами люди, стоящие на твердой почве.
colette_rus
August 12 2013, 09:10:59 UTC 6 years ago
denisslavin
August 12 2013, 09:25:42 UTC 6 years ago
papa_gen
August 12 2013, 11:04:15 UTC 6 years ago Edited: August 12 2013, 11:08:13 UTC
И еще. Когда говорят о профессии Чехова, все как-то забывают, что он был одним из богатейших писателей своей поры в Европе. Так что даже не совсем понимаю, к чему вы тут пишите про его профессию. Какую?
И да. Вы не ответили на вопрос о Дымове, но почему-то дальше дудите в дудку про то, что вы не думаете. Вам дают вещные аргументы, а вы заявляете про то, что вы считаете. Считаете, заметим, голословно. Это странно, согласитесь.
denisslavin
August 12 2013, 11:33:40 UTC 6 years ago
papa_gen
August 12 2013, 11:44:36 UTC 6 years ago
Вопрос именно в том, что позиция "я так вижу" в данном случае является только лишь попыткой оригинальничанья. Т.е. выставления собственного "я" без всякого основания. Вопрос именно в этом, а не в том, что вас такого вумного не поняли дураки.
denisslavin
August 12 2013, 12:01:44 UTC 6 years ago
По сути поста - я ваше мнение не оспариваю и, как вы позволили себе выразиться, оригинальничать не пытался. Напротив, я, прочитав ваш пост, счёл вашу мысль правильной и интересной и поймал себя на мысли, что она оказалась совершенно новой для меня. Я и не думал, что мой комментарий о том, что конкретно медицинские детали для Чехова не табу, вызовет такой шквал негодования с вашей стороны.
papa_gen
August 12 2013, 12:57:28 UTC 6 years ago Edited: August 12 2013, 12:59:00 UTC
И никто никаких чувств, тем более таких ярких, как негодование, к вам не испытывал. Вас только попросили привести аргументы. Их у вас не было, а было пресловутое "Я так вижу".
Но мы с вами умные люди, и прекрасно знаем, что за "Я так вижу" чаще всего скрывается не оригинальный взгляд на мир и феномены натуры, а всего лишь попытка встать в позу пустой и ничтожной личности, любящей пуститься в описание того, как она ходила в детстве в воскресную школу, а теперь в Бога не верит, но верит, что все будет хорошо.
Ведь вы же тут занимались рекламированием своей персоны. Разве не так?
Давайте уже будем цивилизованными людьми и начнем публику обманывать честно! К чему эти ужимки в стиле Дом-2? Скажу вам как честный гражданин, стоящий при том на платформе: Прекратите уже ковырять харизму! Это никому не интересно.
Начните уже выезжать в свет. Там можно потрясти публику похотью. На худой конец подеретесь с официантом за лишний бокал шампанского. Будет, что вспомнить, когда придет отравленная виагрой старость!
Так что прощение нужно вам просить за попытку устроить тут рекламную акцию себя любимого и орррррррррррригинального.
denisslavin
August 12 2013, 13:13:21 UTC 6 years ago
ЗЫ Ну, не совсем прощайте, конечно. Почитывать ваш блог я всё-таки продолжу, но от коммментариев воздержусь.
papa_gen
August 12 2013, 13:52:06 UTC 6 years ago
papa_gen
August 12 2013, 11:09:03 UTC 6 years ago
colette_rus
August 12 2013, 06:03:03 UTC 6 years ago
И по сути Вами сказанного согласна.
papa_gen
August 12 2013, 07:52:41 UTC 6 years ago